Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Проект ё -мобиль

Наука: Проект ё -мобиль - 13-09-2014, 17:32

 

Анатолий Васильевич ДОЛГОЛАПТЕВ
генеральный директор ООО «ТЭЭМП», научный руководитель, д.т.н.


Вячеслав Михайлович ФИЛИН
заместитель генерального директора — главный конструктор ООО «ТЭЭМП», руководитель разработок сложных космических изделий и комплексов, д.т.н., профессор

 

ТОЛЬКО «УМНАЯ» ЭКОНОМИКА СДЕЛАЕТ РОССИЮ КОНКУРЕНТНОЙ

 

 

Исходя из собственного опыта, знаю, что инновационные проекты имеют перспективы там, где серьезный бизнес готов взаимодействовать с инноваторами-разработчиками. Только что остановился великолепный инновационный проект под названием Ё-мобиль. Как бы над ним ни шутили, на самом деле до производства не дошел замечательный экомобиль – последовательный гибрид. Такой гибрид получается самым доступным по цене из всех экомобилей, но и при экономии 40% топлива, которая уже реально подтверждена в прототипе Ё-мобиля, через 2-3 года такой гибрид становится прибыльным для владельца, а если автобус, к примеру, бегает не меньше 10-12 лет, значит, оставшиеся 7-10 лет он будет приносить прибыль.


В проекте Ё-мобиль были собраны очень серьезные, высококвалифицированные спецы, этот проект способен в дальнейшем, развиваясь в промышленном поле, дать доходы несопоставимо более масштабные, чем сегодня затрачено на него. Специалисты, занимавшиеся накопителями электроэнергии, перешли с согласия группы «Онэксим» к нам. С интеллектуальной собственностью, с оборудованием и т.д., потому что у нас есть возможность эти исследования продолжить – проект «подхватила» группа «Ренова». Ради справедливости считаю необходимым напомнить, что на первых этапах проект экомобиля ТЭЭМП разрабатывался по заказу Правительства Москвы. Сегодня от этого проекта автоматически, в связи со сменой руководства, отказались, прекратив финансирование. А кому, как не Москве нужен экологически чистый автотранспорт? Больше 90% загрязнений атмосферы в городе – автомобильные, а от них – болезни москвичей почти всех видов и десятки миллиардов недополученных в бюджет доходов.

 


Приведу статистику: в автопарке городов примерно 10% – автомобили-службисты, постоянно находящиеся в режиме движения на улице: автобусы, коммунальная и строительная техника, такси, доставка почты, продуктов и т.д. А выбрасывают они больше половины от общих выхлопов, так как крутятся по дорогам полный день. Напрашивается решение – давайте с них начнем, и эффект сможем почувствовать очень быстро. Вторая сторона вопроса – надо резко сокращать потребление моторного топлива, а это (до 50%) позволяет сделать как раз гибридная автотехника. Интересно отметить, что противодействия «нефтяного лобби» не ощущается, умные люди из нефтяников и газовиков поддерживают этот проект. Думаю, что из соображений, что нефтехимия – намного более при быльный бизнес, чем сжигание нефти в двигателе автомобиля. Нефтехимия будет всегда, даже когда исчезнет двигатель внутреннего сгорания.

 


Конечно, резкого сокращения обычного автотранспорта не будет, все будет происходить постепенно. В мире в год производится 80 млн автомобилей, если 10% из них (городские службисты) будет гибридами, то на четверть уменьшатся выбросы в городах. Игра стоит свеч, и сопротивление обусловлено только отсутствием средств у покупателей на дорогие экологичные машины. Поэтому их надо удешевлять. Программа Энергия-Буран, оказывается, помогает это сделать. Дорогие экологичные электромобили и гибриды покупают либо любители прогресса и желающие отличиться, либо действительно глубокие сторонники экологичного образа жизни. Таких всего 0,5% в мире. Как бы ни были хороши сегодняшние электромобили, им еще как минимум 10 лет массовыми не стать. Все многолетние обещания сделать батареи приемлемыми по цене пока остаются пожеланиями.

