Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Юрий Петрович Баталин

Промышленность: Юрий Петрович Баталин - 30-12-2013, 21:53

 

Баталин Ю.П.

«БАТАЛИНСКИЙ ШТАБ»

 

«Севергазстрой» и «Тюменгазмонтаж» — два первых в стране комсомольско-молодежных треста — появились на свет в один день. «Севергазстрою» прочили большое будущее; его не ограничивали рамками одного города, а планировали включить в зону его деятельности весь Север, Приполярье и Заполярье. Однако становление нового дела шло непросто. Территориальная разобщенность создавала немало проблем как для снабженцев, так и для управленческих структур, осложняя работу общественных организаций.

 

Героическое время десантов сменилось трудовыми буднями, которые требовали ничуть не меньше усилий, так как с развертыванием работ росло и число проблем. Главный прорыв в возведении газосборного пункта (ГП, в дальнейшем — УКПГ (установки комплексной подготовки газа)) и штурма Медвежьего был связан с деятельностью штаба стройки под руководством Юрия Петровича Баталина.

 

Для достижения поставленной цели требовался руководитель, наделенный широкими полномочиями, чей авторитет был бы безупречным; человек, который был бы способен сформировать вокруг себя команду единомышленников — своего рода штаб, который взял бы на себя оперативное решение проблем. И такой штаб был создан. Его до сих пор называют «баталинским». Ядро этого штаба составляли работники треста «Севергазстрой».

 

Об этом периоде в своих воспоминаниях пишет Фатех Вергасов, который в начале 1970-х годов приехал из Игрима и работал в КМ СМУ-2: «Чтобы начать получать хоть какие-то осязаемые результаты и гарантированно не завалить строительство, прежде всего нужно было, как говорится, правильно построить самих строителей, провести неимоверно трудную организаторскую работу.

 

Для этого-то в Надыме и был создан штаб строительства. На должность руководителя штаба был назначен один из заместителей начальника Главтюменьнефтегазстроя Юрий Петрович Баталин, у которого к тому времени уже имелся опыт строительства нефтепроводов и обустройства месторождений, например Игрим — Пунга.

 

Представитель именно этого главка был назначен не случайно. В то время тресты и другие организации Главтюменьнефтегазостроя выполняли почти все строительные работы по Тюменской области.

 

Дальнейший ход событий показал, что Баталину очень скоро перестало хватать полномочий. На стройку прибывали всё новые строительные организации со всей страны, которые подчинялись исключительно своим собственным начальникам в Уфе, в Москве, в Кургане — да где только они не находились!

 

Подчиненные же в отсутствие начальства вытворяли всё, что им заблагорассудится! О предстоящем зимнем строительном сезоне старались даже не думать. Они просто представить себе не могли, как мало времени осталось до настоящих сибирских морозов!

 

Для преодоления этого беспорядка Баталину были срочно делегированы некоторые полномочия Министерства, и было принято решение об организации штаба строительства в Надыме. Такой структурной единицы, как штаб, никакими штатными расписаниями не предусматривалось. Поэтому всё делалось просто и смело. По приказу Баталина в распоряжение штаба были откомандированы несколько сотрудников из треста «Севергазстрой».

 

Стране нужен газ, любой ценой!

 

«Штаб занял половину слегка подремонтированной избушки, где когда-то в сталинские времена жил, как говорили, начальник строительства № 501, — пишет далее Ф. Вергасов. — Во второй половине Баталин жил сам. А потом там поселился его боевой заместитель — Александр Михайлович Васильев.

 

Протянули связь, прикрепили шоферов с дежурным автобусом и “газиком” и начали работать. Нормальной такую организационную структуру признать было нельзя. Но для выстраивания «классической» схемы управления времени отведено не было. Стране нужен был газ. И как всегда — вчера и позарез! Газ любой ценой…»

 

В те годы ценилась готовность строить не «по классической схеме», как говаривал Юрий Петрович, а зачастую именно вопреки ей. В стране, пожалуй, только Мингазпром, а позднее Миннефтегазстрой были единственными гражданскими министерствами, которые строили «вопреки», потому что имели свою историю «ускорений» и опыт решений необычных задач.

 

Всё это требовало ударного труда по «освобождению недр Сибири от нефти и газа» — так народ в шутку называл медаль «За освоение недр и развитие нефтегазового комплекса Западной Сибири». Во многом благодаря именно нетрадиционным методам управления началось форсированное освоение Медвежьего.

 

В сентябре 1970 года в целях немедленного разворота работ на объектах Медвежьего газового месторождения КМ СМУ-2 под руководством И.И. Бабакова был организован участок в поселке Пангоды. Темпы строительства УКПГ-2 были очень высокими. В декабре 1971 года был выполнен первый технический рейс самолета АН-12 в Надым.

