Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Саморегулирование в России

Промышленность: Саморегулирование в России - 18-12-2013, 23:24

Саморегулирование в России

 

Владимир Георгиевич ХАРЕБОВ,

председатель Совета директоров группы компаний «ИНТЕРЮНИС»

 

САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКЛЮЧАЕТ ПЕРСОНАЛЬНУЮ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

 

Во всем мире техногенные аварии признаны источником угрозы для человека, а в России одна известная компания открыто сообщает об экономии двух миллиардов на мероприятиях по промышленной безопасности! Чем это грозит жителям городов и поселков, расположенных неподалеку от объектов с «экономными» управляющими? Каждый сможет представить сам. Кроме того, законодатели продолжают насыщать правовое поле решениями, которые могут спровоцировать еще более напряженную ситуацию.

 

О проблемах экспертизы промышленной безопасности как руководитель специализированной организации могу рассказать практически все. Деятельность нашей компании не ограничивается экспертной оценкой: мы проводим техническую диагностику, разрабатываем и внедряем системы комплексного диагностического мониторинга на опасных производственных объектах, ведем разработку новых методов и приборов. Наша компания «ИНТЕРЮНИС» входит в научно-промышленный союз «РИСКОМ» — некоммерческую организацию высокопрофессиональных экспертов промбезопасности, — которым руководит Н.А. Махутов.

 

Николай Андреевич — это человек, которых единицы, это исключение из правил, к сожалению. Он не лоббирует, он работает и создает систему безопасности в нашей стране. А также он создал общественную организацию НПС РИСКОМ, сформировал позитивное отношение к ее работе. При этом ни одного документа не было принято без общего обсуждения на Экспертном совете РИСКОМа — каждое свое решение Махутов подтверждает обсуждением. Он всегда действует мягко, уверенно и доказательно. Так его предложения проходили апробацию в нашем сообществе экспертов.

 

Мы уже не раз формировали серьезную протестную волну в рамках обсуждения закона о саморегулировании для экспертных организаций и добились отсрочки на несколько лет. Но попытки «протащить» не самые удачные решения еще будут.

 

Начнем с того, насколько компетентны люди, руководящие нашим направлением на предприятиях и в организациях. Руководитель департамента, отвечающий за промбезопасность, не должен быть финансистом как минимум. Такой «специалист» не сможет адекватно оценить и законы, и инициативы.

 

Объективно должен сказать: чиновники Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзора) сделали многое, чтобы снизить коррупцию в сфере экспертизы промбезопасности. Ростехнадзор, к примеру, ругали за лицензии. На самом деле это было очень прогрессивное решение. Документы на лицензирование сдавали в единое окно и через месяц получали. Какие отделы работали, в каком кабинете ставили подписи — лицензиату неизвестно. Теперь внедрена электронная форма общения с Ростехнадзором, и тем самым снова убрана определенная коррупционная составляющая, но никто не пишет, как это важно! До сих пор под руководством Ростехнадзора на нашем рынке коррупции ставился заслон, так как весь документооборот переводится в электронную форму. Но если появится саморегулирование, коррупционная составляющая станет легитимной: плати взнос — получай допуск.

 

Принципиальный вопрос о введении саморегулирования в сфере промбезопасности со стороны представителей Администрации Российской Федерации еще весной был оценен отрицательно, и мы перестали отслеживать, кто и что лоббирует. И вдруг этой осенью вновь инициирован закон о СРО. Фактически идет процесс легализации коррумпированных доходов.

 

Государство не должно передавать вопросы безопасности в частные руки, нет места саморегулированию в промбезопасности. На Западе ратуют за безопасность, а у нас — за экономию денег. Никто не понимает, чем такая «экономия» может обернуться.

 

Я не против саморегулирования как принципа, но саморегулирование в промбезопасности несет зло, так как исключает персональную ответственность и государственный контроль. Несмотря на очевидное, вот уже больше трех лет идет силовое продавливание опасного закона. Безопасность — не та зона, где можно экспериментировать. Почему люди так быстро забыли аварию на Саяно-Шушенской гидроэлектростанции? В нашей сфере огромный масштаб ответственности.

 

Рынок экспертизы промбезопасности уже сокращается. Разделили опасные объекты на 1, 2, 3, 4-ю категории, теперь не каждое предприятие будет проходить экспертизу. При этом расценки на экспертизу российские нефтяники в ходе тендеров роняют очень низко и тем самым добьют оставшиеся профессиональные кадры экспертов.

 

Все, что делает Ростехнадзор, — понятно и прозрачно. К примеру, был создан документ, по которому экспертизу заказчик проплачивает вперед, до получения заключения, и тем самым исключена возможность коррупции. То есть эксперт берет на себя ответственность за конкретные деньги. Будет ли принят этот документ?

 

А что будет происходить в СРО? Законом о СРО дано право самим принять документы и технические условия, самим по этим документам провести работу, самим принять результаты работы; ответственность, таким образом, полностью утрачена.

