Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Московский экономико энергетический институт

Промышленность: Московский экономико энергетический институт - 7-11-2013, 22:18

Валерий Сергеевич ПЕТРАКОВ ректор Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Экономико-энергетический институт»Валерий Сергеевич ПЕТРАКОВ

ректор Негосударственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Экономико-энергетический институт»

 

О ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КАДРОВ ДЛЯ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

 

Москва — крупнейший мегаполис России и Европы, а ее энергетический кластер входит в число наиболее энергоемких городов мира. Первостепенная роль в жизнедеятельности российской столицы, повышении качества условий жизни людей, уровня комфортности в деловых центрах и общественных зданиях отводится топливно-энергетическому комплексу Москвы.

 

Современная энергетика представляет собой высокотехнологичный бизнес, определяющий высокие требования к подготовке конкурентоспособных профессиональных кадров в рыночных условиях. Предприятия энергетической отрасли Москвы и Подмосковья заинтересованы в привлечении квалифицированных работников, выполняющих трудовые функции, которых раньше либо не было, либо они в значительной степени трансформировались. Все чаще появляются рабочие места, связанные с реализацией различных инновационных проектов. Зачастую существующие в энергетике технологии по генерации, передаче, трансформации и реализации энергии по своей природе и исполнению уникальны. Они непрерывно совершенствуются, а их применение и эксплуатация требуют новых профессиональных знаний, которые не предусмотрены в действующих стандартах образовательных программ. Непременным условием эффективного применения новых наукоемких процессов и технологий является ликвидация дефицита квалифицированных кадров, в особенности технических специалистов — инженеров и техников. Этот дефицит — главное препятствие инновационного развития в нашей стране.

 

В 1997 году при поддержке руководства «Мосэнерго» с целью подготовки специалистов среднего и высшего профессионального образования (СПО и ВПО), а также повышения квалификации рабочих для предприятий энергетической отрасли Москвы и Московской области, было создано Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Экономико-энергетический институт» (НОУ ВПО ЭЭИ). Создателем института и его президентом является М. Б. Славин. Институт работает с ярко выраженной ориентацией на корпоративную подготовку кадров для энергетических компаний и организаций. Вся организация образовательного процесса пронизана идеалами корпоративности, поскольку опорой сотрудничества являются такие коллективы, как Департамент топливно-энергетического хозяйства Москвы, Открытое акционерное общество МОЭСК, Открытое акционерное общество «Мосэнергосбыт», Открытое акционерное общество «Объединенная энергетическая компания» («ОЭК»), Открытое акционерное общество «МОЭК», Открытое акционерное общество «Мосэнерго» и другие.

 

За 15-летний период существования института было подготовлено больше тысячи специалистов со средним и высшим профессиональным образованием. Сегодня в институте обучается около 800 студентов-производственников из 87 энергетических компаний, предприятий и организаций Москвы и 68 городов и поселков Московской и соседних областей. Среди студентов института в основном преобладают мужской пол (71,9%) и лица старше 25 лет (68,4%). Принятое ими решение учиться по системе очно-заочного обучения осознанно и обдуманно, ибо обучение платное, а большинство студентов знают цену заработанным деньгам, имеют стаж работы 5–8 и более лет. 78% студентов работают и учатся по своей специальности. В 2013 году 180 студентов отделений СПО и ВПО успешно защитили выпускные квалификационные работы в государственной аттестационной комиссии. В соответствии с Соглашением о сотрудничестве выпускники — инженеры и бакалавры ЭЭИ — имеют возможность продолжить обучение в магистратуре и аспирантуре Национального исследовательского университета «Московский энергетический институт» (МЭИ), Национального исследовательского технологического университета «МИСиС» и Государственного университета управления (ГУУ).

 

В институте работают две выпускающие кафедры.

 

Кафедра «Энергетики» готовит специалистов по направлениям: «теплоэнергетика и теплотехника», «электроэнергетика и электротехника», с профилями подготовки: «тепловые электрические станции», «теплоснабжение и теплотехническое оборудование», «электрические станции, сети и системы», «релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем».

