Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Проблемы саморегулирования

Промышленность: Проблемы саморегулирования - 17-12-2013, 13:30

 

 

Виктор Викторович ЛЕЩЕНКО,

генеральный директор Общества с ограниченной ответственностью «Научно-технический центр «Нефтегаздиагностика», председатель Правления Научно-промышленного союза «РИСКОМ»

 

ЕСЛИ ГОСУДАРСТВО ОТКАЗЫВАЕТСЯ ОТ ВЫПОЛНЕНИЯ НАДЗОРНЫХ ФУНКЦИЙ, ИХ ВОЗЬМУТ НА СЕБЯ СЛУЧАЙНЫЕ ЛЮДИ

 

В Государственной Думе вновь обсуждается законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации, касающиеся экспертизы промбезопасности. Предлагается отменить лицензии и ввести саморегулирование, которое апробировано в строительной отрасли. Весной Президент остановил это начинание в последний момент, причем высказался о нем в достаточно жесткой форме. Прошло время, и вновь законопроект получил поддержку профильного комитета по промышленности.

 

Происходит попытка передать контроль промышленной безопасности в частные руки путем замены государственного лицензирования деятельности в области проведения экспертизы промбезопасности опасных производственных объектов (ОПО) на обязательное членство в СРО – саморегулируемых организациях.

 

Экспертной организации, чтобы получить право выдавать ЭПБ, достаточно будет вступить в одну из СРО — то есть по большому счету только заплатить членские взносы.

При внешней безобидности предлагаемых изменений их реализация чревата самыми разрушительными и необратимыми последствиями для государства. Ведь радикальные и принципиальные изменения одного из важнейших и сложнейших государственных институтов строятся вопреки базовым принципам управления, вопреки элементарной логике.

 

Отдавать на саморегулирование бизнеса безопасность огромного количества людей — это нонсенс. Как можно перекладывать на бизнес-сообщество несвойственные ему функции? У государства и бизнеса принципиально разные задачи: задача бизнеса — извлечение прибыли и увеличение капитализации, а вот обеспечение безопасности жизни и здоровья граждан — это конституционная обязанность государства.

 

Любое регулирование осуществляется в интересах того, кто это регулирование осуществляет. Согласно теории управления, недопустимо, чтобы правила и инструкции разрабатывались теми, кто их должен будет выполнять. Ведь когда правила пишут себе сами исполнители, то они их напишут так, чтобы получить максимальную собственную выгоду с минимальной ответственностью. И это притом, что персональную ответственность перед государством заменяют на солидарную ответственность перед владельцем опасного производства!

 

Ростехнадзор, отказавшись от проверки заключений ЭПБ по существу, предполагает повысить ответственность экспертов и следить за деятельностью СРО. Но опять же с точки зрения теории управления известно — чем больше звеньев в рычаге управления, тем хуже управляемость. А полагаться на «внутреннее самосознание и дисциплину», когда на кону большие деньги, в лучшем случае наивно. Если разрешить курить на пороховом складе — то люди будут курить! СРО как механизм во всей красе показали себя в сфере строительства. За шесть лет ни одна из заявленных при создании этого института задач не была решена. Допуски от СРО на любой деятельности продаются и покупаются на каждом углу. Почта завалена предложениями: «Допуски СРО за два дня, дешевле всех!» А ведь это сфера безопасности людей!

 

Обязательное членство в СРО — это просто механизм выкачивания денег из компаний. Многие тысячи реально работающих организаций разорились, бесконечные платные проверки членов СРО — массовое явление. При этом колоссальные суммы компенсационных и страховых взносов, минуя государственный бюджет, поступают на счета частных банков. По закону в оборот их пускать нельзя, эти деньги лежат мертвым грузом, но за счет вторичных банковских инструментов их вполне реально использовать для личного заработка. То есть бюджет лишится средств, которые в него поступали в виде лицензионных сборов. Сотни миллиардов рублей выводятся из реального сектора экономики и раскручиваются спекулятивные финансовые инструменты.

 

Даже реальный надзор за СРО не в состоянии убрать с рынка недобросовестные компании. Компанию выгоняют из одной СРО — она через неделю уже в другой… Да и не заинтересовано СРО выгонять своих членов, это ведь потеря взносов. И в случае выявления самых грубых нарушений вопрос тоже легко решается. Никаких механизмов, которые бы исключали вымогательство и взяточничество в новой системе — системе СРО, просто не существует. При этом коррупционные механизмы в саморегулировании заложены системно. Имеем классическую подмену понятий — борьба с коррупцией путем ее легализации.

