Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Мировой кризис и промышленная политика России

Экономика: Мировой кризис и промышленная политика России - 6-09-2010, 18:51

Виктор Борисович Христенко, министр промышленности и торговли РФ.

 

 

МИРОВОЙ КРИЗИС И ПРОМЫШЛЕННАЯ ПОЛИТИКА РОССИИ

 

В текущем кризисе многие пытаются найти аналогии и параллели с Великой депрессией в США или кризисом в России 1998 года. Вместе с тем попытка найти в качестве объяснения кризиса старые отработанные схемы неких исторических процессов и событий бессмысленна, поскольку в истории ничего не повторяется, и каждый раз мы имеем дело с новыми событиями и обстоятельствами. Вирусы — и те способны к мутации. Они подстраиваются под изменяющуюся среду, под глобализирующийся мир. Точно также и кризис — каждый раз является абсолютно уникальным.

Сегодня мы впервые имеем дело с реальным глобальным кризисом. Великая депрессия, несмотря на масштаб, была все­таки крупнейшим локальным кризисом. Сегодня же глобализированный мир оценил не только прелести глобализации, но и проблемы, связанные с ней. При этом среди мировых инфраструктур, отвечающих параметрам глобализации, пожалуй, наиболее существенной является доллар. В силу известных ограничений, связанных с этой мировой валютой, которая одновременно является и национальной, внутренние риски эмитента приобретают глобальный масштаб. Соответственно глубина кризиса связана с рядом факторов: во-первых, сущест-вует единая финансовая инфраструктура, во-вторых, информационная инфраструктура тоже стала глобальной.

 

***

 

Динамика промышленного производства в России

Кризис 1998 года в России существенно отличается от сегодняшней ситуации, условий и обстоятельств. 1998 год — это локальный кризис государственных финансов, тяжелый, понятный и быстрый. Как простуда с высокой температурой, которая, однако, быстро проходит. Единственная управленческая цель 1998 года — это выработка или поиск тех решений, которые бы позволили удержать макроэкономическую стабильность. При этом девальвация, используемая в качестве средства стабилизации, дала быстрый и ощутимый эффект. Это позволило российской экономике частично удержать позиции в первую очередь на внешних рынках.

Инструментами антикризисной борьбы того периода послужили: с одной стороны, существенные внешние финансовые источники и такие же, если говорить об управленческих схемах, внешние экспертные советы. Эта конструкция позволила оживить экономику, но имела болезненные социальные последствия.

2009 год — это по типу другая ситуация. Прежде всего сформулированы абсолютно самостоятельные и конкретные цели долгосрочного экономического развития России. Это позволило впервые в российской управленческой практике выработать корпус стратегических решений, которые сегодня служат главными ориентирами в преодолении кризисной ситуации.

Кризис в мировой экономике отозвался проблемами не только в финансовом секторе, но серьезно повлиял на реальный сектор, замедляя экономический рост в большинстве экономик мира.

 В России в 2007 и 2008 годах предпринятые государством и бизнесом усилия по модернизации промышленности только начали давать эффект. Этот процесс основывался на государственных мерах поддержки, зафиксированных в отраслевых стратегиях, и зарубежных источниках кредитования отдельных корпоративных игроков. Большинство предприятий в полной мере воспользовалось выросшими возможностями доступа к мировым кредитным и инвестиционным ресурсам. Это в существенной степени и определило специфику проблем российской экономики в рамках нынешнего кризиса, обострившего проблему внешней задолженности корпоративного сектора.

Кризис для российской промышленности — это в первую очередь падение спроса на продукцию предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Причем — если говорить о внешнем рынке — падение, усиленное нарастанием протекционизма вопреки многочисленным публичным декларациям.

Другая общесистемная проблема — снижение доступности кредитных ресурсов. Как результат — рост задолженности предприятий перед поставщиками сырья и материалов, кредитными организациями и, наконец, собственными сотрудниками.

В совокупности обе тенденции вынуждали отечественных производителей сокращать объемы производства и продаж, а в некоторых случаях — останавливать производство, приводили к сокращению выручки, заставляли предприятия прибегать к явному или скрытому высвобождению трудовых ресурсов.

Эти тенденции в той или иной мере проявились во всех отраслях промышленности. В течение года наибольший спад наблюдался в отраслях, производящих инвестиционные товары, наименьший — в производстве товаров первой необходимости. Отрасли со значительной долей производства полуфабрикатов различных переделов показывали среднюю по промышленности динамику. Несколько особняком стоит оборонно-промышленный комплекс — здесь производство даже выросло.