 

Область и объекты профессиональной деятельности выпускников кафедры включают в себя комплекс технических средств, технологических способов и методов получения, преобразования, распределения и применения тепловой и электрической энергии, а также производственные и технологические процессы, автоматизированные системы и средства технологического оснащения автоматизации, контроль и диагностирование, программно-информационное и техническое обеспечение энергетических объектов.

 

В процессе обучения выпускники овладевают:

 

• методами расчета электрических и тепловых сетей городов, населенных пунктов, предприятий;

 

• знаниями и навыками по использованию экономических и информационных технологий в энергетической отрасли, а также в энергетических службах предприятий различных отраслей промышленности;

 

• методами обеспечения безаварийной эксплуатации электрических станций, электрических и тепловых

сетей;

 

• методами оптимального эффективного распределения и передачи тепловой и электрической энергии.

 

Безусловно, инженерные науки и их освоение не могут не опираться на современный лабораторный практикум. В связи с этим при организации учебного процесса большую помощь нам оказывает Национальный исследовательский университет «Московский энергетический институт». В соответствии с заключенным Договором о сотрудничестве в образовательной деятельности между ЭЭИ и МЭИ был открыт доступ нашим студентам в лаборатории, оснащенные современным оборудованием кафедр электромеханики, релейной защиты и автоматизации энергосистем, теоретических основ электротехники, информационно измерительной техники, электрофизики и технологии металлов.

 

Учебный процесс на кафедре экономики и менеджмента строится на основе сочетания двух направлений в подготовке дипломированного специалиста.

 

С одной стороны выпускнику даются общепрофессиональные знания по дисциплинам, позволяющие работать в любой отрасли экономики, без учета специфики предприятий энергетики. Такие дисциплины, как экономика предприятия, организация предпринимательской деятельности, менеджмент, маркетинг, анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности, дают общие знания, навыки проведения экономических расчетов и обоснования принимаемых решений, что позволяет выпускнику осуществлять свою деятельность в любой отрасли экономики. Это актуально в силу изменчивости рынка труда и высокой степени общности внутрифирменных экономических процессов независимо от отраслевой и продуктовой специфики компании.

 

С другой стороны, в учебном плане экономистов предусмотрен блок инженерно-технологических дисциплин отрасли, которые раскрывают технологические особенности предприятий энергетики. Это дает расширенные знания по экономике предприятий энергетики в тесной связи с технологией и отраслевыми особенностями производства и возможность более высокой эффективности освоения специфики предприятия в процессе практической деятельности, а также при трудоустройстве на предприятия энергетики.

 

Принятая кафедрой за основу концепция позволяет оптимально сочетать отраслевую специфику и углубленную теоретическую и практическую подготовку по общепрофессиональным и специальным дисциплинам. Подготовка студентов по специальности «экономика и управление на предприятии» обеспечивает выпуск специалистов, способных в короткие сроки адаптироваться к динамично изменяющейся конъюнктуре рынка труда.

 

Одним из приоритетных направлений совершенствования технологий обучения в современном мире, являются методы обучения, основанные на совершенствовании самостоятельной работы студентов, которые позволяют не только существенно улучшить качество усвоения знаний, но и значительно снизить финансовые затраты на организацию обучения. Сохраняя преимущества очно-заочной формы обучения студентовпроизводственников и понимая все трудности этой системы в овладении знаний, мы пришли к выводу о том, что этому контингенту студентов крайне необходимы дополнительные часы занятий в виде дистанционного обучения. Целью дистанционного обучения является предоставление студентам возможности получения и освоения профессиональных образовательных программ СПО и ВПО непосредственно на рабочем месте или по месту проживания. Для этого в институте применяются комплексы образовательных технологий: кейсовая, телекоммуникационная и Интернет, на веб-портале института размещаются следующие материалы:

 

• учебный план специальности, который содержит перечень изучаемых дисциплин и испытательных форм контроля знаний,

 

• пароли доступа к учебно-методическим пособиям и преподавателям-лекторам,

 

