Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Школа устойчивого развития

Наука, Научные статьи: Школа устойчивого развития - 24-12-2013, 14:44

школа устойчивого развитияОлег Леонидович КУЗНЕЦОВ,

президент Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Международная Научная школа устойчивого развития, доктор технических наук, профессор

 

Борис Евгеньевич БОЛЬШАКОВ,

заведующий кафедрой устойчивого инновационного развития Международного университета природы, общества и человека «Дубна», Международная Научная школа устойчивого развития, доктор технических наук, профессор

 

РЕАЛИЗАЦИЯ ЕДИНОГО НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА В УПРАВЛЕНИИ УСТОЙЧИВЫМ РАЗВИТИЕМ


Работы авторов представляют единый уникальный комплекс, объединивший фундаментальную науку и инженерию, энергетику и экологию в проектировании устойчивого инновационного развития с огромным реальным и потенциальным эффектом. Актуальность и сложность создания комплекса состоит в многогранности и несоразмерности большого количества разнопредметных знаний (естественнонаучных, технологических, социальных, гуманитарных), приводящих к димензиальным (пространственно-временным) разрывам, которые, в свою очередь, являются причиной многочисленных рисков, неопределенностей, кризисов, конфликтов, негативно влияя на устойчивость развития человека и общества в окружающей его мировой среде.

 

школа устойчивого развитияВ чем суть проблемы?

 

Со времени одобрения фундаментального принципа и концепции устойчивого развития на 42-й сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций прошло 26 лет. Опубликовано множество работ, посвященных проблеме устойчивого развития. Как правило, в этих работах рассматриваются различные аспекты устойчивого развития — политические, экологические, технологические, энергетические, экономические. Но нетрудно заметить главный недостаток большинства подобных публикаций: отсутствие измеряемой взаимосвязи этих аспектов, как следствие — невозможность увидеть целостную картину и, как второе следствие, невозможность надежно проектировать и управлять устойчивым развитием.

 

Крайне мало работ, в которых проблема обсуждается на законной основе, то есть на основе общих законов природы в терминах универсальных системных мер, дающих возможность инженерного решения проблемы.

 

Исследования, проведенные нами [1,3,4,5], показали, что причиной димензиальных разрывов является «вавилонская башня» профессиональных языков, которые разрывают на куски единую систему природы (включая человека и общество). Базовые понятия и законы различных предметных областей несоразмерны. В силу этого они не связаны (или неопределенно связаны) между собой, что и порождает в сознании непонимание действительных связей реального мира, димензиальные разрывы, создает иллюзию независимости, фантомный мир ложных ценностей, усиливает «профессиональное непонимание» действительных проблем, вынуждает допускать просчеты и грубые ошибки, что и привело в итоге к глобальному кризису [1,3,4].

 

В  силу этого рассматривать устойчивое развитие общества в отрыве от общих законов природы принципиально недопустимо, так как лишает саму идею законных оснований.

 

В чем суть полученных результатов?

 

В основу единого научно-технического комплекса положены фундаментальные результаты мировых научных школ, без которых невозможно адекватно ответить на современные вызовы человечеству, а следовательно, и перейти к устойчивому развитию общества.

 

В их числе первый принцип науки — измеримость («Ум — это измерение», Н. Кузанский, 1454); первые законы науки на универсальном LT-языке (И. Кеплер, 1587); принцип необходимой достаточности, мощность, все телесное из бестелесного и наоборот, монада (Г. Лейбниц, 1711); всеобщий закон сохранения движения, тело — протяженность в движении, физическая монада (М.В. Ломоносов, 1760); логика пространства (И. Кант, 1800); логика времени (Г. Гегель, 1820); проективная геометрия (Н.И. Лобачевский, 1850); размерность массы в LT-измерении, инвариант мощности (Дж. Максвелл, 1870); труд как космическое явление в энергетическом измерении (С.А. Подолинский, 1880); космическая философия, наука и технологии (К.Э. Циолковский, 1930); принцип эволюции и развития Жизни как космопланетарного явления, биосфера, ноосфера как сфера разума — развитого ума или развитого измерения (В.И. Вернадский, 1940); принцип устойчивой неравновесности как исторический принцип развития живых систем (Э.С. Бауэр, 1935); принцип и методы тензорного анализа (Г. Крон, 1968); система пространственно-временных величин (Р.Л. Бартини, 1965); система законов — инвариантов сохранения и развития реального мира (П.Г. Кузнецов, 1975–2000).

