Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Защита персонала в чрезвычайных ситуацияхтуаций

Экономика: Защита персонала в чрезвычайных ситуацияхтуаций - 26-09-2010, 11:21

Защита персонала в чрезвычайных ситуациях

 

Виктор Алексеевич Владимиров, 

д. т. н., действительный член РИА, 

член Экспертного совета МЧС России,

сотрудник Центра  стратегических исследований 

гражданской защиты МЧС России

 

ВО ИМЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛЮДЕЙ

 

 

Проблемы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера были и остаются весьма актуальными, что обусловлено значительным количеством ежегодно возникающих природных и техногенных катастроф, пожаров, бедствий на дорогах и воде, социальных потрясений, приводящих к многочисленным жертвам и огромному ущербу.

 

 

Последние 20 лет решением этих проблем занимается Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое сегодня осознается гражданами России как одна из структур, призванная обеспечить их безопасность. За прошедшие годы МЧС России проделана большая работа как в организационном, так и в инженерном плане (по разработке технических средств и технологий) по решению задач защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера.

 

Создана необходимая законодательная и нормативная правовая база (федеральные законы «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» — 1994 г., «О пожарной безопасности» — 1994 г., «Об аварийно-спасательных формированиях и статусе спасателей» — 1995 г., «О гражданской обороне» — 1998 г., «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» — 2008 г. и другие).

 

Создана и успешно функционирует единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). Идет процесс ее интеграции с системой гражданской обороны с последующим образованием единой системы гражданской защиты.

 

Сформированы силы РСЧС, которые решают задачи по предупреждению и ликвидации возникающих чрезвычайных ситуаций, участвуют в ликвидации чрезвычайных ситуаций за рубежом. Идет процесс их развития. Создаются спасательные центры постоянной готовности, специальные аварийно-спасательные подразделения на федеральных автомобильных дорогах, для обеспечения безопасности организации и проведения Олимпийских игр в г. Сочи, в приполярных и полярных широтах (Мурманск, Дудинка, Тикси и др.).

 

Созданы и функционируют Национальный центр управления в кризисных ситуациях и система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций. Организовано обучение всех категорий населения действиям в условиях чрезвычайных ситуаций.

 

Все это способствует тому, что в последние годы наблюдается постоянный процесс уменьшения количества возникающих чрезвычайных ситуаций техногенного характера и пожаров, потерь и ущербов от них. Немалую роль в этом играют разрабатываемые и используемые технические средства и технологии проведения работ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций различного характера.

 

Созданием этих средств в МЧС России с участием научно-исследовательских учреждений и предприятий промышленности занимаются Центр стратегических исследований гражданской защиты (ЦСИ ГЗ), Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям (ВНИИ ГОЧС), Всероссийский научно-исследовательский институт противопожарной обороны (ВНИИПО) и ученые образовательных учреждений МЧС России. Среди созданных и успешно используемых (функционирующих) систем и технических средств в качестве примеров можно отметить следующие.

 

Космический мониторинг


МЧС России активно использует с 1999 года оперативную информацию от космических систем дистанционного зондирования Земли для решения следующих задач:

 

• обнаружение лесных, степных и торфяных пожаров;

• мониторинг паводковой обстановки на реках, контроль половодий, наводнений, имеющих разное происхождение (дожди, таяние снега, последствия землетрясений, аварий на гидроэлектро-станциях и т. д.), контроль ледовой обстановки;

• экспресс­оценка масштабов чрезвычайных ситуаций.

 

Важной задачей является также экологический мониторинг. Методы дистанционного зондирования Земли позволяют оперативно проводить анализ изменений, происходящих с перечисленными объектами во времени и пространстве, выявлять катастрофические изменения, происходящие с этими объектами в результате аварий, катастроф и стихийных бед­ствий, решать задачи в разных областях народного хозяйства на основе этой информации, принимать решения на ликвидацию возникших чрезвычайных ситуаций.

 

Для получения космической информации в МЧС России создана территориально распределенная система ее приема и обработки. Развернуто пять пунктов приема и обработки информации в городах Москва, Красноярск, Владивосток, Элиста и Вологда, оснащенных аппаратно­программными средствами, позволяющими получать оперативную космическую информацию практически по всей территории Российской Федерации. Результирующая космическая информация передается по каналам корпоративной сети МЧС России в территориальные центры мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и центры управления в кризисных ситуациях системы министерства.