• навигационные маршруты по связи с конкретным преподавателем для консультации, передачи контрольных и домашних работ, тестирования, а также для обсуждения тем курсовых и выпускных квалификационных работ,

 

• новостной форум с информацией об организации учебного процесса, расписанием зачетов и экзаменов, результатами итогового тестирования,

 

• доступ к ресурсам и к электронной библиотеке и пользование услугами интернет-провайдеров в удобное для студента время,

 

• необходимые учебно-методические материалы, в том числе курсы лекций, практические задания, тесты и контрольные вопросы, позволяющие самостоятельно осваивать необходимые учебные дисциплины.

 

Основным направлением научной работы кафедр является решение проблемы разработки и реализации энергоэффективных и энергосберегающих технологий, а также повышение эффективности использования энергетических ресурсов. Преподаватели института принимают активное участие в разработке и реализации городской целевой программы по энергосбережению до 2025 года. Результаты исследовательских работ публикуются в ежегодном сборнике научных трудов ЭЭИ.

 

Многолетней традицией в ЭЭИ является проведение научно-практической конференции студентов по актуальным проблемам экономики и управления в отрасли энергетики.

 

Студенты докладывают о своих работах, выполненных на преддипломной практике. В 2013 году были отмечены работы студентов по разработке новых видов деятельности предприятий с целью повышения конкуренции на примере филиала «МТЦ», ОАО «Мосэнергосбыт», а также реконструкция системы электроснабжения механического цеха ОАО Завод стальных конструкций города Конаково и проектирование электрической сети системы электроснабжения жилого района напряжением 10/0,4 кВ в Новой Москве.

 

Для нужд энергетической отрасли Московского региона институт ведет подготовку по трем крупным направлениям: электроэнергетика и электротехника, теплоэнергетика и теплотехника, экономика и управление на предприятии, которые объединяют такие специальности, как электрические станции, электроэнергетические системы и сети, релейная защита и автоматизация электроэнергетических систем и другие.

 

С большинством московских энергетических компаний институтом заключены договора по совершенствованию подготовки специалистов, а также организации базы учебно-производственных практик студентов, программ специальных дисциплин, тематик курсовых проектов и выпускных квалификационных работ студентов.

 

Сложившиеся деловые отношения между корпоративными партнерами и институтом основаны на постоянном поиске ответов на вопрос: как готовить и чему учить будущих специалистов, чтобы они были востребованы на рынке труда и могли выдержать конкуренцию? Естественно, что в области образования потребности у бизнеса мобильнее. Они формируются в большей степени на профессиональных стандартах, а не на образовательных. В связи с этим образовательная составляющая института более консервативная и не в состоянии максимально быстро реагировать на потребности рынка. Здесь институту необходимо иметь большую самостоятельность в подготовке учебных программ.

 

В стратегических компаниях энергетики приоритетными направлениями деятельности в области кадровой политики является закрепление перспективного персонала путем развития заинтересованности, повышения квалификации, направление работников на обучение в средние специальные и высшие профессиональные учебные заведения за счет собственных средств.

 

Обучение персонала компаний всех уровней — рабочие, служащие, специалисты, руководители — является составляющей частью корпоративной культуры. В каждой крупной компании имеются учебные центры, где разрабатываются программы профессиональной подготовки и повышения квалификации персонала. Фактически эти учебные центры дают рекомендации для направления наиболее успешных работников на обучение в ЭЭИ по системе СПО и ВПО.

 

Примером сотрудничества в области образовательной деятельности, в соответствии с действующим соглашением, служат конкретные практические предложения со стороны корпоративных партнеров, таких как крупнейшие энергосбытовая и электросетевая компании страны ОАО «Мосэнергосбыт» и ОАО «ОЭК».

 

От ОАО «Мосэнергосбыт» поступило предложение о выделении в качестве отдельных курсов таких тематических направлений: учет в электроэнергетике, автоматизированные системы коммерческого учета.

 

ОАО «ОЭК» предложила выделить в отдельный курс «Оперативно-диспетчерское управление», знание которого необходимо при организации эксплуатационных работ в электрических сетях.