Помимо указанных факторов, у кризиса в России проявились и специфические черты, главная среди которых — структура экономики с преобладанием экспорта сырья и других товаров с низкой добавленной стоимостью. Такая структура поставила платежный баланс страны в гораздо более тесную зависимость от конъюнктурных ценовых колебаний, чем в экономиках с более диверсифицированной структурой.

Частично указанные трудности были компенсированы девальвационным эффектом. Однако в результате быстрого укрепления рубля достигнутый ранее девальвационный запас конкурентоспособности российской экономики перед импортом оказался исчерпан уже к октябрю 2009 года.

 В этих условиях самое важное, что нужно было оценить на старте, — насколько серьезно его влияние и должны ли быть пересмотрены стратегические цели, сформулированные до 2020 года. Наш ответ — нет. Нужно удержать стратегические цели в фокусе управления и относиться ко всем трудностям и неопределенности как к временным явлениям, которые заставляют более оперативно реагировать на изменения ситуации.

Утрата стратегического ориентира сделала бы бессмысленной текущую управленческую работу. Этого удалось избежать.

За четыре года, предшествовавших началу кризиса, Минпромторгом были разработаны и приняты стратегии развития приоритетных отраслей, находящихся в ведении министерства. Эти документы увязаны со стратегическими документами развития отраслей — потребителей промышленной продукции и важнейших инфраструктур и, конечно, с Концепцией долгосрочного развития до 2020 года.

Кризис внес определенные коррективы в достижение намеченных целей, сдвинул реализацию ряда инвестпроектов. Однако заложенные в эти документы установки  стратегического характера остались неизменными. Основная цель антикризисной работы министерства — это сохранение стратегических отраслевых траекторий развития за счет своевременной реакции на вызовы как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Более того, за время развития кризиса Минпромторгом России был подготовлен ряд стратегических документов с учетом новых реалий. В том числе и в отраслях, которые лишь недавно попали в сферу ответственности министерства. Утверждена Стратегия развития фармацевтической промышленности до 2020 года, в завершающей стадии разработки находятся стратегии развития радиоэлектронной промышленности, тяжелого и энергомашиностроения, торговли.

Ряд государственных антикризисных действий, предпринятых в течение года, имеет общесистемный характер. Это меры по сохранению банковской системы, валютная политика, постепенное снижение инфляции и ставки рефинансирования ЦБ. В то же время все еще сохраняются такие негативные тренды, как высокая стоимость и низкая доступность кредитных ресурсов. В основных же странах­конкурентах девальвация оказалась глубже, чем в России. А такая ситуация негативно влияет на конкурентоспособность наших предприятий.

Это те рамки, в которых министер-ство промышленности и торговли РФ вырабатывает свои антикризисные предложения. Ряд действий был призван компенсировать негативный макроэкономический фон.

Это введение 15-процентной преференции при проведении госзакупок для отечественных производителей. Меры таможенно­тарифного регулирования (обнуление пошлин на ряд экспортных товаров, оптимизация импортных пошлин на ввозимое оборудование в интересах техперевооружения). Различные виды субсидий по процентным ставкам, наконец — госгарантии.

Часть реализованных для противодействия кризису инструментов была разработана в предыдущие годы и с успехом применялась с целью повышения конкурентоспособности продукции отечественной промышленности на внутреннем и внешнем рынках. Речь идет о различных видах субсидирования процентных ставок по кредитам, направленным на поддержку экспорта высокотехнологичной продукции, осуществление лизинговых операций и технологического перевооружения, сезонных закупок сырья в  лесной и легкой промышленности и так далее.

Новыми механизмами поддержки отраслей в 2009 году стали различные виды субсидий в автомобильной промышленности, расширение списка отраслей, получающих субсидии на технологическое перевооружение, осуществление взносов в уставные капиталы отдельных организаций и ряд других мероприятий.

В основу комплекса дополнительных антикризисных мер в промышленности была положена следующая структура:

1. Поддержка спроса на продукцию отечественных производителей.

2. Стабилизация финансового состояния предприятий.

3. Реализация стратегических программ развития и инвестиционных  планов российских компаний в отраслях промышленности.

 

***

 

 

Организационная структура реализации комплекса антикризисных мер

Реализация комплекса антикризисных мер 2008-2009 годах выглядела следующим образом.

В течение 2008 и 2009 годов Мин-промторг России реализовывал комплекс мер, направленных на поддержку промышленности и торговли. В основу работы министерства были положены План действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики, и План действий по реализации Программы антикризисных мер Правительства Российской Федерации на 2009 год.

Для этого в максимально короткие сроки был сформирован и утвержден в ноябре 2008 года ведомственный План действий, направленных на оздоровление ситуации в отдельных отраслях промышленности. Летом 2009 года он был актуализирован и дополнен с учетом оперативного мониторинга и оценки эффективности реализации мер поддержки промышленности.