 

Весьма жаль, что пока основным источником космической информации являются иностранные космические аппараты. Так, например, данные о лесопожарной обстановке получают с КС «NOAA» (США), паводковой — с КС «Radarsat» (Канада), «ERS» (Европей-ское космическое агентство), «IRS» (Индия) и «Landsat» (США), мониторинга потенциально опасных объектов — с КС «Iconas», «Quick Bird» (США). Надеемся на создание отечественной группировки космических аппаратов дистанционного зондирования Земли к 2015 году.

 

 

Автоматизированная информационно­управляющая система


 

МЧС России создана и постоянно совершенствуется автоматизированная информационно­управляющая система единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (АИУС РСЧС), предназначенная для процессов сбора, хранения, передачи, обработки и выдачи информации, необходимой для обеспечения работы органов управления РСЧС, а также для автоматизации процессов поддержки принятия управленческих решений, доведения принятых решений до подчиненных и взаимодействующих органов управления и контроля их исполнения. АИУС РСЧС создана и развивается на федеральном, межрегиональном, региональном и муниципальном уровнях РСЧС.

 

Автоматизация управленческой деятельности осуществляется пос­редством решения взаимосвязанных функциональных задач, которые представляют собой информационные технологии обра-ботки на ЭВМ определенных исходных (входных) данных и выдачи ре-зультатов этой обработки в удобном для дальнейшего использования виде с соответствующим специальным программным, информационным, линг-вистическим, математическим (алгоритмическим), организационным обеспечением. С целью повышения эффективности процессов разработки, эксплуатации и дальнейшего совершенствования задач они объ­единяются в функциональные комплексы и подсистемы. Совокупность взаимосвязанных функциональных задач объекта, обеспечивающих все функции некоторого процесса управления, на-чиная от сбора необходимой информации и кончая доведением задач (принятых решений) до исполнителей, и составляет функциональный комп-лекс задач.

 

Общероссийская комплексная система информирования и оповещения населения


В стране создается и в ряде регионов уже функционирует комплексная система информирования и оповещения населения в местах массового пребывания людей (ОКСИОН). Целью создания ОКСИОН является подготовка населения в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и охраны общественного порядка, своевременное оповещение и оперативное информирование граждан о чрезвычайных ситуациях и угрозе террористических акций, мониторинг обстановки и состояния правопорядка в местах массового пребывания людей на основе использования современных технических средств и технологий.

 

Основными задачами ОКСИОН являются:


• повышение оперативности информирования населения о чрезвычайных ситуациях;

• сокращение сроков гарантированного оповещения о чрезвычайных ситуациях;

• повышение уровня подготовленности населения в области безопасности жизнедеятельности;

• повышение эффективности мониторинга обстановки в местах массового пребывания людей путем профилактического наблюдения;

• организация сбора информации и наблюдения за обстановкой и состоянием правопорядка в местах массового пребывания людей и ряд других задач.

 

Структурно ОКСИОН состоит из федерального, межрегиональных, региональных и муниципальных (местных) информационных центров и терминальных комплексов, включающих технические средства сбора и отображения информации, радиационного и химического контроля, звукового вещания. К техническим средствам сбора информации относятся обзорные видеокамеры, позволяющие фиксировать и передавать информацию об обстановке в местах расположения терминальных комплексов, на наиболее потенциально опасных направлениях в местах массового пребывания людей, а также вызывные голосовые панели для связи с операторами информационных центров.

 

Технические средства отображения информации включают уличные светодиодные панели, плазменные экраны внутри зданий, экраны «бегущая строка» на наземных транспортных средствах и т. п., а также мобильные телефоны, карманные и портативные персональные компьютеры с выходом в Интернет и другие средства. С их использованием до населения доводится информация в виде видеороликов, электронных плакатов, информационных сообщений по правилам безопасного поведения в условиях угрозы и возникновения чрезвычайных ситуаций, террористических акций, массовых беспорядков.

 

Пожарная техника и технологии

 

За период с 1992 года с участием ВНИИПО разработано и организовано производство на предприятиях России более 200 видов пожарной техники, в том числе пожарные автомобили для тушения пожаров в сельской местности, северных регионах, на радиационно и химически опасных объектах, пожарно­спасательные автомобили для участия в проведении аварийно-спасательных работ и тушения пожаров в зонах чрезвычайных ситуаций.