 

Дисциплина «Учет в электроэнергетике и системы автоматизированного учета» опирается на курсы «Общая энергетика», «Информационно-измерительная техника», «Электроэнергетические системы и сети», «Электрические станции и подстанции», которые являются дисциплинами профессионального цикла (вариативная часть) основной образовательной программы подготовки бакалавров по профилю «электроэнергетические системы и сети» направления 140400 «электроэнергетика и электротехника».

 

Для студентов СПО в этом направлении читаются курсы лекций: «Учет и реализация электрической энергии», «Приборы учета электрической энергии», а также «Автоматизированные системы управления в электроэнергосистемах».

 

ОАО «ОЭК» — эксплуатационная организация электрических сетей, осуществляющих комплекс мероприятий, на правленных на решение задач по обеспечению оптимизации процесса выработки, передачи и распределения электроэнергии, а также диагностики технического состояния оборудования, с целью планирования проведения ремонта и его замены. Для нее диспетчеризация является основой и выделение курса «Оперативно-диспетчерское управление» в программе дисциплины «Эксплуатация электрических сетей», безусловно, необходимо. В новой редакции программа будет состоять из двух курсов — «Обеспечение работоспособного состояния электрических сетей и диагностика неисправностей» и «Оперативно-диспетчерское управление в электрических сетях».

 

В настоящее время система профессионального образования и рынок труда не обладают эффективными технологиями по подготовке и переподготовке кадров в связи с тем, что при наличии федеральных государственных образовательных стандартов зачастую в учебных заведениях отсутствуют профессиональные стандарты, включающие систему качества подготовки специалистов для отрасли. Поэтому необходима организация взаимодействия энергетических компаний с учебными заведениями для подготовки нужных предприятиям специалистов. Работодатели принимают участие как в формировании современной системы качественного профессионального образования и в профессиональной аккредитации образовательных программ, так и в квалификационной сертификации специалистов.

 

Принцип построения предлагаемых образовательных программ — модульный. Каждый из наших корпоративных партнеров может сформировать индивидуальный заказ для подготовки специалиста в рамках существующих образовательных стандартов. Структура и содержание курсов по модулям связана с особенностями промышленных энергетических технологий, применяемых компаниями. В этом случае компания — заказчик непосредственно принимает участие в разработке и реализации учебной программы и в ее систематическом мониторинге, а институт — исполнитель находится в стационарном взаимодействии с компаниями, изучает их интересы и требования не только к спецкурсам, но и к курсовым и выпускным квалификационным работам студентов-производственников.

 

Эффект от такого взаимодействия ЭЭИ и энергетических компаний очевиден. Компании получили возможность влиять на содержание учебных модулей и оценку компетентности своих студентов-сотрудников, особенно по итогам защиты их выпускных работ. При этом ЭЭИ получает авторитетную поддержку своей системы образования в форме очно-заочного обучения, повышает собственную конкурентоспособность и значимость.

 

Сложившаяся в институте система образования и отраслевой рынок труда адаптированы. Выработаны эффективные способы взаимодействия в целевой подготовке и переподготовке специалистов по практико-ориентированным программам. Модель взаимодействия института и энергетических компаний апробирована на этапе корректировки применяемых образовательных программ, введения в вариативную часть разделов необходимых модулей спецкурсов и программ специальных практик на производстве, усвоения профессиональных стандартов. Разработка совместимости образовательных и профессиональных стандартов для учебного процесса является задачей ближайшего будущего.

 

ЭЭИ активно готовит профессиональные кадры для энергетической отрасли. Он быстро развивается, совершенствует материальную базу, повышает качество образования. Образовательные технологии постоянно совершенствуются с целью достижения максимального усвоения знаний; они направлены на то, чтобы предоставить студентам возможность получения качественного образования и достойного места в обществе.

 

Коллектив института приглашает абитуриентов на обучение в ЭЭИ по программам высшего и среднего профессионального образования в области энергетики.

 ("Межотраслевой альманах №42-2013 год")

  



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30