 

Могу гарантировать: пройдите любые 200 метров вдоль улицы и на столбах обязательно встретите объявления «СРО за 30 минут». Как они проверяют «компетентность» и дают право работать на особо опасных объектах? Ответственность размазана, потому что СРО в целом отвечает за компетентность своих членов. Древние говорили: «Смотри, кому это выгодно». Вместо созидательного труда идет поиск, откуда еще можно «вытащить» деньги.

 

Когда впервые обсуждался этот законопроект в Государственной Думе, мы спросили: «Чем мы, эксперты, отличаемся от таможенников, или пограничников? Почему бы СРО не организовать и там?» У таможенников не может быть саморегулируемой организации, они же отвечают за экономическую безопасность страны! А промышленную безопасность нашей страны официально хотят передать в частные руки.

 

Если говорить о зарубежном опыте, то нас за рубежом никто законодательно не заставлял куда-то вступать, кому-то платить взносы. Мы выполняем требования в части международного сертифицирования, имеем удостоверения специалистов TUF и успешно работаем в разных странах.

 

Много раз спрашивали инициаторов проекта: «Назовите 10 пунктов, почему саморегулирование лучше, чем лицензирование», дальше первого пункта никто не продвинулся — нам объясняют, что «соберем много денег на страховой фонд». Ключевые слова — «много денег». Только у меня вопрос — куда вы их вложите? В оснащение фирм оборудованием, откроете бесплатные школы повышения уровня кадров?

 

Мы испытываем реальный голод на специалистов-профессионалов. Наша фирма столкнулась с этим уже давно. Теперь мы ищем талантливых ребят, начиная с третьего-четвертого курса института. Специалистов надо выращивать самим. Надеяться, что растить на практике кадры экспертов будут учебные центры или СРО, — абсурд.

 

Нам часто звонят и начинают разговор так: «Мне нужно положительное заключение о промбезопасности, сколько это стоит?» Отвечаем — до свидания, не в ту фирму обратились. Но как только беда случается — сразу к нам бегут. Много есть примеров, когда мы уже после аварии на объекты приходим.

 

Инициаторы закона о саморегулировании в промбезопасности уже открыто говорят, что в качестве взноса надо брать процент от оборота экспертной компании. Обсуждают не технические проблемы, которые надо решать, а денежные потоки. Получается «оговорка по Фрейду», как грустно шутят эксперты в своем кругу.

 

Вторая беда нашего государства после СРО — закон о тендерах, это очень больная тема. Сколько профессиональных, хороших компаний ушло с рынка, потому что они приходят на объект, качественно выполняют все работы, но им не платят. Выигрывают тендеры те фирмы, где нет ни одного эксперта! Три человека и компьютер. Приходится иногда слышать в свой адрес, что я рвач, потому что мои расценки выше, чем у фирм-однодневок. Однодневки воспользовались тем, что в документах появилась строка, где эксперт может давать заключение без выезда на объект: по электронке получают документы и по электронке дают заключение. А мы всегда выезжаем на место, проводим полный комплекс работ и имеем ощутимые затраты.

 

Государство провозглашает модернизацию и инновации, и вдруг на пути модернизации поставили такой заслон, как тендер. Инновация — это дорогой продукт, он не пройдет через сито тендера.

 

Мы открыли отделение в Мехико, работаем с государственной нефтегазовой компанией, прошли аттестацию и получили разрешение. Сделано достаточное количество объектов, фронт работ будет расширяться. В Мексике применяется запатентованная новая технология «ИНТЕРЮНИС» по увеличению дебета нефтяных скважин. Мы оказались эффективнее трансконтинентальной нефтесервисной компании «Шлюмберже», не говоря о том, что наш метод более экологичный. У нас есть официальное разрешение для работы на объектах в Македонии, в Иране, в Саудовской Аравии. Но это не от хорошей жизни, я не хочу жить и работать за рубежом. Я должен сохранить объемы для своей компании, сберечь уникальный коллектив.

 

Удастся ли нам в таких условиях развиваться дальше, сохранить наш небольшой научный отдел, неизвестно. Когда-то мы выпустили первую в мире аппаратуру по спектральному анализу, обошли конкурентов из США, а сейчас весь мир работает методами спектрального анализа. У нас есть разработки в сфере акустической эмиссии. Медленно дело идет, не хватает оборотных средств. Уже создан уникальный прибор, на который мы потратили три года. Но без стопроцентного результата об этом пока что говорить не будем. Тема наших исследований — беспороговая акустическая эмиссия, в основе которой объективность контроля, исключен человеческий фактор. Мы устраняем шумы и вытаскиваем сигналы, которые были ниже уровня шумов. Многие работали над алгоритмом беспороговой регистрации, но они опоздали — мы уже готовы презентовать свою аппаратуру, патенты зарегистрированы. (Межотраслевой альманах ДСР №43/2013г.)

 

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30