Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Российская инженерная академия » Талант инженера

Российская инженерная академия: Талант инженера - 29-12-2013, 17:04

Талант инженера 

 

Владимир Григорьевич ЧИРСКОВ,

доктор технических наук, профессор, лауреат Ленинской и Государственной премий и премии Совета Министров СССР, министр строительства предприятий нефтяной и газовой промышленности СССР (1984–1991 годы)

 

В ТЕ ГОДЫ НАИБОЛЕЕ РАСКРЫЛСЯ ЯРКИЙ ТАЛАНТ ЮРИЯ ПЕТРОВИЧА КАК ИНЖЕНЕРА


С Юрием Петровичем Баталиным мы шли рядом по жизни пятьдесят четыре года. За эти годы было всякое. Думаю, мы друг о друге знали столько, сколько никто другой о себе не знает. Многое хранит память, и многое можно вспомнить, но для этого нужен объем книги или книг. Будет возможность, расскажу более подробно. Здесь же поделюсь лишь некоторыми эпизодами из жизни и деятельности этого неординарного человека.

 

Вконце 1950-х годов я работал в тресте Туймазынефтестрой в Башкирии (город Октябрьский). Нефтеносная жила Татарии в те годы начинала скудеть. Встал вопрос: чем восполнить убывающие ресурсы? О Западной Сибири еще не было слышно. Ишимбайское месторождение Башкирии тоже клонилось к закату. В зените были Туймазинские промыслы, но их скромные возможности мало что сулили в будущем. Перспективы появились, когда в 1956 году дала нефть скважина, расположенная между деревнями Арлан и Ашит. Это было многообещающее нефтяное месторождение Большой Арлан. Для его быстрого освоения нужно было в короткие сроки создать строительные мощности, которые в данном районе отсутствовали.

 

В срочном порядке из Уфы был перебазирован трест Башнефтепромстрой, главным инженером которого назначили 30-летнего Юрия Петровича Баталина. В 1962 году он стал управляющим этого треста. Наше строительное управление также вошло в число организаций, передислоцированных в районы Арлана.

 

Когда в снежном марте 1959 года первый санный поезд, руководить которым доверили мне, пришел из Октябрьского в окрестности села Касево с грузами первой необходимости, там было построено несколько бараков да щитовые домишки. На месте будущего Нефтекамска простирались посевы озимых. Летом нам пришлось смонтировать прямо в хлебах первые башенные краны, и стройка худо-бедно приобрела индустриальный вид. К слову сказать, работники нашего управления, за исключением тех, кто болел или не мог уехать по тяжелым семейным обстоятельствам, без сожаления расстались с уютными городскими квартирами в Октябрьском и, как тогда говорили, по зову сердца поехали осваивать этот Богом забытый район Башкирии. Жить приходилось в палатках, в бараках, что не помешало в том же 1959 году переименовать село Касево в Нефтекамск.

 

То, что буквально за два года в чистом поле вырос крупный рабочий поселок, в немалой степени стало результатом ориентации на создание собственной производственной базы. Полигон железобетонных изделий, растворобетонный узел, известковая печь, лесопильный и столярный цеха — с таким набором производств можно было смело планировать и строить любые несложные, но необходимые объекты. Требовалось быстро решать проблемы устойчивого обеспечения городка водой, теплом электроэнергией. Мне пришлось вплотную заниматься этими вопросами, так как в декабре 1959 году меня назначили главным механиком треста Башнефтепромстрой.

 

Помню, буквально через час-другой после назначения меня срочно вызвал главный инженер треста Юрий Петрович Баталин: «Ты что-нибудь смыслишь в паровых котлах?» «Нет, — отвечаю, — не разбираюсь». Баталин сказал: «Жаль, а то у нас котел взорвался, поселок может замерзнуть: температурато около минус тридцати. Пойдем, на месте разберемся». Разбирались всю ночь напролет, и поселок не замерз. «Неплохое начало», — подумал я тогда, не представляя, что аналогичные истории за годы работы в Башкирии случатся не раз. А если бы даже и представлял, сердце бы не дрогнуло. По-моему, не для красного словца говорится, что наше поколение особой породы. Романтика виделась в преодолении трудностей, в безоглядном служении Отечеству.