 

Популярное в период перестройки слово «ускорение» задолго до 1985 года использовалось на тюменском Севере. Вновь обратимся к воспоминаниям Ф. Вергасова:

 

«К концу строительства, весной, когда был особо высокий риск провала, зарплату некоторым категориям работников по прямому указанию Ю.П. Баталина довели до 3000 рублей. Платили и больше.

 

В то время средняя зарплата на Севере не превышала 300 рублей...

 

Инженерно-технические работники поначалу роптали — они просто боялись ответственности за такой перерасход зарплаты, который превышал все мыслимые и немыслимые тогда нормативы в целых 10 раз! Наверх, в органы партийного и народного контроля, посыпались анонимки, доносы, жалобы на разгул такого безобразия в области оплаты труда…

 

Но Юрий Петрович прессовал, выкручивал руки, заставлял писать наряды, выдавать такие зарплаты. В то время он говорил: «Если я газопровод построю — мне всё простят. А вот если не построю — мне посчитают каждую копейку».

 

Когда-то в Сибири он обосновал необходимость широкого применения авиации в освоении богатств Западной Сибири. Баталин говорил, что экономически оправдано тратить 1 рубль на авиацию в расчете на 1 рубль стоимости строительно-монтажных работ. Эффект достигался за счет досрочного ввода объектов».

 

«Монтаж с крыла самолета»

 

Чрезвычайно высокие темпы, чувство ответственности за достижение конечного результата диктовали необходимость постоянных изменений, технических усовершенствований. Отличительной особенностью обустройства месторождения Медвежье было внедрение комплектно-блочного метода строительства, когда весь комплекс сооружений проектировался, изготовлялся и поставлялся комплектно. Именно Ю.П. Баталин стал инициатором внедрения комплектно-блочного метода. Для реализации этой идеи в Тюмени было создано объединение «Сибкомплектмонтаж» с заводом блочно-комплектных устройств.

 

Вот что пишет об этом времени сам Юрий Петрович Баталин — с 1972 года заместитель руководителя Миннефтегазстроя СССР: «Пока велась подготовка к внедрению комплектно-блочной технологии, удалось полностью завершить работы под монтаж блочно-комплектных устройств (отсыпка строительной площадки, устройство фундаментов, подведение инженерных коммуникаций и так далее). И сразу после этого начался не имеющий примера в предшествующей истории нефтегазового строительства «монтаж с крыла самолета». Благодаря «воздушному мосту»… был организован подлинный конвейер: изделия, изготовленные в Тюмени на базах Главтюменьнефтегазстроя в ночную смену, к вечеру того же дня уже монтировались рядом с Надымом, на площадке газосборного пункта. Применение трудосберегающей комплектно-блочной технологии позволило ввести газосборный пункт мощностью 10 млрд м3 газа в год за 4,5 месяца, что в 5,8 раз быстрее нормативного срока».

 

Город в Медвежьем

 

О задачах, которые стояли перед коллективом треста «Севергазстрой» в 1971 году, пишет в своих воспоминаниях и А. Бондарев: «В зиму 1970–1971 годов на базах, в портах накапливались стройматериалы, конструкции, техника, автомашины, оборудование и многие другие грузы, необходимые для строительства города и обустройства Медвежьего месторождения, чтобы в навигацию 1971 года поступить в Надым.

 

Задачи перед коллективом стояли колоссальные. Необходимо было начать строительство газосборного пункта №2 на Медвежьем месторождении — по сути дела, среди нехоженой тундры выстроить завод по сбору и подготовке к транспортировке газа. Нужно было обеспечить высокие темпы работ в условиях малоизученной местности и грунтов, при наличии техдокументации, еще пахнувшей типографской краской, а зачастую и по эскизам проектных групп, при недостатке материалов, техники и квалифицированных кадров.

 

27 января 1971 года была принята площадка УКПГ-2, зимником доставлены необходимые материалы, а 10 февраля старший инженер производственного отдела треста А. Саковский выехал в Пангоды на испытание свай под корпус УКПГ.

 

Возраставшие темпы промышленного строительства требовали хорошо защищенных «тылов» в будущем городе: жилья, столовых, объектов соцкультбыта, производственных баз, причалов, складов горюче-смазочных материалов. Появился проект застройки первого городского микрорайона; заложили фундамент кафе-столовой на 130 мест; начали бить сваи в основание общежития № 2 на 536 мест; заложили фундаменты под 90-квартирный дом № 3 и ясли-сад на 280 мест; активизировалось строительство базы и жилья для буровиков в поселке Ныда.

(Межотраслевой альманах ДСР №43/2013г.)

 



Ключевые теги: Баталин Ю.П.
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Август 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31