Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » История развития ГНЦ ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей»

Промышленность: История развития ГНЦ ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» - 7-12-2014, 17:39

Ольга Владимировна ФОМИНА

к.т.н., начальник научно-производственного комплекса «Организация и управления НИОКР, информатики и вычислительной техники, управления качеством и защиты авторских прав»

 

ИНСТИТУТ КОНСТРУКЦИОННЫХ МАТЕРИАЛОВ «ПРОМЕТЕЙ»: 75 ЛЕТ ПО ПУТИ СОЗИДАНИЯ

 

История развития ГНЦ ФГУП «ЦНИИ конструкционных материалов «Прометей» от брони до материалов для судостроения.

 

В 1938 году было принято Постановление Правительства о развитии и укреплении броневой промышленности, повышении качества брони, ускорении ее поставки. В 1939 году для решений научно-технических задач развития броневой промышленности на базе Броневого института Ижорского завода в качестве самостоятельного научно-исследовательского учреждения Наркомата судостроительной промышленности был создан НИИ-48. Вся дальнейшая деятельность института, исключая годы войны, будет связана с судостроением.

 

цнии км прометей сайт

В военные годы на институт была возложена задача разработки высокоэффективной брони для танков и артиллерийских установок, а также обеспечение ее производства. В результате была создана броня для лучшего в мире танка Т-34, для самоходных артиллерийских установок. За эти работы в 1945 году институт награждается орденом Ленина.  После войны институт развернул широкомасштабные работы по созданию корпусных сталей и сплавов, методов их сварки для судостроения. С этого момента и по сегодняшний день ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» является головной организацией по разработке и созданию конструкционных материалов для судостроения.

 

 

Разработанные институтом материалы и технологии позволили обеспечить строительство в стране современного Военно-Морского Флота и большого числа гражданских судов различных типов, классов и назначений (ледоколы, танкеры, балкеры, паромы, суда на подводных крыльях и др.).  С началом развития атомной энергетики институт с 1953 года приступил к разработке высоко радиационно-стойких сталей, а также комплекса металлургических и сварочных технологий, обеспечивающих создание корабельных атомных энергетических установок, а затем и атомных электростанций.

 


Материаловедческие разработки института обеспечили создание всех без исключения типов отечественных атомных энергетических установок кораблей ВМФ, атомных ледоколов, реакторов с водяным теплоносителем типа ВВЭР и РБМ-К для АЭС, а также реакторов с натриевым теплоносителем типа БН-350 и БН-600.

 

 

В середине 50-х годов институт приступил к работам по созданию высокопрочных титановых сплавов и первым в мире инициировал применение морских титановых сплавов в корпусном судостроении. Специалистами института были созданы высокопрочные свариваемые титановые сплавы для корпусов подводных лодок, обитаемых и необитаемых глубоководных аппаратов, насосов и бортовых трубопроводов, для подводных крыльев судов, гребных винтов валопроводов, систем водозабора быстроходных судов. По мере расширения сферы использования титана в судостроении росло число вновь разрабатываемых сплавов, таких как сплавы с эффектом памяти формы, вибропоглощающие (демпфирующие), сплавы средней прочности для судового бортового оборудования,  теплообменников и т.п.

 

 

Традиционный рынок сбыта титана – для оборонного комплекса – постепенно сокращается, но одновременно появляются новые области его использования. Речь идет о создании титановых сплавов и технологий их сварки для глубоководных и спасательных аппаратов, предназначенных для исследования дна мирового океана, а также для различного рода подводных работ, связанных в основном с добычей полезных ископаемых и нефтегазодобычей.

 

 

В настоящее время институт выполняет совместные инновационные проекты с ОАО «Корпорация ВСМПО-АВИСМА», направленные на совершенствование металлургических технологий. Практически одновременно с развитием титанового направления начались работы института по созданию морских свариваемых коррозионностойких алюминиевых сплавов. Для скоростных судов, работающих на принципах динамического поддержания, исследователи института создали серию новых морских сплавов систем Al-Mg и Al-Zn-Mg, обладающих, помимо комплекса традиционных механических свойств и высокой усталостной прочности на воздухе, хорошей свариваемостью и коррозионной стойкостью в морской воде. Наиболее широкое распространение получил термически не упрочняемый сплав 1561, из него построено около 1000 судов на подводных крыльях и воздушной подушке.


Следующим шагом явилась разработка новых термически не упрочняемых алюминиево-магниевых сплавов со скандием, что дало возможность перейти к освоению новых типов полуфабрикатов и строительству судов повышенного водоизмещения и судов-газовозов. Совершенствуются и разрабатываются новые технологии сварки для корабельных конструкций из титановых и алюминиевых сплавов. В 1981 году за создание новой специальной техники институт награждается орденом Трудового Красного Знамени.

 

цнии км прометей сайт
В 1986 году в институте были начаты работы по созданию неметаллических, в том числе полимерных композиционных материалов (ПКМ). В максимальной степени реализуя в научных разработках присущие этим материалам характеристики: высокую удельную прочность, химическую и коррозионную стойкость, способность эффективно гасить вибрации и вызываемые ими шумы, малую теплопроводность, способность снижать вторичное радиолокационное поле, звукопрозрачность, немагнитность, специалисты ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» способствовали развитию и техническому совершенствованию современного военно-морского и гражданского флотов России, различных объектов морской техники.