 

Республика Башкирия принимала тогда на себя роль второго Баку, и с подготовкой промышленной эксплуатации Арлана нельзя было мешкать. Какие там заботы о комфорте, если предстояло в короткие сроки обеспечить условия для работы нефтяников! Строили базы бурения, нефтепромыслов, снабжения. О том, как шла работа, можно судить по результатам, запечатленным в отчетах тех дней. Управление «Арланнефть» приступило к работе в октябре 1957 года, а летом 1958 года началась пробная эксплуатация промыслов. По нефтепроводу на Уфимский нефтеперерабатывающий завод пошло сырье. Казалось, стоявшая задача успешно решена, но сразу возникли новые проблемы, связанные с обустройством месторождения.

 

В принципе любая организация, ведущая нефте- и газопромысловое строительство в необжитых районах, в начале работы на новом месте оказывается перед выбором, который в несколько упрощенном виде можно представить так. Вариант первый: построить город, покрыть улицы асфальтом, подождать, когда вырастут деревья, а затем дружно взяться за освоение промысла. Увы! Реальное представление о ресурсах углеводородов, не полученных из-за задержки с обустройством месторождения, не позволяет и думать о таком идеалистическом принципе строительства. Вариант второй: повременить с жильем, культурно-бытовыми объектами, направить все силы на промышленные сооружения, чтобы скорее вывести промыслы на проектные уровни добычи. К сожалению, в те годы во многих новых районах использовался именно этот вариант.

 

Традиционные представления заставляли коллектив форсировать обустройство месторождения. Прежде всего принималось во внимание, какое значение имеет Арлан для экономики страны. Поэтому в полной мере были задействованы энтузиазм и самоотверженность, свойственные молодежи, способной все невзгоды быта отодвигать, как это делали отцы и деды, на второй план. Распределяющий капиталовложения заказчик также психологически был склонен к ориентации на промысловое строительство. Однако и нефтедобытчики, и строители прекрасно понимали, что судьба их с Арланом связала надолго, и, поэтому в Нефтекамске надо устраиваться прочно.

 

Однобокое развитие нефтедобывающего района могло губительно сказаться на его будущем. Вот почему верх одержала идея комплексного строительства, которую с самого начала активно проводили в жизнь руководители треста Башнефтепромстрой — управляющий Алексей Аверьянович Волков и главный инженер Юрий Петрович Баталин. Как хозяйственники социальной ориентации, они не отделяли объекты жизнеобеспечения от промысловых объектов. Даже в сложнейших условиях первоначального периода освоения месторождения трест Башнефтепромстрой ни разу не сорвал освоения капиталовложений, предназначенных для промышленного строительства. Но и ни один объект социального назначения не был забыт.

 

Строились жилые дома, школы, детские дошкольные учреждения, вводились в эксплуатацию другие объекты, связанные с бытом людей. В результате жизненная перспектива каждого накрепко связывалась с успехами треста, и люди работали еще лучше. А это сразу сказалось на состоянии дел на промыслах. Концепция комплексного строительства заставляла в принципе пересмотреть роль треста Башнефтепромстрой в регионе. Ясно было, что из узкоспециализированного он должен превратиться в многопрофильный, а строительные управления следует специализировать по технологическому принципу. Рано или поздно Нефтекамск будет городом с многоотраслевым хозяйством и, чтобы обеспечить работой членов семей строителей и нефтяников, кроме всего прочего, надо строить промышленные предприятия. Для того чтобы вести строительство в трех направлениях, соответствующим образом совершенствовалась структура треста и его строительно-индустриальная база.