В ноябре—декабре 2008 года была проведена работа по формированию ведомственного  списка системообразующих организаций промышленности и торговли, разработана методика отбора предприятий и организаций, формы представления информации о текущей ситуации на предприятиях.

Для включения в этот список компании должны были удовлетворять одному из двух условий. Первое условие при включении в ведомственный список — наличие у предприятия как минимум одной из следующих характеристик:

• предприятие выступает финализирующим звеном, интегратором технологической цепочки;

• предприятие производит уникальную продукцию, представляющую стратегический интерес.

Кроме того, особое внимание уделяется градообразующим предприятиям. В результате был сформирован ведомственный перечень ключевых организаций, с учетом которого формировался правительственный список системообразующих предприятий.

Работа с отобранными компаниями велась через Комиссию по повышению устойчивости развития отраслей промышленности и торговли, организованную в Минпромторге России. При комиссии были образованы отраслевые рабочие группы по мониторингу за финансово­экономическим состоянием организаций, находящихся в перечне системообразующих организаций, в области:

• оборонно-промышленного комп-лекса, авиастроительной, судостроительной, радиоэлектронной промышленности, двигателестроения, промышленности боеприпасов, спец-химии и обычных вооружений;

• черной и цветной металлургии, включая ресурсную базу, трубной промышленности, транспортного машиностроения, лесной промышленности;

• автомобильной промышленности, сельскохозяйственного машиностроения, промышленности строительно­дорожных машин и оборудования, энергетического, нефтегазового машиностроения, станкоинструментальной промышленности;

• химической и фармацевтической промышленности, включая минеральные удобрения;

• внутренней торговли, включая аптечную сеть, легкой промышленности.

На комиссии и в ее рабочих группах было проанализировано состояние 300 ведущих российских компаний.

Предложенные по итогам работы Комиссии меры государственной поддер-жки предприятий были направлены на:

• пролонгацию или рефинансирование действующих кредитов;

• предоставление государственных гарантий по кредитам коммерческих банков;

• содействие в получении кредитных ресурсов, в том числе на льготных условиях, для реализации инвестиционных проектов компаний;

• компенсацию процентных ставок по кредитам;

• увеличение уставного капитала предприятий;

• снижение социальной напряженности при высвобождении персонала за счет организации общественных работ и переподготовки сотрудников для обеспечения их занятости и другое.

 

 

***

 

 

Меры поддержки промышленности, реализованные в 2009 году

В части применения инструментов государственной поддержки спроса, пожалуй, наиболее показательна автомобильная промышленность. Здесь своевременно были приняты решения по корректировке таможенно­тарифной политики. В результате доля автомобилей отечественной сборки, в том числе иностранных брендов, в структуре продаж на рынке легковых машин увеличилась с 38% в 2008 году до 49% в 2009 году, а на рынке коммерческих автомобилей — с 59% в 2008 году до 75% в 2009 году.

На организацию прямых закупок для государственных нужд федеральными органами исполнительной власти в 2009 году было направлено 12,5 млрд. рублей. На обновление регионального парка автомобильной техники в 2009 году — более 30 млрд. рублей. Принято решение о применении этих инструментов и в 2010 году.

В дополнение к бюджетным закупкам Минпромторг разработал и реализовал программу стимулирования приобретения автомобилей частными лицами и негосударственными организациями за счет субсидирования автокредитов. После внесения корректировок она доказала свою эффективность. В целом в 2009 году государственная поддержка спроса сформирует более 40% от объема продаж системообразующих автопредприятий.

Министерством разработана программа стимулирования утилизации легковых автомобилей старше 10 лет с финансированием из федерального бюджета в размере 10 млрд. рублей. Программа стартует в 2010 году, и ее реализация позволит повысить спрос на продукцию российских предприятий и улучшить возрастную структуру автопарка страны.

В рамках реализации антикризисных мер активно использовались инструменты таможенно­тарифного регулирования и борьбы с демпингом. В частности, для защиты отечественных производителей сельхозтехники в 2009 году была увеличена таможенная пошлина на новую и бывшую в употреблении импортную сельхозтехнику. Кроме того, был введен запрет на приобретение импортной сельхозтехники за счет средств федерального и региональных бюджетов. Это позволило оперативно, уже к концу первого полугодия, обеспечить российским производителям дополнительные продажи более 15 тыс. единиц техники на сумму более 22,5 млрд. рублей за счет государственных закупок через ОАО «Росагролизинг».

В 2009 году Минпромторг России администрировал 19 видов субсидий с общим объемом финансирования в части гражданских отраслей 13,3 млрд. рублей. На субсидии организациям оборонно-промышленного комплекса было направлено 17,2 млрд. рублей.