 

Авторам впервые удалось развить идеи своих великих предшественников и на этой основе довести общепринятый мировым сообществом принцип устойчивого развития до максимальной конструктивности и рассматривать его в терминах целей, достижением которых можно управлять на основе общих законов сохранения и развития. Этого удалось достичь благодаря полученным результатам в разных областях науки и инженерии, энергетики и экологии [1,2,3,4,5,6].

 

Впервые разработаны фундаментальные научные основы устойчивого развития на основе общих законов в системе природа-общество-человек, выраженных на универсальном и точном языке пространственно-временных величин Б. Брауна — Р.Л. Бартини — П.Г. Кузнецова [1,2,3].

 

Показано, что в основе общепризнанного принципа устойчивого развития лежит общий закон природы — закон сохранения мощности (потока энергии) (Ж.Л. Лагранж, Дж. Максвелл, П.Г. Кузнецов) и его проекция — принцип «сохранения развития живых систем» В.И. Вернадского и Э.С. Бауэра.

 

Показано, что этот принцип обеспечивается неубывающей эффективностью использования полезной мощности общества во взаимодействии с окружающей его мировой средой.

 

На его основе разработан единый многоуровневый комплекс динамических моделей, включая глобальную модель, модель страны (регионы), модель отрасли и предприятия, дающих возможность управлять устойчивым развитием.

 

Впервые разработан пространственно-временной LT-метод, который дает возможность исследователю, конструктору и организатору работать на едином и точном LT-языке универсальных пространственно-временных величин [2,3,4]. Он позволяет:

 

• устранять димензиальные разрывы между субъектом и объектом управления посредством обеспечения их соразмерности и гармонизации понятий разнородных предметных областей;

 

• генерировать новые знания о законах сохранения и развития в системе природа-общество-человек;

 

• представить общие законы природы в стандартной форме, необходимой для их применения в проектировании разнообразных систем устойчивого развития;

 

• согласовывать частные точки зрения (предлагаемые решения, проекты, планы) с общими законами развития в системе природа-общество-человек;

 

• переходить в иную систему координат, в которой снимается риск неопределенности и находится требуемое решение.

 

Впервые с использованием LT-метода разработан универсальный принцип проектирования, лежащий в основе инженерии устойчивого развития; он может служить фундаментальным основанием конструирования, описания и синтеза новых технологий (новаций) в разных предметных областях, включая практически все системы жизнеобеспечения [3,4].

 

Впервые разработан ноосферный пространственно-временной LT-язык1 [2,3,4]. На его основе разработана система базовых и специальных индикаторов (индекса возможностей и потребностей, качества жизни, качества окружающей среды, устойчивости развития, эффективности использования ресурсов и других), необходимых в инженерии проектирования устойчивого инновационного развития. Впервые разработана методология и технология проектирования систем устойчивого развития с использованием универсальных мер-величин.

 

Разработана система мониторинга новаций, технология комплексной оценки новаций (эффективность, стоимость, риск, последствия) в процессе проектирования устойчивого инновационного развития на уровне регионов и предприятий [4].

 

Впервые реализован единый комплекс волновых LT-технологий, ориентированный на обеспечение глобальной энергетической устойчивости и управление свойствами массива горных пород, существенно увеличивающий эффективность использования мощности на единицу производимой продукции на истощенных месторождениях без ухудшения качества окружающей среды. Технологии внедрены в 40 странах мира и только в России дали годовой эффект около ста миллионов тонн нефти [5].