 

Коллектив треста успешно решил поставленные задачи по освоению Арланского нефтяного месторождения, которое до сих пор дает стране нефть. Был построен и город. Сегодняшний Нефтекамск явно выделяется на фоне своих сверстников — молодых городов, появившихся на карте России в последние десятилетия. В отличие от городов-акселератов, быстро обросших многоэтажными домами, но сохранивших печать социальной неустроенности, не в пример медленно развивающимся городам, носящим клеймо неперспективных, Нефтекамск в свои двадцать пять по всем параметрам уже вошел в разряд благоустроенных городов России. Пройдясь по зеленым и нешумным улицам Нефтекамска, приезжий, уже отметив все атрибуты культурной и благоустроенной жизни, непременно придет к выводу: да, город состоялся, у него свой неповторимый облик.

 

Внешне неброский Нефтекамск полон внутреннего спокойного величия. В самом начале проспекта Ленина возвышается фигура строителя в сварочном шлеме. Не знаю, есть ли подобные памятники в других городах, но в Нефтекамске памятник строителю был воздвигнут раньше, чем монумент Ильичу. Несведущий человек может озадачиться вопросом: а почему, собственно, вы сделали из строителей героев? У тех, кто был свидетелем становления и развития Нефтекамска, не вызывает сомнений, почему нефтяники, энергетики, машиностроители, работники легкой промышленности безо всякой ревности воспринимают олицетворенные в памятнике заслуги строителей, одним из главных организаторов и вожаком которых был Юрий Петрович Баталин.

 

В те годы наиболее раскрылся яркий талант Юрия Петровича как инженера. Он был инициатором многих неординарных решений и настойчиво внедрял их в жизнь. По его предложению впервые в стране нефтепромысловые объекты стали строиться в сборном варианте и комплексными бригадами. Или, например, в 1961 году он узнал, что в Находке возведен жилой дом из блоккомнат размером 3 на 6 метров. Такие блоки с полной отделкой изготовлялись на заводе железобетонных изделий, затем из них собирался дом. И тут же меня и главного инженера одного из управлений Х.А. Саградяна командировал в Находку. После нашего возвращения оттуда под руководством Баталина закипела работа по реализации этого новшества. Были выпущены первые блоки такого дома. Однако внедрить их в те годы не удалось из-за недостаточной грузоподъемности кранов.

 

В середине 1960-х годов надежды на увеличение добычи нефти и газа связывались с освоением месторождений в Тюменской области. В городе Сургуте был создан строительный участок треста Башнефтепромстрой. С того времени Юрий Петрович все чаще заводил разговор о развитии региона. И желание Баталина работать на стройках Тюменщины совпало с решением коллегии Мингазпрома направить его в 1965 году главным инженером в формировавшийся тогда Главтюменнефтегазстрой, который требовалось укомплектовать квалифицированными кадрами.

 

Башкирский опыт был хорошим фундаментом для новой работы 38-летнего главного инженера. Созидательные дела коллектива треста Башнефтепромстрой и его управляющего Ю.П. Баталина были отмечены орденами Трудового Красного Знамени. Юрий Петрович стал первым Почетным гражданином Нефтекамска.

 

Перед отъездом в Тюмень, Баталин, прощаясь с нами, своими коллегами, сказал, что будет рад, если мы вместе поработаем и дальше; на сложных объектах Западной Сибири наш опыт работы в Башкирии помог бы без раскачки, «с колес» включиться в дело. Понимая значимость освоения необжитого края, хорошо зная стиль работы Ю.П. Баталина и его отношение к соратникам, мы не заставили его долго ждать нашего решения. Мы потянулись за ним в Тюмень.

 

Тюменский период деятельности Юрия Петровича был насыщен напряженным трудом и творческим поиском. Тогда и раскрылся его талант крупного организатора строительного производства. Он решал массу сложных организационных и технических вопросов. Участвовал в создании строительных коллективов и производственной базы. И все это приходилось делать одновременно со строительством объектов по добыче нефти и газа, причем в условиях сурового климата, отсутствия транспортных коммуникаций.

 

Ю.П. Баталин выдвинул и внедрил поистине революционное решение при создании Западно-Сибирского нефтегазового комплекса — комплектно-блочный метод (КБМ) строительства.