 

Вместо выпускаемых пожарных автоцистерн (по величине основного параметра — емкости цистерны — 2, 3, 4 куб. метра) различными заводами страны сегодня изготавливаются автоцистерны 12 типоразмеров емкостью от 0,5 до 9 куб. метров. Освоено произ­водство пожарных автомобилей первой помощи, штабных автомобилей, по-жарных лабораторий, автомобилей связи и освещения, газодымозащитной службы, дымоудаления, аварийно-спасательных и др. Вместо ранее выпускав-шегося единственного средства для проведения работ по спасанию людей на высоте — автолестницы AJI-30 — в настоящее время изготавливаются автолестницы и автоподъемники с рабочей высотой до 50 метров и более. Следует особо отметить организа-цию серийного выпуска пожарных автомобилей с насосами высокого давления нового поколения, позволяющими повысить эффективность тушения квар-тирных пожаров, и целый ряд другого оборудования.

 

Авиационные спасательные технологии

 

В МЧС России разработаны и достаточно широко используются авиационные спасательные технологии, позволяющие решать следующие задачи: поиска и спасения людей в труднодоступных местах и на воде; пожаротушения, прежде всего лесных пожаров; ведения инженерной, радиационной и химической разведки; борьбы с ледовыми заторами; предупредительного спуска снежных лавин; ликвидации аварийных разливов нефтепродуктов; оказания экстренной медицинской помощи в мегаполисах; эвакуации населения; дегазации и дезактивации местности; борьбы с вредителями сельского хозяйства; десантирования и доставки гуманитарных грузов, материально­технических ресурсов и оперативных групп экспертов и специалистов в районы чрезвычайных ситуаций.

 

Задачи поиска и разведки решаются как с помощью пилотных, так и беспилотных летательных аппаратов. Так, например, воздушный робототехнический комплекс, устанавливаемый на беспилотные летательные аппараты, позволяет осуществлять: мониторинг лесных массивов с целью обнаружения лесных пожаров; замер и передачу данных по радиоактивному загрязнению и химическому заражению местности и воздушного пространства в заданном районе; инженерную разведку районов наводнений, землетрясений и других стихийных бедствий; обнаружение и мониторинг ледовых заторов и разливов рек; мониторинг состояния транспортных магистралей, нефте­ и газопроводов, линий электропередачи и других объектов; экологический мониторинг акваторий и береговой линии; определение точных координат районов чрезвычайных ситуаций и пострадавших объектов.

 

Уникальной возможностью борьбы с лесными пожарами обладает самолет­амфибия Бе­200ЧС. Он способен в режиме глиссирования заполнить внутренние баки емкостью 12 тонн водой в течение 14 секунд. Кроме того, Бе­200ЧС может вести спасательные работы на акваториях, перевозить до 72 пассажиров или 7500 кг грузов. Самолет-амфибия способен вести патрулирование экономических зон, поиск и обнаружение терпящих бедствие кораблей и судов, точно определять координаты лесных пожаров и других чрезвычайных ситуаций, квалифицировать цели визуально и с помощью бортовых средств, осуществлять мониторинг.

 

В настоящее время отрабатывается новейшая технология активного воздействия на заснеженные поверхности в горах с целью принудительного спуска снежных лавин. Принципы работы противолавинной установки состоит в дистанционном инициировании подрыва кислородно-водородной смеси, находящейся в металлическом конусе, закрепленым обычным тросом к вертолету, на высоте 3-5 метров над снежной поверхностью непосредственно из кабины вертолета при помощи беспроводного устройства. Конус сделан из высокопрочной стали, что позволяет ему удерживать смесь газа до воспламенения и направлять взрыв на снежную толщу.

 

Все указанные спасательные и технические средства и технологии, разработанные в научно-исследовательских учреждениях МЧС России или с их участием, широко используются в аварийно-спасательных и других неотложных работах, повышая эффективность мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций различного характера, обеспечению пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах.

 

         

V. A. Vladimirov. Problems of population and territories protection from emergencies of various nature still remain relevant and urgent. Last 20 years the Ministry of the Russian Federation of Civil Defense, Emergency and Disaster deal with such cases, as one of the structure, designed to ensure people’s safety. A necessary legislative and regulatory framework was created. Developed and successfully implemented unified state system of Prevention and Elimination of Emergencies.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)