 


Задача, сформулированная российскими исследователями в части электромобилей, как раз заключалась в том, что надо не ждать, когда батареи подешевеют, а пойти по пути экономии энергии. Появилось мотор-колесо, в котором сразу 10% энергии экономится, потому что не нужны редукторы и трансмиссии. Появился новый накопитель для рекуперации энергии, российский суперконденсатор, не менее, чем в 2 раза более дешевый, чем у мировых лидеров в силу оригинальной (патентованной) конструкции. Думаю, что хватит ума у тех, кто владеет этими патентами, и руководителей бизнеса, не продавать приоритетные решения. Мне как патриоту хотелось бы, чтобы Россия первая начала массовый переход на экологичный транспорт.

 


Стоит отметить, что в стране создалась ситуация, когда, несмотря на все сложности, в результате деятельности инновационно активных фирм, сложилась конкурентная ситуация в сфере создания экологичного автотранспорта. Впервые мы можем создать отечественный автомобиль, экологичный и дешевый одновременно. Нельзя терять это наше преимущество, немедленно этим проектом надо заняться бизнесу при стимулировании государством. По оценками Минэкономразвития снижение энергопотребления к 2020 году может достичь 24% (в среднем по отраслям), но автотранспорт, потребляя 10% всех энергоресурсов, имеет возможность снижения только на 4%. Но решение есть: энергосбережение наших гибридных экомобилей позволяет вдвое меньше потреблять моторного топлива.

 

 

Сегодня в России возможно организовать производство гибридного транспорта, не выходя за рубеж за ключевыми технологиями и компонентами. План, который сегодня внесен в правительство – первый шаг к тому, чтобы этот проект начал действовать. В первую очередь в этом заинтересованы руководители крупных городов, в которых значительная часть населения страдает от низкого качества атмосферного воздуха, поэтому была бы уместна их групповая инициатива по выдвижению требований к автопроизводителям и гарантиям последующих покупок.

 


Особо стоит отметить, что применение экологичной муниципальной техники возможно без привлечения дополнительных бюджетных средств в рамках текущей замены транспорта, поскольку сроки окупаемости удорожания (2-3 года) устраивают финансовые и лизинговые структуры, и они заявили готовность поддержать инициативные администрации городов. Лично для меня поворотным моментом обращения к тематике экологичного транспорта была информация экологов о том, что в Подмосковье в домах вдоль федеральных трасс, проходящих через города, не живет ни одного здорового ребенка. Вот прямое следствие того, что такое современный автомобиль. И прямая задача – снизить выбросы, потому что от автомобилей никто отказаться не в состоянии.

 

 

Например, в Тольятти 90% заболеваний детей – это заболевания дыхательных путей. Поэтому надо сказать: хотите, чтобы дети меньше болели, а родители больше работали – давайте сделаем так, чтобы Тольятти стал лидером в оздоровления своей атмосферы. Если ежедневно с работы и на работу едут 100 тысяч человек – это не меньше 100 автобусов. Примерно 10 автобусов в год в плановом порядке заменяются, пусть они заменяются на автобусы с гибридным приводом. В стране пятнадцать городов-миллионников, они все  имеют развитое автобусное сообщение. Вот где надо начинать внедрение экологичного транспорта. Переход на общественный транспорт с энергосберегающим гибридным приводом (включающим мотор-колесо и рекуператор) – это комплексный проект для всей страны. При этом в работу пойдут российские запатентованные решения, проект имеет исключительно значимую социальную составляющую, способствуя сохранению здоровья людей.

 


Инноваторы, объединившиеся в Технологической платформе «Зеленый автомобиль», считают этот проект достойным внимания президента страны, и, если правильно все развернуть, через считанные годы мы почувствуем изменения и в экологии городов, и в модернизации промышленности, и в самочувствии людей.

 

Межотраслевой альманах №46/2014 год

 


Начало статьи

 

 

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)