 

На обустройстве нефтяных месторождений Тюменской области КБМ был впервые применен Главтюменнефтегазстроем в конце 1960-х годов. Этот метод позволил во многом разрешить противоречия между необходимостью в небывало короткие в мировой практике сроки вовлечь в хозяйственный оборот богатства Западной Сибири и тяжелейшими природно-климатическими условиями этого региона.

 

КБМ представляет собой систему технических, организационных и экономических решений, направленных на достижение конечного целевого результата, состоящего в сокращении продолжительности инвестиционных процессов, уменьшении стоимости единицы мощности создаваемых основных фондов, снижении суммарных затрат труда и особенно живого труда на строительных площадках. Сооружение объектов с применением этого метода стало называться комплектно-блочным строительством (КБС).

 

Комплектно-блочный метод получил наибольшее распространение при сооружении наземных объектов добычи, подготовки, транспорта и переработки углеводородного сырья. Этот метод по своей технологии коренным образом отличается от традиционного способа строительства. Технологическая сущность КБМ в широком смысле слова заключает ся в преобразовании строительного процесса в индустриальный процесс возведения объектов из отдельных укрупненных и транспортабельных блоков, изготовляемых в заводских условиях. На строительной площадке выполняются установка блочно-комплексных устройств (БКУ) на фундаменты (или основание) и подключение объекта к коммуникациям.

 

Отличительная особенность КБМ в том, что на заводах не только изготавливаются сборные строительные конструкции, но и осуществляется значительная часть монтажных и специальных работ и процессов комплектации материально-техническими ресурсами.

 

Оборудование и основная масса материалов поступают не на строительные площадки, как при традиционной технологии, а на сборочно-комплектовочные предприятия (заводы БКУ), расположенные в базовых городах. На заводах изготавливаются блок-боксы (с кровлями и стенами) из легких металлических конструкций, осуществляется монтаж технологического оборудования, устанавливаются электрические, контрольно-измерительные приборы и автоматика, опрессовываются различные системы.

 

О комплектно-блочном методе строительства написано много книг. За его внедрение группе работников Миннефтегазстроя СССР во главе с Ю.П. Баталиным присуждена Ленинская премия.

 

Личный вклад Ю.П. Баталина в создание мощного коллектива и производственной базы строительства в Западной Сибири трудно переоценить.

 

Ускоренное формирование нового нефтегазодобывающего комплекса на базе месторождений Западной Сибири стало возможным благодаря созданию в стране мощного производственно-технического потенциала. Однако велико и значение капитального строительства при формировании комплекса, поскольку на необжитой территории площадью примерно 1550 000 м2 в тяжелейших природных условиях были созданы основные производственные фонды, обеспечивающие более половины общесоюзной добычи нефти и природного газа. В Западной Сибири только силами организаций Миннефтегазстроя СССР за 1973–1990 годы выполнены подрядные работы в объеме 65 миллиардов долларов. Осуществление в этом регионе крупномасштабной строительной программы в сжатые сроки позволило увеличить добычу нефти (включая газовый конденсат) в 1990 году в 11 раз по сравнению с уровнем 1973 года, а природного газа — в 40 раз.

 

В 1970 году мы, тюменцы, приветствовали назначение Юрия Петровича заместителем министра газовой промышленности СССР. Мы были уверены, что на новом уровне Баталин принесет стране еще больше пользы. Нас радовало и то, что он оставался куратором тюменских строек. С именем Ю.П. Баталина связан начальный, самый сложный период освоения крупнейших газовых месторождений — Медвежьего, Уренгойского и нефтяных — Самотлорского, Усть-Балыкского, Федоровского и других. Под непосредственным руководством Юрия Петровича построены: первый крупный магистральный газопровод Северные районы Тюменской области (СРТО) — Урал (1972 год) и нефтепровод Усть-Балык — Тюмень — Курган — Уфа — Альметьевск (1973 год).

 

С созданием Миннефтегазстроя СССР в 1972 году Ю.П. Баталина назначают первым заместителем министра. За 10 лет работы в этой должности Юрий Петрович многое сделал для совершенствования структуры отрасли, внедрения достижений научно-технического прогресса в строительное производство. Трудно назвать крупное перспективное решение, касающееся отрасли, в реализации которого ни принимал бы активного участия Ю.П. Баталин. Нет необходимости говорить о роли организаций Миннефтегазстроя СССР в успешном развитии нефтяной и газовой промышленности страны. Они общеизвестны. Советский Союз вышел на первое место в мире по годовой добыче нефти и газа.