 

Впервые разработан и реализован во многих странах мира единый уникальный комплекс электронных ресурсов, технологий и баз устойчивого инновационного развития, включающий научно-образовательный портал «Научная школа устойчивого развития», самообразование в области устойчивого развития, профессиональное образование для устойчивого развития, электронную базу научных знаний, базу индикаторов устойчивого развития с расчетами по странам мира, обучающую программу и систему «Отчетность предприятий в области устойчивого развития», электронный атлас для проектирования устойчивого развития, электронную базу инновационных технологий жизнеобеспечения, периодические электронные научные издания для устойчивого развития [6].

 

Практическое значение

Полученные результаты могут иметь огромное практическое значение, так как дают возможность находить уникальные инженерные решения и проектировать инновационное развитие общества на законной основе, рассматривая устойчивость развития как проекцию общих законов природы в частные системы координат. Это особенно важно в сложных условиях современного мира.

На прошедшем в 2012 году Мировом саммите «РИО+20» убедительно продемонстрировано, что мировое сообщество мучительно ищет ответы на вопросы, на которые не дало прозрачного ответа экспертное сообщество. Однако известно «золотое правило»: ответ на вопрос, на который нет ответа, заключается в том, что этот вопрос должен быть поставлен иначе.

В соответствии с методологией, которая используется в наших работах, поставить вопрос иначе — это перейти в другую систему координат, такую, где ответ существует. Для того чтобы выйти из тупика, нужно перейти в другую систему измерений — такую, где решение проблемы становится очевидным. Эта позиция является ведущей в наших работах.

 

Полученные результаты впервые дают возможность проектировать устойчивое инновационное развитие на всех уровнях управления (глобальном, региональном, локальном) и в разных предметных областях на основе общих принципов законов — системы природа-общество-человек, выраженных в универсальных пространственно-временных величинах-мерах.

Дальнейшее развитие и реализация этих работ принесет огромный социально-экономический и экологический эффект в общемировом масштабе.

 

Литература

 

1. Кузнецов О.Л., Кузнецов П.Г., Большаков Б.Е. Система природа-общество-человек: устойчивое развитие.

М.: Ноосфера, 2000. 392 с.

2. Кузнецов О.Л., Большаков Б.Е. Устойчивое развитие: научные основы проектирования в системе природа-общество-человек. СПб.: Гуманистика, 2002. 616 с.

 3. Большаков Б.Е. Наука устойчивого развития. Книга I. Введение. М.: РАЕН, 2011. 272 с.

4. Большаков Б.Е., Кузнецов О.Л. Инженерия устойчивого развития. М.: РАЕН, 2012. 507 с.

5. Кузнецов О.Л., Чиркин И.А., Курьянов Ю.А. и др. Новые технологии и решение прикладных задач (сейсмоакустика).

Т. 3. М.: ЦИТвП, 2007. 434 с.

6. Большаков Б.Е., Кузнецов О.Л. Единый уникальный комплекс электронных ресурсов, технологий и баз устойчивого инновационного развития «Научная школа устойчивого развития» // www.устойчивоеразвитие.рф; www.sd-db.kz; www.lt-nur.uni-dubna.ru; www.lt-gis.ru; www.uni-mera.ru; www.yrazvitie.ru; www.rypravlenie.ru, 2008–2013.

 

 

 

1 Ноосферный LT-язык — это научный язык для создания системы специального научного и информационного обеспечения управления, включая LT-информатику, виртуальную LT- машину, прорывные LT-технологии проектирования и моделирования нелинейных процессов в нормальных, кризисных и конфликтных ситуациях и другие продукты промышленности ноосферного устойчивого развития на глобальном, региональном и локальном уровнях.

 

 

 

(Межотраслевой альманах ДСР №43/2013г.)



Ключевые теги: Научная школа
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ

» Большой выбор комплектующих для ПК

Календарь событий:

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Август 2019 (1)
Июль 2019 (1)
Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)