 

Многие эксперты и промышленники убеждены, что в сфере промышленной безопасности уменьшение роли государства будет губительно для страны. Сегодня есть прямые взаимоотношения между государством и экспертной организацией. Подобную систему необходимо сохранить. Промышленная безопасность является особой, критически важной сферой для государства, непосредственно затрагивающей интересы национальной безопасности, к которой общегражданские подходы недопустимы, а любые изменения требуют тщательной и скрупулезной проработки. Непродуманные эксперименты в этой сфере недопустимы.

 

Авторы законопроекта говорят о необходимости развития современных рыночных механизмов, ссылаются на мировой опыт. Но в действительности речь идет либо об определенным образом интерпретированном опыте, либо об опыте 10–20-летней давности. И США, и Япония, и европейские страны с развитой промышленностью после периода экспериментов в некоторых отраслях экономики, не связанных с безопасностью, законодательно запретили многие отраслевые формы саморегулирования, а действующие общественные саморегулирующиеся организации национализировали. После серии крупных катастроф, в частности катастроф нефтяной платформы в Мексиканской заливе и на атомной электростанции «Фукусима», прямой государственный контроль в сферах, связанных с промышленной безопасностью только усиливается.

 

Вместо усовершенствования и устранения имеющихся недостатков действующей, работоспособной государственной системы обеспечения промышленной безопасности, эффективная и бесперебойная работа которой непосредственно влияет на жизнеспособность страны, предлагается радикально заменить ее принципиально другой, не имеющей аналогов нигде в мире.

 

Безусловно, в сфере промышленной безопасности накопилось много серьезных проблем, но связаны они как раз со снижением надзорной активности Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) с постепенным разрушением сложившейся системы промышленной безопасности и технического регулирования. Ярчайший пример — авария на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции. В РАО «ЕЭС» сами себе написали правила, сами себе разрешили работать на запрещенных режимах, чтобы увеличить экономическую отдачу станций, сами следили за выполнением своих же правил. Все в рамках закона, и никто ни в чем не виноват. Так что нам надо не ослаблять, а восстанавливать регулирующие и надзорные функции государства. Дальнейшее дерегулирование крайне опасно.

 

Как уже было сказано, законопроект впервые появился в Думе в апреле, но в ситуацию тогда вмешался Президент Российской Федерации В.В. Путин, им было сказано четко и однозначно: в промышленной безопасности вопрос саморегулирования закрыт.

 

И вдруг законопроект, отвергнутый Президентом, неожиданно получает положительное заключение профильного думского комитета. Президент Путин с самого начала своей деятельности в качестве главы государства восстанавливал в России это самое государство, порушенное в 90-е годы, ликвидировал независимые олигархические и криминальные группы, приватизировавшие рычаги власти. Причем у некоторых из них был бюджет больший, чем бюджет страны. И в начале 2000-х годов государство было восстановлено.

 

Казалось, что пути назад нет, но сросшееся с бизнесом чиновничество, стремящиеся погреть руки на монополии криминальные бизнес-структуры только на время затаились и теперь жаждут реванша. Нынешняя реформа промышленной безопасности, когда регулирование в сфере, являющейся одним из базовых элементов государственности, пытаются отдать бизнес-структурам, — одна из форм этого реванша.

 

Во всем мире, во все времена, когда государство самоустраняется от решения проблем, ему на смену всегда приходят либо криминал, либо специфические бизнес-структуры, преследующие исключительно свои финансовые интересы. Причем вначале, используя слабости государственных институтов, идет накопление капитала, а потом внутри этих бизнес-структур выявляются сильные лидеры, которые уже сами делегируются во власть для решения собственных задач, лоббирования собственных интересов. Вспомните, как это было в России в 90-х годах ХХ века, когда силовые регулирующие функции взяли на себя рэкетиры и бандиты, которые вскоре объединились в организованные преступные группы со своими правилами и стандартами — «понятиями», своими компенсационными и страховыми фондами — так называемыми общаками. А потом появились «оборотни в погонах».

 

Под прикрытием развития саморегулирования страна на новом витке социально-экономических процессов рискует опять вернуться в эпоху свободной охоты олигархических и криминальных структур. Но раньше это были обыкновенные бандиты или предприниматели, не платящие налоги. А теперь все легально: есть СРО, есть взносы в это СРО, поразительно напоминающие воровской общак…

 

Реформы ради реформ — крайне опасная затея. Общество во все времена живет по одним и тем же законам. Если государство отказывается от выполнения надзорных функций, их возьмут на себя случайные люди.

 

(Межотраслевой альманах ДСР №43/2013г.)

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30