Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Российская инженерная академия » Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич

Российская инженерная академия: Лозино-Лозинский Глеб Евгеньевич - 11-12-2013, 13:27

Глеб Лозино-Лозинский

 

ЛОЗИНО-ЛОЗИНСКИЙ ГЛЕБ ЕВГЕНЬЕВИЧ

 

Во всем мире Глеб Лозино-Лозинский известен прежде всего как главный конструктор крылатых космических летательных аппаратов и авиационно-космических систем.

 

Герой Социалистического Труда, генеральный конструктор и генеральный директор НПО «Молния», академик-секретарь и основатель секции Авиакосмическая Российской инженерной академии, действительный член Международной академии астронавтики, доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственных премий, международной премии имени Ойгена Зенгера. (25.12.1909—28.11.2001)

 

 

Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский родился 25 декабря 1909 года в Киеве. В декабре 1930 года окончил Харьковский механико-машиностроительный институт, получив квалификацию инженера-механика по специальности «паротехника»; распределен на Харьковский турбогенераторный завод.

 

С 1932 года работал в Харьковском авиационном институте и Центральном котлотурбинном институте (Ленинград), с марта 1942 года — в Особом конструкторском бюро А.И. Микояна (с декабря 1945-го — начальник бригады). Придя в ОКБ, стал работать над созданием силовых установок (СУ) нового типа. Спроектированная под его руководством форсажная камера с регулируемым соплом позволила начать штурм звукового барьера. В феврале 1950 года на МиГ-17 с двигателем ВК-1Ф впервые в нашей стране была достигнута скорость звука в горизонтальном полете (с 1952 года самолеты МиГ-17Ф выпускались серийно). За эти работы Лозино-Лозинскому были присуждены Сталинские премии 2-й (1950) и 1-й степени (1952). Затем он возглавил работы по повышению эффективности СУ вновь создаваемого сверхзвукового самолета МиГ-19 (его заменил лучший истребитель своего времени МиГ-21). В апреле 1957 года Глеб Евгеньевич был назначен заместителем главного конструктора ОКБ; за работу над МиГ-21 в апреле 1962 года ему была присуждена Ленинская премия.

 

В 1970 году Г.Е. Лозино-Лозинского назначили главным конструктором сверхзвукового перехватчика МиГ-31 для ПВО страны, способного достигать скорости полета М=3. Самолет предназначен для длительного патрулирования и борьбы со всеми классами воздушных целей в любое время суток, в сложных метеоусловиях, при интенсивном ведении радиоэлектронной борьбы. За этот самолет в апреле 1975 год Лозино-Лозинский был удостоен звания Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой Звезды «Серп и Молот». Лозино-Лозинский принимал также непосредственное участие в создании МиГ-29 — одного из лучших истребителей четвертого поколения. По образному выражению журналистов, Лозино-Лозинский «связал землю, небо и космос». Практические работы по крылатой космонавтике в начале 1965 года были поручены ОКБ А.И. Микояна, их возглавил Глеб Евгеньевич (главный конструктор темы с июня 1966 года). Создавалась двухступенчатая авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. По всем параметрам система «Спираль» превосходила американского конкурента

 

По образному выражению журналистов, Лозино-Лозинский «связал землю, небо и космос». Практические работы по крылатой космонавтике в начале 1965 года были поручены ОКБ А.И. Микояна, их возглавил Глеб Евгеньевич (главный конструктор темы с июня 1966 года). Создавалась двухступенчатая авиационно-космическая система «Спираль», состоящая из гиперзвукового самолета-разгонщика и орбитального самолета (ОС) с ракетным ускорителем. По всем параметрам система «Спираль» превосходила американского конкурента Dyna Soar. Многие технические решения проекта «Спираль», в частности компоновка гиперзвукового самолета-разгонщика, и сейчас представляют интерес для развития авиации.

 

23 февраля 1976 года министром авиационной промышленности СССР П.В. Дементьевым был подписан приказ об организации Научно-производственного объединения «Молния» — специализированного аэрокосмического предприятия, которому поручили создание планера многоразового орбитального корабля (ОК) «Буран» и части его бортовых систем, а также обеспечение полета при спуске с высоты 100 км. НПО «Молния» назначалось головным предприятием по разработке, Тушинский машиностроительный завод (ТМЗ) — головным по изготовлению. Г.Е. Лозино-Лозинский был назначен генеральным директором и главным конструктором НПО «Молния».

 

Создание планера «Бурана» потребовало решения большого комплекса проблем с привлечением практически всех основных научных и производственных коллективов авиационной промышленности, а также ряда организаций других министерств. Ведущими институтами министерства авиационной промышленности по различным направлениям работ были ЦАГИ, ВИАМ, ЛИИ, НИАТ. В этот период наиболее ярко проявился организаторский талант Г.Е. Лозино-Лозинского, его требовательность и целеустремленность. Для решения поставленной задачи были необходимы согласованная работа многих коллективов, высочайшая исполнительская дисциплина, и Глеб Евгеньевич никому не давал поблажек — ни себе, ни своим заместителям, ни представителям предприятий-межников. Он был руководителем жесткого типа, не допускал никаких отступлений от предъявляемых требований. Комплекс организационных мероприятий, предпринятых в период создания НПО «Молния», может служить образцом для реализации сложных проектов в будущем.

 

По заказам НПО «Молния» в НИАТ разработано несколько десятков новых технологических процессов для ОК, воплотившего в себе все новейшие достижения в области материаловедения, технологии. Опытный завод НПО «Молния» был ориентирован на координацию всех производственных и строительно-монтажных работ, на изготовление наиболее сложных агрегатов, на обеспечение экспериментальных работ и моделирования процессов функционирования систем планера.

