Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Новости в левом блоке » Железнодорожный тариф грузовых перевозок

Новости в левом блоке, Новости: Железнодорожный тариф грузовых перевозок - 3-04-2014, 19:41

 

 

Железнодорожный тариф грузовых перевозок
Леонид Аронович МАЗО

доктор экономических наук

 

ТАРИФНАЯ СИСТЕМА НА ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ: ПОВЫШАТЬ ИЛИ ПОНИЖАТЬ?


Тарифная система на железной дороге — это двухставочные тарифы, на которые затем наслаиваются всевозможные коэффициенты. Система, действующая сегодня, была разработана в 2003 году, и роль коэффициентов с каждым годом возрастает, поскольку именно они отражают рыночные факторы транспортного ценообразования.


Серьезной проблемой я хотел бы назвать два принципа, два подхода, которые сильно различаются между собой и имеют неравное количество приверженцев. Первый, всеобщий, к которому, как я думаю, благосклонно относятся наши регуляторы – затратный метод регулирования. Кто-то вспомнит, наверное, что в советское время критиковался затратный метод ценообразования, и поэтому стали переходить к учету эффективности в ценах. Были созданы лимитные цены, вообще в этом вопросе в теории планового ценообразования было большое продвижение. Сейчас мы от него уходим. Это подтверждено постановлением правительства РФ от 5 августа 2009 года № 643, где основным методом регулирования тарифов определён затратный способ.


Всем известно, что рыночные цены связаны со спросом и предложением. При росте спроса увеличивается производство, себестоимость снижается, а цены растут, и наоборот – если падает спрос, то цены снижаются, а себестоимость растет. Этот подход совершенно не годится, как принято считать, в управлении монополиями для обособленных структур. Для монополий ценообразование основано только на затратах, включая и капвложения. Потребность в них, по подсчётам РЖД, исходя из непременного непрерывного роста грузооборота, более чем вдвое превышает амортизационные отчисления.


Затратный подход приводит к тому, что РЖД теряет десятки и сотни столь необходимых для своего развития миллиардов рублей при высокой конъюнктуре, потому что тарифы соотносятся только с затратами прошлого периода, когда при высоких мировых ценах конъюнктура позволяла давать сверхприбыли и отраслям производства, и операторам.


Рентабельность грузовых перевозок на РЖД – 7%. У «Транснефти – 32%, крупнейшего оператора вагонов «ПГК» – 40%. Рентабельность продаж «Новотека» – 42%, а по чистой прибыли – 33%. «Уралкалий» имел рентабельность 49%, это означает, что половину выручки составляет прибыль, 40% – чистая прибыль, которая идет в основном в колоссальные дивиденды. Мало отстают и другие химгиганты: «Фосагро» – 30%, «Уралхим» – 33%, «ТольяттиАзот» – 37%. Вклад в эти сверхприбыли делают и постоянно заниженные, независимо от цен, тарифы на перевозку удобрений, позволяющие доставлять их на дальние расстояния до 9 тыс. км. Таким образом, в результате применения затратного метода, когда экономика поднимается – РЖД теряет доходы.

 

Второй подход состоит в том, чтобы встраивать наши тарифы в систему рыночных цен. Их уровень должен быть увязан с ценами на товарных рынках, прежде всего мировых, а значит, с экспортными ценами на перевозимую продукцию. Тогда в «тучные» годы появились бы определенные накопления, чтобы их использовать на развитие и, разумеется, в периоды, когда происходит стагнация или ремиссия, можно снижать тарифы. У американцев примерно такой подход. В 2009 году они снизили тарифы на 10%, но восстановили свой доходный потенциал в 2010 году, когда экономика стала оживать.

 

Полная версия статьи: Межотраслевой альманах №44/2014 год

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

Анонсы


КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)