 

С 1983 года Ю.П. Баталин возглавлял Государственный Комитет СССР по труду и социальным вопросам. В 1985 году был назначен заместителем Председателя Совета Министров СССР, а в августе 1986 года — одновременно и Председателем Госстроя СССР.

 

Находясь на высоких государственных постах, он многое сделал для развития новых форм организации и стимулирования труда, решения жилищных проблем. Как представитель государственной власти участвовал в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции, а также последствий землетрясения в Армении.

 

В 1989 году Юрий Петрович уходит на государственную пенсию, но продолжает трудиться. В 1989–1990 годах кандидат технических наук, профессор Баталин работает на кафедре управления строительством в Институте повышения квалификации кадров Госстроя СССР.

 

В декабре 1990 года учреждается Инженерная академия СССР. Юрий Петрович — одни из инициаторов ее создания. Его избирают академиком и вице-президентом этой академии. Перед ней ставятся задачи сконцентрировать интеллектуальный потенциал страны в сфере инженерной деятельности, определить основные направления ускорения научно-технического прогресса на базе широкого использования достижений фундаментальных и прикладных наук, прогнозировать развитие народного хозяйства, способствовать модернизаций его производственно-технической структуры.

 

На первоначальном этапе, в условиях сложившейся слабой восприимчивости народного хозяйства к достижениям научно-технического прогресса, внимание Академии и ее филиалов сосредотачивается на работах, вызывающих особый интерес у предприятий организаций и регионов. В дальнейшем Инженерная академия СССР реорганизуется в Российскую и Международную инженерные академии.

 

Главным фундаментом в жизни, как говорят строители, является семья. На протяжении всех 54 лет я хорошо знаю семью Юрия Петровича. Прежде всего, его маму — Ольгу Федоровну. Она мне запомнилась как настоящая русская женщина, мужественная, чрезвычайно доброжелательная, приветливая; после смерти мужа и дочери целиком посвятила себя воспитанию сына. И, как видим, сумела это сделать достойно.

 

Спутница жизни, жена Нина Николаевна Баталина— надежная тыловая опора Юрия Петровича, всегда была в заботах о нем. Они вместе воспитали двух прекрасных сыновей — Олега и Игоря. Вместе с сыновьями и невестками они потом воспитывали своих внучек. Семья Баталиных большая и трудолюбивая.

 

Юрий Петрович не только талантливый строитель и руководитель, но и доступный, открытый для общения в жизни человек. Он всегда увлекался охотой, спортом (футбол, волейбол, плаванье, лыжи), а в редко выпадающее свободное время неплохо играл в шахматы и преферанс. Любил наше широкое русское застолье, но всегда знал меру в употреблении алкоголя.

 

Огромен вклад Ю.П. Баталина в развитие топливно-энергетического комплекса страны. Он принимал активное участие в развитии угольной промышленности, электроэнергетики, нефтяной и газовой промышленности, создании мощных систем нефтегазопродуктопроводов. Особенно велики его заслуги в создании Западно-Сибирского нефтегазового комплекса.

 

Заслуги Юрия Петровича перед государством и народом отмечены орденами: «Знак Почета» (1957 год), Трудового Красного Знамени (1967, 1971, 1977 годы), Ленина (1973, 1987 годы), «Дружба» (1999 год), а также девятью медалями, в числе которых «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири», «За участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС». Баталин был удостоен званий заслуженного почетного работника ряда отраслей. За научно-технические разработки ему присуждены Ленинская премия и премии Совета Министров СССР.

 

Юрий Петрович пользовался заслуженным авторитетом у нефтегазостроителей, работников нефтяной и газовой промышленности. Память об этом замечательном человеке хранится в моем сердце.

 

 



Ключевые теги: Баталин Ю.П.
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)