Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Космическая программа Буран

Наука, Научные статьи: Космическая программа Буран - 9-12-2013, 20:00

Программа буранМНОГОРАЗОВЫЙ, БЕСПИЛОТНЫЙ, ПЕРВЫЙ И ПОСЛЕДНИЙ…


В статье использованы материалы секции Авиакосмическая РИА и книги «Доспехи для Бурана. Материалы и технологии ВИАМ для МКС «Энергия–Буран» под общей редакцией Генерального директора ВИАМ, академика РАН Евгения Николаевича КАБЛОВА

 

Со времени успешного полёта многоразового орбитального корабля «Буран» минуло 25 лет. Еще за полтора десятка лет до этого лучшие представители инженерного корпуса нашей страны объединились, чтобы создать уникальный корабль, равного которому в мире не было. Более 1600 смежных организаций внесли свои идеи и труд в общий проект. Для многих создание новой техники оказалось главным делом жизни. К юбилею «Бурана» по всей стране состоялись торжественные собрания трудовых коллективов.

 

15 ноября 1988 года многоразовый крылатый орбитальный корабль «Буран» после космического полёта совершил посадку на полосу аэродрома в Байконуре. Эта посадка, выполненная в автоматическом режиме, стала одним из наиболее ярких достижений науки и техники XX века. Отклонение от заданных параметров полета составило 1 секунду по времени и полтора метра на посадочной полосе. Так был подведен итог многолетней напряжённой работе многих коллективов предприятий авиационной и ракетно-космической промышленности, ряда других отраслей, отраслевых институтов и институтов Академии наук. Можно сказать, что над реализацией программы «Энергия»-«Буран» работала вся страна, и крылатый многоразовый орбитальный корабль был наиболее сложной, наукоёмкой частью этой программы.

 

К 25-летию со дня полета «Бурана» по всей стране состоялись праздничные события. 15 ноября 2013 года в ДК «Салют» собрались представители коллективов Научно-производственного объединения «Молния» (головное предприятие по разработке планера и систем корабля) и Тушинского машиностроительного завода (головное предприятие по изготовлению орбитальных кораблей). В торжественном собрании приняли участие также представители кооперации, институтов и общественных организаций: ЦАГИ, ЦНИИмаш, ЛИИ, ЦИАМ, Центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина, МОКБ «Марс», ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, РСК МиГ, ОКБ Сухого, РАН, МГТУ им. Н.Э. Баумана, МФТИ, МАИ, МАТИ-РГТУ им. К.Э. Циолковского, Российская инженерная академия, Федерация космонавтики России, Музей истории космонавтики, Институт истории естествознания, науки и техники.

Программа Буран

 

Состоялся круглый стол «Роль новых материалов и технологий в создании космической техники», посвященный 25-летию успешного запуска многоразовой космической системы «Энергия-Буран», организованный во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ).

 

По словам академика Е.Н. Каблова, проекты такого масштаба и технического уровня существенным образом способствуют развитию отечественной промышленности, толкают вперёд прикладные и фундаментальные исследования. Созданные в рамках проекта материалы и прорывные технологии, по сути, представляли собой первый шаг, первую попытку начать переход в новый, шестой технологический уклад.

 

15 мая 1987 года с космодрома Байконур впервые стартовала сверхтяжёлая ракета-носитель «Энергия». Запуск стал сенсацией для мировой космонавтики. Появление носителя такого класса открывало перед нашей страной захватывающие перспективы. В своём первом полёте ракета-носитель «Энергия» несла в качестве полезной нагрузки экспериментальный аппарат, названный «Полюс». А ровно через полтора года, 15 ноября 1988 г., на Байконуре произошло событие, которое теперь принято называть стартом отечественного многоразового космического корабля «Буран».

 

Стартовал в тот день не просто «Буран», а многоразовая космическая система «Энергия-Буран», космический челнок выводился на орбиту мощнейшей на то время ракетой. Продолжительность полёта составила 205 минут, корабль совершил два витка вокруг Земли, после чего произвёл в автоматическом режиме посадку там же, на Байконуре, на аэродроме Юбилейный. Данный факт полёта космического аппарата в автоматическом режиме под управлением бортового компьютера вошёл в Книгу рекордов Гиннесса.

 

От новых материалов до межорбитального комплекса

 

Программа БуранСоздание многоразовой космической системы (МКС) «Энергия-Буран» — наиболее масштабная космическая программа в истории советской космонавтики. В её осуществлении приняли самое активное участие 1600 предприятий, конструкторских и научных организаций 70 министерств и ведомств. В их числе: ОАО «ЛИИ им. М.М. Громова», ЦАГИ им. профессора Н.Е. Жуковского, НПО «Энергомаш», НПО «Молния», ВИАМ. Работа над проектом продолжалась 18 лет, и в ней участвовали более одного миллиона человек, общие расходы на программу превысили 16 млрд рублей или 26,7 млрд USD (курс рубля составлял тогда: 60 коп. = 1 USD).

 

Этот проект стал, увы, последним глобальным советским научно-техническим проектом не только в космической области, но и вообще последним проектом, в осуществлении которого участвовала вся великая страна. Сейчас, по прошествии уже четверти века, может быть, трудно оценить их масштаб.

 

В середине августа 1987 года в НПО «Энергомаш» прошло совещание руководителей организаций, участвующих в создании многоразового орбитального корабля. Председательствовал на совещании Генеральный директор НПО академик В.П. Глушко. В повестке дня был всего один вопрос, о готовности «Бурана» к полёту.

 

Главный конструктор «Бурана» генеральный директор НПО «Молния» Г.Е. Лозино-Лозинский и директор Тушинского машиностроительного завода С.Г. Арутюнов доложили, что комплексная программа экспериментальной отработки орбитального корабля «Буран», начиная с материалов, узлов, приборов и агрегатов и кончая кораблём в целом, выполнена полностью. В том числе был создан самолёт-аналог орбитального корабля «БТС-02» для горизонтальных полётов.

