Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Системы безопасности движения поездов

Наука, Экономика, Научные статьи: Системы безопасности движения поездов - 23-06-2014, 11:43

Системы безопасности движения поездов

 

В.И. ГОЛОВИН,
директор ООО «НПО САУТ», главный конструктор САУТ

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В МИКРОПРОЦЕССОРНЫХ СИСТЕМАХ БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОЕЗДОВ

 

Анализ безопасности движения поездов за длительный период показывает, что причиной более половины аварий и крушений на железнодорожном транспорте являются проезды запрещающих сигналов и превышение установленных скоростей. Это происходит, как правило, в зоне остановочных пунктов на станциях с тяжелыми последствиями — выездом поезда на занятый путь с боковым или лобовым столкновение с другим поездом.

 

 

Для обеспечения безопасности движения магистральные локомотивы оборудованы тремя системами, отличающимися функциональным назначением. Основным средством безопасности является комплексное локомотивное устройство безопасности (КЛУБ), разработанное специалистами ОАО «НИИАС» и внедряемое на сети дорог с середины 1990-х годов взамен автоматической локомотивной сигнализации (АЛСН). КЛУБ является информационной системой, дополненной контролем скорости. Дополнительным средством безопасности является телемеханическая система контроля бдительности машиниста (ТСКБМ), разработанная ЗАО «НЕЙРОКОМ». ТСКБМ осуществляет непрерывный контроль функционального состояния машиниста и в случаях снижения уровня бдительности (сна, потери сознания) обеспечивает принудительно торможение поезда.

 

Системы безопасности движения поездов

РИС.2. Аппаратура БЛОК для магистральных локомотивов и БЛОК-КХ

для подвижного состава на комбинрованном ходу

с  использванием инновационных технологий

 

 

В середине 1980-х годов специалистами ООО «НПО САУТ» была разработана микропроцессорная аппаратура САУТ, которая исключает проезды запрещающих сигналов и превышение допускаемых скоростей движения в поездной работе. Она состоит из локомотивной аппаратуры, станционного и напольного оборудования. Локомотивная аппаратура САУТ представляет собой адаптивную систему прицельного торможения, которая измеряет параметры движения локомотива (скорость, ускорение, направление движения, пройденный путь), сравнивает эти параметры с расчетными значениями и по результатам сравнения осуществляет автоматическое прицельное торможение поезда.

 


Укомплектованность локомотивного парка ОАО «РЖД» на 01.01.2014 г. следующая: АЛСН эксплуатируется на 13609 локомотивах; КЛУБ – на 5604 локомотивах; САУТ – на 6618 локомотивах; ТСКБМ – на 6516 локомотивах. Надежность эксплуатируемых систем безопасности оценивается количеством отказов в пути следования, приходящихся на 1 млн. км пробега локомотива и за 2013 год оценивается следующими данными: АЛСН имеет 1,1 отказа на 1 млн. км пробега локомотива; КЛУБ – 0,38; САУТ – 0,16. Массовое внедрение перечисленных систем безопасности в 2000-е годы оправдало себя, позволив сократить количество проездов запрещающих сигналов в поездной работе с 250 до 10-20. При этом основные проезды запрещающих сигналов происходят при маневровой работе. Опыт эксплуатации показал, что каждая система обладает своими достоинствами. Однако их применение в комплексе имело ряд недостатков: кабина машиниста оказывалась перегруженной многочисленными и часто дублирующими друг друга информационными блоками и устройствами, совместная работа систем зачастую приводила к конфликтам и сбоям.

 


Уделяя постоянное внимание совершенствованию приборов безопасности, ОАО «РЖД» поставило перед разработчиками аппаратуры КЛУБ, САУТ, ТСКБМ задачу создать для локомотивов единую комплексную систему, которая способна решить весь спектр задач, связанных с обеспечением безопасного ведения поезда. ОАО «НИИАС» объединил усилия разработчиков – ОАО «НИИАС», ООО «НПО САУТ» и ЗАО «НЕЙРОКОМ» – в проекте создания системы «Безопасный локомотивный объединенный комплекс» (БЛОК).

