Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Инженер АВТОВАЗА

Экономика: Инженер АВТОВАЗА - 18-09-2014, 17:15

 

 

Аркадий Константинович ТИХОНОВ,
доктор технических наук, профессор, академик Российской инженерной академии, член рабочей группы Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, советник ОАО «АвтоВАЗ»

 

УХОД ОТ ИМПОРТА И КОМПОНЕНТОВ

 

 

АвтоВАЗ в начале XXI века вышел с инициативой, утвержденной в Министерстве промышленности и торговли, производить малотоннажные материалы в лабораториях НИИ или вузов. При закупке более 700 позиций малотоннажки за рубежом, экономически не выгодно организовывать подобное производство на наших заводах. Существует подобная практика в ЦНИИчермете и Самарском техническом университете. Все необходимые позиции могут быть освоены на производственных базах институтов и в наших лабораториях.

 

 

Об этом же говорил С. Иванов, глава администрации президента, посещая Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов: оборонные и машиностроительные заводы будут размещать заказы на материалы внутри страны, а не за границей. АвтоВАЗ пережил много сложных моментов в своем развитии. В конце XX века завод закупал материалов за границей более чем на 200 миллионов долларов в год. Если бы их выпуск не был освоен внутри страны, завод бы сейчас влачил жалкое  существование.

 


Сегодня мы ушли от импорта. Мне пришлось возглавить эту работу практически с самого начала. ВАЗ постоянно отслеживал закупки компонентов и материалов за рубежом, но во времена СССР они производились централизовано, через разные министерства. Автомобиль продавался во все страны и проходил почти ежегодную омологацию (приведение технических характеристик товара в соответствие со стандартами страны импортера) в Париже, получал право продаж за рубеж.  Когда перестройка пошла полным ходом, стало заметно ослабление сотрудничества со странами народной демократии. Мы в срочном порядке разработали программу по уходу от этих закупок. Освоили выпуск всех необходимых крупнотоннажных компонентов внутри России, предупредив срыв поставок. Организовали производство алюминия на уральских и сибирских заводах, компенсируя поток из Запорожья, по закупке клеев ушли из Армении, ремней — из Эстонии, и так далее. Ушли не только от зарубежных поставок, но и от сотрудничества с институтами.

 


Оставалась огромная номенклатура материалов, закупаемых в Европе и Японии: автолистовые стали для кузова, автоматные стали, конструкционные стали для шестерен, трубы для амортизаторов, свертнопаяные трубки для бензопроводов, ряд инструментальных сталей, катафорезный грунт и акриловые эмали, компоненты пенополиуретана, ряд пластмасс, материал для обивок сидений , СОЖ и так далее.

 


В начале 90-х годов мы почувствовали, что валюты, рублей и материалов не хватает. Завод оказался на грани остановки. Металлурги страны собрались в Тольятти в 1995 году, обсудили ситуацию с представителями завода и разработали программу ухода от импорта металла. Госкомитет по металлургии утвердил ее, и все наши металлурги-поставщики начали интенсивную работу. Завод увеличивал выпуск машин, металлурги — тоннаж.  Было много проблем по качеству, но мы справлялись.

 

 

В 2000 году прошло очередное совещание металлургов в Тольятти, подвели итоги. Не зря мы работали пять лет: пережили дефолт, сохранили металлургов, увеличили выплавку металла, вышли на выпуск одного миллиона автомобилей в год, сохранив экспорт на уровне 90 тысяч машин в год. На совещании мы разработали новую программу развития до 2005 года, согласовав со всеми заводами и НИИ, которую утвердил министр Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации Дондуков. Металлургические заводы развернули реконструкцию почти всех заводов с внедрением нового оборудования: перешли от мартенов на конверторы с непрерывной разливкой стали, новые реверсивные станы горячей и холодной прокатки, новую технологию изготовления валков, отжиг листа в водороде, выплавку конструкционных сталей в электропечах, в том числе на окатышах, акосы, непрерывную разливку, в том числе и малых сечений .

 

 

Эта грандиозная реконструкция металлургических предприятий — рывок в инновации, позволивший металлургам выйти на экспорт. Ни одна отрасль промышленности бывшего СССР не сделала такой скачок. В стране есть все возможности для развития машиностроения: металл и оборудование для его производства. В 2005 году на очередном совещании было отмечено, что успешно освоен автомобильный лист, трубы, конструкционные стали, быстрорежущие стали. Металлургические заводы сами начали поставлять на экспорт металл европейского уровня, из которого мы изготавливаем автомобили, отвечающие всем международным требованиям.

 


С 2010 года две межотраслевые программы развития до 2015 года, которые были утверждены в Министерстве промышленности и торговли РФ, действуют по освоению новых видов материалов и улучшению качества металлопродукции, химическим и нефтехимическим материалам. Сейчас, когда в стране есть деньги, для развития промышленности нужны ясные и четкие программы не только в оборонке, но и в автомобилестроении, судостроении, тяжелом машиностроении, железнодорожном транспорте, станкостроении, инструментальной промышленности. И отвечать за работу должны конкретные люди.

 


Я лично отвечал за все программы по сокращению импорта автоматериалов и контролировал все этапы производства: от поставок сырья до выпуска готовой продукции. АвтоВАЗ закупает огромное количество комплектующих: аккумуляторов, электрооборудования, различных электродвигателей, систем электроники и так далее. Все наши заводыпоставщики держатся на плаву в основном за счет АвтоВАЗа. Но эти же заводы поставляют комплектующие и для производства всей движущейся техники оборонной промышленности. Плохо ли, хорошо ли работает АвтоВАЗ, но на нем строится вся цепочка производства отечественных комплектующих, позволяющая работать без привлечения импорта.

 

Межотраслевой альманах №46/2014 год

 




Ключевые теги: Инженеры
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)