 

Для исследования аэродинамических характеристик корабля на участке входа в атмосферу и для испытания теплозащитных покрытий были сконструированы и построены аппараты «Бор-4». «Бор» запускали шесть раз, четыре из них — на полный орбитальный виток. Цикл подготовительных работ был закончен, и было принято решение о готовности орбитального корабля «Буран» к полёту. Присутствовавшие на совещании руководители подписали этот протокол. От ВИАМа подпись поставил заместитель начальника института Вячеслав Тихонович Минаков.

 

Заметим, что все теплозащитные материалы для «Бурана» были созданы в довольно короткие сроки практически с нуля во Всесоюзном институте авиационных материалов (ВИАМ). Здесь была сформирована мощная группа сотрудников, разрабатывавших полный комплекс теплозащитных материалов (ТЗМ). И это была, конечно, не только широко известная сейчас плитка, это были и углеродные материалы, и фетр, и клеи, и разнообразные покрытия, и уплотнительные материалы. Мало кто знает, что специально для «Бурана» был разработан бериллиевый сплав для тормозной системы. Сейчас этот сплав широко используется в авиации, и в военной, и в гражданской. Для «Бурана» созданы совершенно уникальные смазки, работоспособные при сверхнизких температурах в условиях глубокого вакуума. Не менее сложной задачей, успешно решённой, было создание стёкол для иллюминаторов.

 

Догоним и перегоним…

 

В начале 1970-х годов в СССР программа развития космических исследований не предусматривала создание многоразовых кораблей. Но активные работы, проходившие в Америке, привлекали пристальное внимание отечественных специалистов. «Наверху» отношение к многоразовым системам было весьма скептическим. Прежде всего, одноразовые системы доставки грузов на орбиту намного дешевле. Во-вторых, предприятия Министерств авиационной промышленности и общего машиностроения были и так плотно загружены работой.

 

Был проведён анализ перспективных концепций транспортных кораблей многоразового использования. В марте 1972 г. (всего через месяц после старта в США программы «Space Shattle») в военно-промышленной комиссии (ВПК) Президиума Совета Министров СССР прошло совещание. Специалисты ЦНИИМаша, НИИ-4 (Министерство обороны), а также представители ВВС и Главного управления космических сил подробно обсудили ситуацию, и с этого времени работы по созданию МКС оказались под постоянным контролем ЦК КПСС и ВПК.

 

При решении вопроса о том, делать корабль «большим» или «маленьким», свою роль сыграло то, что научные и конструкторские задачи, встающие при разработке этих кораблей, весьма схожи. Нужно создать теплозащитные материалы, обеспечить аэродромную посадку, освоить новые виды горючего (жидкий водород). Ну и конечно, по своим параметрам отечественная система не должна была проигрывать «американцу».

 

Задача была сложной и особенных энтузиастов, желающих её решить, не находилось. Однако, когда американский челнок «нырнул» над Москвой до высоты всего 80 км, а затем повторил этот манёвр, нашлись и желающие, и средства, и, как теперь принято говорить, «административный ресурс». Военным стало понятно, что система такого рода вполне может, по словам академика Келдыша, «выпустить платформу где-нибудь над Архангельском и спокойно уйти в сторону, а вы не успеете не только её сбить, даже обнаружить толком не успеете».

 

И тогда вмешался секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Было выпущено историческое закрытое Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР №2 132-51 от 17 февраля 1976 года, хотя предложения по созданию МКС были сформулированы ещё в 1974-1975 годах. Первоначально программа предусматривала разработку серии унифицированных ракетносителей для развёртывания лунной базы, но позже приоритетным направлением было признано создание в интересах Министерства обороны СССР многоразовой космической системы, аналогичной американской системе “Space Shattle”.

 

МКС должна сочетать в себе свойства обычного атмосферного самолёта и орбитального космического корабля, что вызывало дополнительные трудности при проектировании многоразовой космической системы, включающей в себя: разгонные ступени, орбитальный корабль, межорбитальный буксир-корабль, комплекс управления системой, стартово-посадочный комплекс и другие наземные устройства. Всё это должно было обеспечить вывод полезных грузов массой до 30 т на орбиту высотой 200 км и возвращение с орбиты грузов до 20 т.

 

Уже в марте 1978 года был готов технический проект и начался выпуск технической документации.

 

***

 

Программа оказалась незаконченной, оборванной на самом интересном месте, на переходе к пилотируемым полётам. По большому счёту, окупаемость такого рода проектов не может быть выражена только в деньгах. Опыт кооперации, новые материалы, нашедшие применение в других (и не только смежных) отраслях, новые подходы к исследованиям и технологическим разработкам, сами новые технологии — всё это «побочные» результаты работы над грандиозным проектом, оценить их в рублях или долларах затруднительно.

 

Сейчас представляется уникальная возможность использовать наработанный при создании «Бурана» опыт, материалы, технологии. Забыть об этом — преступление.

 

REUSABLE, UNMANNED, FIRST AND LAST… Since the time of the successful flight of reusable orbital spaceship “Buran” 25 years have passed. Still fifteen years before that, best representatives of the engineering corps of our country united in order to create a unique spaceship which had had no rivals in the world. More than 1600 related organizations contributed their ideas and work in the overall project. On November, 15, 1988 reusable winged orbital spaceship “Buran” after finishing her flight touched the landing strip of Baikonur. That landing performed in automatic mode became one of the most striking achievements of science and technology in the XX century.

 

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

ДЕЛОВАЯ СЛАВА РОССИИ 5 (43) выпуск 2013


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)