 


БЛОК представляет собой единую локомотивную систему безопасности, которая объединила функции эксплуатируемых на сети железных дорог России систем безопасности КЛУБ, САУТ и ТСКБМ. БЛОК разработан авторами этих систем – специалистами ОАО «НИИИАС», ООО «НПО САУТ», ЗАО «Нейроком». Изготовителем и поставщиком комплекса БЛОК является ООО «НПО САУТ» с привлечением оборонных предприятий Урала. В аппаратуре БЛОК используется два метода позиционирования локомотива, дублирующих друг друга. При движении поезда по станционным путям использован основной метод позиционирования локомотива на основе считывания информации от путевых генераторов, установленных на границах станции и связанных по интерфейсной линии связи со станционным оборудованием САУТ для передачи на локомотив информации о маршрутах движения поезда по станциям и перегонам. Этот метод обеспечивает более высокую точность позиционирования и безопасность функционирования.

 


Флэш-память локомотивной аппаратуры хранит базы данных путевых параметров перегонов и станций. База данных путевых параметров перегонов включает в себя информацию о наименовании (номере) перегона, длинах перегонов, координатах границ блок-участков, допускаемых скоростях движения по каждому блок-участку, профиле пути и координатах ограничений скорости. База данных путевых параметров станций включает в себя информацию о станционных маршрутах приема поездов, установленных скоростях движения по каждому станционному пути, профиле пути. Реализованный в аппаратуре БЛОК алгоритм прицельного торможения обеспечивает высокую точность автоматической остановки поезда перед запрещающими сигналами и тупиковыми призмами за счет точного задания длины маршрута приема (5 м), формирования расчетных тормозных кривых движения с учетом реального профиля пути и фактической эффективности. При движении поезда по перегону и по участкам, не оборудованным путевыми генераторами, используется метод позиционирования локомотива по спутниковой навигационной системе.

 


В настоящее время комплекс БЛОК эксплуатируется на всех локомотивах нового поколения: на электровозах 2ЭС6, 2ЭС10, производимых ООО «Уральские локомотивы»; на электровозах ЭП20, 2ЭС5, выпускаемых Новочеркасским электровозостроительным заводом; на тепловозах 2ТЭ25А, производимых Брянским машиностроительным заводом. В рамках реализации проекта Desiro RUS-«Ласточка» ООО «НПО САУТ» обеспечило поставку в Германию комплекса БЛОК на все электропоезда Desiro RUS- «Ласточка», поставленные в Россию, что обеспечило повышенную безопасность движения поездов и возможность реализовать максимальную пропускную способность во время проведения зимних Олимпийских игр 2014 года.

 


Основной объем заказов на БЛОК приходится на ООО «Уральские локомотивы». В 2014 году запланирована поставка 350 комплектов БЛОКов для электровозов 2ЭС6, 2ЭС10 и электропоездов ЭС2Г («Ласточка»), производство которых освоено на ООО «Уральские локомотивы». Системами безопасности БЛОК также будут оборудованы 37 новых двухэтажных составов аэроэкспресса в Домодедово, Внуково и Шереметьево. Победу в тендере, организованном транспортной компанией на поставку до конца 2016 года 172 вагонов для перевозки пассажиров московского авиационного узла, выиграла швейцарская фирма Штадлер. По договору между ООО «НПО САУТ» и швейцарской фирмой Штадлер уже начаты поставки в 2014 году 34 комплектов БЛОК для оборудования этих двухэтажных составов.

 


На фото представлены системный шкаф с монитором и клавиатурой комплекса БЛОК и аналогичный комплект аппаратуры БЛОК-КХ в составе системного шкафа, монитора и клавиатуры, размещаемый в корпусе магнитолы автомобиля. Специалисты ОАО «НИИАС» и ООО «НПО САУТ» продолжают совершенствовать БЛОК для применения на специальном самоходном подвижном составе на комбинированном ходу – БЛОК-КХ и на маневровых локомотивах. В этой аппаратуре за счет использования современной электроники и освоения новых технологий бескорпусной топологии производства печатных плат, внедряемых на оборонных предприятиях, удалось уменьшить габариты системного шкафа БЛОК-КХ в 8 раз, резко уменьшить трудоемкость его изготовления и в 2 раза снизить стоимость этого компонента, удельный вес которого в цене всего комплекса составляет около 40%.

 


Аналогичная работа проводится при освоении производства модернизированной аппаратуры БЛОК-М для магистральных локомотивов. Следует отметить, что цена на аппаратуру БЛОК, установленная в 2011 году, остается неизменной до настоящего времени. Это достигается путем непрерывного совершенствования аппаратуры на всех этапах жизненного цикла. По данным ОАО «РЖД» БЛОК продемонстрировал одни из лучших эксплуатационных показателей по уровню надежности среди других систем безопасности. По итогам 2013 года коэффициент отказа БЛОК на один миллион километров пробега локомотива составил 0,3.

 

Межотраслевой альманах №45/2014 год

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ


Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)