Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Налогообложение малого бизнеса в России

Промышленность, Экономика: Налогообложение малого бизнеса в России - 25-06-2014, 13:13

Налогообложение малого бизнеса в России

 

Валентин Петрович ЗАНИН,

кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии СССР.

 

КАК РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ МАЛОМУ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ?

(налогообложение малого бизнеса в России)


По мере расширения «украинской» проблемы все громче звучат голоса о том, что у России есть только два союзника — армия и флот, и даже принимаются дорогостоящие меры по укреплению этих союзников. Но в этом хоре не слышно главного: что единственный сильный в самом правильном смысле союзник нашего российского народа — это инженерно-научная часть самого народа. Без этого союзника не будет достаточно ни еды, ни тепла, ни одежды, ни средств защиты от внешних угроз. А вот о необходимости укреплять этого союзника что-то голосов не слышно. Всех больше занимает судьба финансов, хотя история не раз показывала, что деньгами народ не накормишь и не защитишь.

 

 

Как же всколыхнуть на созидание оболганную, растаптываемую в угоду зарубежным конкурентам инженерно-техническую и научную силу, и не отдельные парадные и «престижные» институты, а весь творческий слой народа? Может быть, один из самых простых, но очень действенных путей многомиллионного творческого подъема — это реальное, а не рекламное, развитие малого и среднего бизнеса. Крупными мегапроектами можно управлять и вручную, но эффект от них пока не просматривается, точнее просматривается на сайтах информация о развалившихся шоссе в Сколково и на остров Русский, построенных за суммы, которые даже страшно вообразить. Вряд ли улучшит жизнь и Роснано, где также задействованы финансовые гении. А вот малый и средний бизнес может открыть дорогу творчеству миллионов, но с них нужно снять оковы, убрать препоны и перестать звонить на каждом углу о государственных грантах, субсидиях и подачках. Творческие миллионы сами все сделают и укрепят фундамент российской государственности, безопасности и благополучия.

 


Как реально помочь малому предпринимательству? Медленное развитие и даже уничтожение уже народившегося малого бизнеса в России объясняется многими причинами. И решающую тормозящую роль осуществляет и несовершенное законодательство, и практика его применения. Во-первых, естественная нехватка средств на функционирование (оборотные средства) и развитие (чистая прибыль) усугубляется некоторыми положениями налогового кодекса и бухгалтерского законодательства, возлагающие на малый бизнес непомерные налоговые и административные расходы.

 


За счет произвольного толкования не в пользу бизнеса статьи 346.11 налогового кодекса, объявившей малый бизнес свободным от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС), малый бизнес платит этот налог косвенным образом через поставщиков, выставляющих НДС в своих счетах к цене поставленной продукции и услуг! И величина этого изъятия составляет в зависимости от вида бизнеса до 12 процентов выручки малого предприятия. Ведь малое предприятие, не списывающее уплаченный НДС, фактически все товары приобретает на 10–12% дороже, а затем добавляет к своей отпускной цене, делая свои товары мало конкурентными.

 


То есть совокупная реальная налоговая нагрузка вместе с 6-процентным налогом по упрощенной системе достигает до 18% от выручки, что является абсолютно непосильной ношей. Кроме того, когда малое предприятие платит НДС поставщикам, оно вынуждено завышать цену на эти 10–12% для потребителя услуг малой фирмы, не оформляя НДС. А потребители услуг малой фирмы не оформляют снижение НДС, что делает малые предприятия неудобными партнерами для крупных потребителей, не использующих упрощенную систему налогообложения, сужая клиентскую базу малых фирм.

 


Симбиоза малого и крупного бизнеса в России (как это организовано во всем мире) не достигается! Инженер со своими ноу-хау на рынке неконкурентоспособен из-за Российского государства. Так как большинство малых фирм не понимает механизма этого чрезмерного реального налогообложения, то отсутствует сильное протестное движение. И малые фирмы, как правило, плохо развиваются, а созданные — просто банкротятся.

 


Все заверения государства о «поддержке» малого бизнеса фактически декларативны, а отдельные, даже серьезные, поблажки – неэффективны! Чрезмерная налоговая нагрузка ликвидирует все благие намерения. Необходимо уточнить статью 346.11 п 2. Налогового кодекса, записав однозначно: «Малые предприятия не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, не начисляют его потребителям и не оплачивают поставщикам». Остающаяся при такой записи в распоряжении всех малых предприятий страны выручка (оборотные средства) увеличится минимум на 10–12%, что позволит сделать реально высокоэффективными все государственные программы по компенсации малым фирмам процентов за кредиты, которые сейчас, не продвигая малый бизнес к успеху, выполняют роль насоса по перекачиванию бюджетных денег в карманы финансовой системы. А отпускные цены малых фирм могут снизиться на 8–12%. Это резко повысит их конкурентоспособность, что особенно важно при вступлении в ВТО!