 

Для трубных исследований аэродинамики орбитального корабля было организовано модельное производство. Большую роль при создании «Бурана» сыграли исследования по программе «Бор», включавшей суборбитальные и орбитальные полеты экспериментальных летательных аппаратов, запускаемых серийной ракетой-носителем. Экспериментальный летательный аппарат «Бор-5» — геометрически подобная модель орбитального корабля в масштабе 1:8. Запуск осуществлялся с полигона Капустин Яр с помощью баллистической ракеты (максимальная высота полета — 210 км, максимальная скорость — 5 км/с).

 

Одно из значимых достижений периода создания «Бурана» — бесчертежно-бесплазовая технология формообразования плиток теплозащиты. Главный конструктор принял важное и смелое по тем временам решение ориентироваться на автоматизированные методы на базе использования цифровых вычислительных машин, широкое применение которых потребовалось практически во всех направлениях работ по орбитальному кораблю. Особенно это относится к математическому и полунатурному моделированию при отработке системы управления. Понадобились тысячи часов машинного времени для набора достаточной статистики, подтверждающей работоспособность алгоритмов автоматического управления движением корабля на участках спуска, предпосадочного маневрирования и посадки.

 

Алгоритмы и оборудование системы управления прошли отработку также на летающих лабораториях и аналоге БТС-002. Отряд летчиков-испытателей блестяще выполнил программу горизонтальных летных испытаний, обеспечившую успешную автоматическую посадку. Прошли всестороннюю отработку алгоритмы и автоматического, и ручного управления. Первый полет был выполнен в полностью автоматическом режиме, что, несомненно, было значительным достижением по сравнению с американским «Шаттлом». Над задачей создания «высокоинтеллектуальной» автоматической системы управления работали многие специалисты и ученые в таких организациях, как НПО АП, МОКБ «Марс», ЦАГИ, НПО «Молния», РКК «Энергия».

 

Одним из интереснейших достижений программы «Энергия-Буран» было решение проблемы транспортировки элементов системы к космодрому. После анализа возможностей железнодорожного транспорта была реализована воздушная транспортировка на внешней подвеске самолета 3М-Т, построенного на базе бомбардировщика 3М конструкции В.М. Мясищева. Позже для этой цели был создан более мощный самолет-транспортировщик Ан-225 «Мрия» конструкции О.К. Антонова. В 1989 году этот самолет доставил орбитальный корабль «Буран» на авиационный салон в Ле-Бурже (Франция). Особенность самолета заключалась в том, что он создавался не только для транспортировки элементов системы «Энергия-Буран», но и в качестве подвижной стартовой платформы для запуска ракетной ступени авиационно-космической транспортной системы. Работы по этой системе были начаты в НПО «Молния» еще в 1982 году. Проект получил название МАКС — Многоцелевая авиационно-космическая система. Несмотря на то что работы по «Бурану» шли полным ходом, разработке МАКС Лозино-Лозинский уделял очень большое внимание. Благодаря преимуществам подвижного воздушного старта эта система открывает новые возможности в решении широкого спектра задач в космосе.

 

Понимая, что после 1991 года мир изменился и вопросы финансирования стали самыми сложными, Лозино-Лозинский искал пути организации международной кооперации для финансирования проекта МАКС. Его яркие выступления на научно-технических конференциях и симпозиумах в США, Испании, Германии, Италии, Китае сделали проект широко известным во всем мире. Глеб Евгеньевич как академик секретарь секции «Авиакосмическая» Российской инженерной академии приложил много усилий для организации регулярных международных аэрокосмических конференций и конгрессов в нашей стране. Первая конференция была проведена в 1992 году в поселке Менделеево Московской области. Изданы труды в семи томах с полным изложением всех докладов, эти результаты и сейчас не утратили своей значимости.

 

Специалистами НПО «Молния» под руководством Г.Е. Лозино-Лозинского также проведены исследования по широкому спектру проектов многоразовых космических транспортных систем, различающихся типом старта, типом двигательной установки, количеством ступеней. Важным направлением исследований были также проекты самолетов схемы «триплан» различной размерности.

 

Глеб Евгеньевич был научным руководителем международных исследований, проводимых совместно с Украиной и Европейским космическим агентством (темы Ан-225/Хотол, демонстратор RADEM и другие). Активная международная научная и общественная деятельность Г.Е. Лозино-Лозинского получила широкое признание — он избран действительным членом Международной академии астронавтики, награжден престижной медалью имени Ойгена Зенгера. В последние годы жизни Глеб Евгеньевич очень большое внимание уделял воспитанию достойной смены, подготовке кадров для авиационно-космической промышленности. Глеб Евгеньевич организовал в МАТИ — РГТУ имени К.Э. Циолковского цикл лекций «История и перспективы аэрокосмических транспортных систем» и 9 октября 2001 года блестяще прочитал вводную лекцию по этому курсу.

 

Глеб Евгеньевич прожил долгую жизнь, которую полностью посвятил служению авиации, делу укрепления научно-технического и оборонного потенциала страны. Нескольким поколениям авиаторов, которым посчастливилось работать с ним, Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский навсегда запомнится как яркая личность, талантливый авиаконструктор и организатор производства.

 

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

ДЕЛОВАЯ СЛАВА РОССИИ 5 (43) выпуск 2013


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

Анонсы


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Октябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Май 2020 (1)
Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (4)