Субсидии экспортерам промышленной продукции в размере 6,1 млрд. рублей были призваны поддержать производителей высокотехнологичной продукции как оборонного, так и гражданского назначения. Это позволило компаниям обслуживать кредитные портфели 2008 и 2009 годов на сумму 288,7 и 255 млрд. рублей соответственно. Этот инструмент стал одним из наиболее востребованных и эффективных в период кризиса.

На  субсидирование технологического перевооружения предприятий (легкая и лесная промышленность, сельхозмашиностроение, станкостроение, нефтегазовое машиностроение, авиастроение, судостроение) было направлено 3,1 млрд. рублей.

Отдельным направлением стало субсидирование потребителей промышленной продукции транспортных и лизинговых компаний, а также кредитных организаций. Всего на эти цели было направлено 3,3 млрд. рублей. Также были субсидированы сезонные закупки сырья и материалов для организаций легкой и текстильной промышленности на сумму 350 млн. рублей и лесопромышленного комплекса — 325 млн. рублей. Организациям народных художественных промыслов была оказана поддержка на сумму 81 млн. рублей.

В 2009 году общий объем бюджетных средств, предназначенных для адресной поддержки организаций ОПК в рамках антикризисного пакета, составил около 70 млрд. рублей. Также было предусмотрено выделение госгарантий — до 100 млрд. рублей.

С целью стабилизации текущего состояния предприятий государство осуществило взносы дополнительных средств в уставный капитал организациям ОПК на сумму более 60 млрд. рублей.

В частности, по предприятиям авиастроения: ОАО «РСК «МиГ» — 15 млрд. рублей, ОАО «КАПО им. Горбунова» — 4,1 млрд. рублей, ОАО «ММП В. В. Чернышева» — 2,9 млрд. рублей, ОАО «Моторостроитель» — 1,4 млрд. рублей и так далее. В судостроении приняты решения о выделении ОАО «ПО «Севмаш» 4 млрд. рублей и ОАО «Амурский судостроительный завод» 1,9 млрд. рублей в виде взносов в уставный капитал. Принято решение о выделении гарантий под кредиты на 2,5 млрд. рублей В виде различных субсидий выделено еще порядка 3,4 млрд. рублей.

В рамках антикризисных действий существенные средства были направлены на предоставление госгарантий для компаний, нуждающихся в привлечении кредитных ресурсов. По состоянию на начало декабря 2009 года государственные гарантии предоставлены компаниям: ОАО «Соллерс — Набережные Челны» в размере 350 млн. рублей, ОАО «Соллерс» — 500 млн. рублей, ОАО «КамАЗ» — 3,6 млрд. рублей, ООО «УК «Металлоинвест» — 30,75 млрд. рублей, ОАО «ЧТПЗ» — 5 млрд. рублей, ОАО «Первоуральский новотрубный завод» — 5 млрд. рублей.

Средства, выделяемые в рамках механизма госгарантий, могли быть использованы как на текущую деятельность, так и на инвестиционные проекты.

Меры поддержки технологического перевооружения, входящие в блок «реализация стратегических инвестпроектов», в условиях кризиса изначально носили комплексный характер и предполагали поддержку инвестиционной активности предприятий через механизм государственных гарантий по кредитам с последующим удешевлением стоимости кредитных ресурсов за счет компенсации части процентной ставки.

Подводить итоги антикризисного периода работы Минпромторга России рано. Фактически действия государства дали экономическим агентам передышку для того, чтобы поправить финансовое положение, провести реструктуризацию, оптимизировать издержки и создать условия для перехода к стадии посткризисного подъема.

В целом выработка антикризисных программ в промышленности значительно обогатила рабочий инструментарий тех промышленных корпораций, где во главе стоит эффективный менеджмент. Повысила их чувствительность и гибкость в текущей ситуации, нацелила на поиск новых, востребованных рынком продуктовых решений и существенное сокращение издержек. В то же время министерство за прошедшее время смогло в сжатые сроки обсудить множество важных вопросов с бизнесом, выработать адекватные в условиях кризиса инструменты поддержки промышленности. Многие из них должны составить обновленный арсенал посткризисной промышленной политики.

 

***

 

V. B. Khristenko. In the current crisis, many of us are trying to find analogies and parallels with the Great Depression in the United States or with the crisis in Russia in 1998. However, an attempt to find an explanation of the crisis in certain historical processes and events is useless, because history does not repeat, and every minute we deal with brings us new events and circumstances. Even viruses are able to mutate. They are adjusting to the changing environment. Similarly, the crisis — every time is absolutely different from the previous one.



Ключевые теги: промышленность, отрасли
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Апрель 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (4)
Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)
Июль 2019 (1)