 


Налоговые поступления в бюджет страны не уменьшатся, т.к. эти дополнительные средства через налоги на зарплату (повышаемую), социальные отчисления и прочее вольются в бюджет из-за резко увеличившегося оборота даже в значительно больших размерах, чем сегодня поступает от чрезмерного и удушающего налогообложения.

 


2. Развитию малого бизнеса мешают ограничения по объемам выручки и стоимости основных средств для перехода на упрощённую систему налогообложения. Из-за этих ограничений для малых фирм становится недоступным современное дорогостоящее оборудование, обеспечивающее высокую производительность и выручку. Целесообразно в ст. 346.12 Налогового кодекса исключить часть ограничивающих пунктов: пункт 2 и пункт 2.1, первую строку подпункта 14 пункта 3, подпункт 16 пункта 3. Это позволит малым фирмам неограниченно увеличивать производительность до лучших мировых показателей, используя самое лучшее оборудование (объективно очень дорогое), а крупным предприятиям диверсифицировать производство, выделяя наиболее прогрессивные свои части в малые фирмы, не прибегая к различным манипуляциям и не теряя управляемости. Сегодня потолок производительности труда для фирмы в 100 человек – это 600 тысяч рублей в год на одного работника, что как минимум втрое ниже минимального порога выживания на рынке.

 


Соответственно должны быть внесены поправки в ст. 346.13 НК. В абзаце 1 пункта 1 исключить упоминание о размере дохода и величине стоимости основных средств и нематериальных активов; в пункте 4 и пункте 4.1 оставить ограничение только на соответствие максимальной численности в 100 человек.

 

 

3. Необходимо исключить требование закона об акционерных обществах по исчислению чистых активов для малых предприятий, намеревающихся выплачивать дивиденды участникам и учредителям фирм, т.к. это ведет к необходимости ведения полномасштабной бухгалтерской отчетности и содержания излишнего дорогостоящего и абсолютно бесполезного бухгалтерского персонала, что в расчете на одну фирму из 10–15 человек только по зарплате с начислениями составляет не менее 500 тысяч рублей в год.

 

 

А так как из 12 млн. зарегистрированных малых фирм почти 3 млн. отчитываются о какой-то деятельности, то малый бизнес на учетные процедуры должен выбрасывать до 1,5 триллионов рублей в год! Существующий порядок не приносит практически никакой пользы ни государству (захламляет отчетность), ни акционерам, т.к. обычно уставной капитал малого ОАО, ЗАО, ООО составляет 10–50 тысяч рублей, а на расчет чистых активов, т.е. на проверку того, что они больше этого мизерного уставного капитала, тратится до 500 тысяч рублей в год (а часто и больше). То есть наносится убыток фирме. Акционерам же такой фирмы достаточно знать лишь размер дебиторской и кредиторской задолженности и «залоговых обязательств», для чего дорогостоящий бухгалтер фактически не нужен.

 


Государство несет огромные убытки, т.к. не желая связываться с громоздким бухгалтерским учетом, фирмы выплачивают дивиденды «в чёрную», не уплачивая никаких налогов. С вводом же с 2013 года полномасштабной бухгалтерии, многие фирмы просто разорятся, прежде всего – творческие инжиниринговые, и вместо ожидаемого увеличения рабочих мест произойдет их сокращение и падение бюджетных доходов. Поэтому в ст. 346.24 НК необходимо ввести пункт 1: «Запрещается испрашивать у предприятий и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, какуюлибо учетную отчетность, кроме книги доходов и учетных документов по зарплатным операциям, необходимым для пенсионного обеспечения работников и полноты уплаты подоходного налога и социальных взносов независимо от того, что требуют другие законы, инструкции и разъяснения» с последующим приведением в соответствие с этим принципиальным положением Налогового кодекса, законов об акционерных обществах и бухгалтерском учете.

 


Реализация данных предложений не исчерпывает весь перечень мер по помощи малому бизнесу, но имеет исключительно важное экономическое значение, консолидирующее всю деятельную часть общества. Политическая сила, которая возглавит работу по решению этих простых предложений, сможет мобилизовать в свою пользу миллионы самых активных граждан нашей страны, которые увидят реальность действий, а не риторику речей. Необходимо вовлечь в процесс продвижения этих законодательных решений самих участников малого бизнеса, то есть миллионов «адресатов». Предложить им направить в Госдуму, Правительство, Президенту РФ и другим участникам законодательного процесса поток писем и обращений с требованием внедрения от миллионов участников малого бизнеса.

 

Межотраслевой альманах №45/2014 год

 




Ключевые теги: малый бизнес
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30