 


Одной из основных задач судостроения является снижение материалоемкости конструкций и изделий при одновременном повышении ресурса работы и надежности. Решению этой задачи способствовало, в том числе, и создание в последние годы трехслойного полимерного композиционного материала (ТС ПКМ), имеющего высокие удельную плотность и жесткость. По технологии, разработанной институтом, на Средне-Невском судостроительном заводе освоено изготовление из ТС ПКМ трехъярусных надстроек массой более 700 тонн для проекта типа «Корвет». Применение ТС ПКМ позволило существенно уменьшить массу конструкции (в 1,5–2 раза меньше, чем конструкции из стали и алюминия) и повысить остойчивость корабля.

 


Особое место среди работ института в области неметаллических материалов занимают полимерные композиты для узлов трения. Прекрасные триботехнические свойства показал разработанный эпоксидный углепластик УГЭТ, работающий на водяной смазке. Длительные стендовые испытания подтвердили, что этот материал незаменим для тяжелонагруженных низкоскоростных судовых подшипников и в узлах трения гидротурбин. Повышение скорости работы подшипников привело к необходимости замены матрицы полимерного композита с эпоксидной на фенольную, таким образом появился новый фенольный углепластик марки ФУТ. За последнее десятилетие оба углепластика получили большое распространение. Подшипники из углепластика УГЭТ успешно эксплуатируются на подводных и надводных кораблях, пассажирских скоростных судах и паромах, в узлах трения 50 гидростанций во многих странах мира. Широкое распространение в судостроении, гидротурбиностроении и насосостроении находит и углепластик ФУТ.


В  последние десятилетия существенное развитие в институте получили исследования по созданию сферопластиков, вибропоглощающих и палубных противоскользящих материалов. Сегодня эти направления объединяет общая исследовательская и производственная база, позволяющая создавать новые материалы и выполнять заказы на их поставку для подводного и надводного судостроения. С 1986 года в ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» получило развитие и направление по разработке средств и систем защиты от коррозии морской техники. С этого времени институт является единственным в РФ разработчиком средств и систем электрохимической протекторной и катодной защиты от коррозионных и коррозионно-механических повреждений корпусов кораблей и судов всех типов, классов и назначений, морских буровых платформ для нефтегазодобычи на морском шельфе РФ, в т.ч. в арктических районах. Так системы катодной защиты установлены на атомном ледоколе «50 лет Победы», МЛСП «Приразломная», кораблях типа «Молния» и многих других.

 


цнии км прометей сайтСовременные научные разработки ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» обеспечивают создание «прорывных технологий», определяющих лидирующие позиции института в области конструкционных материалов для изготовления морских конструкций. Специалистами Института совместно со специалистами ЦНИИ Чермет им. И.П. Бардина, ИМЕТ РАН им. А.А. Байкова, Санкт-Петербургского политехнического университета и др. в рамках важнейшего инновационного проекта государственного значения «Металл» (2003–2007 годы) была разработана и освоена в производстве новая серия сталей с элементами наноструктуры для конструкций, работающих в экстремальных условиях Арктики. В первую очередь крупнейшим объектом внедрения новых марок сталей стала морская ледостойкая платформа для эксплуатации на нефтяном месторождении «Приразломное» в Печорском море, металлоемкость которой составляет более 75 тыс. тонн. Вторым крупным объектом внедрения новых сталей явилось проектирование и строительство самоподъемной плавучей платформы «Арктическая»,  уникальность которой состоит в обеспечении разведывательных буровых работ в самых суровых условиях Арктики.

 


Большой прогресс достигнут институтом в создании немагнитных сталей, легированных азотом. В сферу деятельности института также входят вопросы создания материалов для судового машиностроения. Здесь, также как и в других направлениях, наряду с созданием материала использованы принципы разработки сквозных промышленных технологий, систем контроля и обеспечения качества изготовления, а также создание комплекса специальных технологических мероприятий по повышению прочности и долговечности изделий при возрастании удельных эксплуатационных нагрузок на материал.

 


Большую работу институт выполняет по научно-техническому сопровождению строительства и модернизации конструкций кораблестроения на судостроительных предприятиях (ОАО «Севмаш», ОАО «Звездочка», ОАО «Адмиралтейские верфи» и др.). Сотрудничество ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» и ОАО «Адмиралтейские верфи» началось в первые послевоенные годы в период восстановления Военно-Морского флота страны, разрушенного войной. В уже далеком октябре 1946 г. Правительством СССР была утверждена программа строительства надводных кораблей принципиально новых классов с учетом последних достижений науки и техники.

 


В 50-х годах с нашим участием «Адмиралтейские верфи» приступили к строительству первой в послевоенном судостроении большой полностью сварной океанской дизельэлектрической субмарины. Строительство больших и совершенных по тому времени лодок потребовало перевооружения завода, реконструкции цехов и эллинга. Новой вехой в развитии творческого сотрудничества двух коллективов стало строительство дизель-электрической подводной лодки большого водоизмещения. К этому времени в арсенале института уже имелась высокопрочная хорошо свариваемая сталь АК-25, обладающая более высоким сопротивлением хрупким разрушениям, значительно более высокой усталостной и коррозионно-механической прочностью.

цнии км прометей сайт
Следующим результатом творческого союза двух коллективов стало строительство атомного ледокола «Ленин» – первого в мире надводного судна с атомной энергетической установкой. Официальная закладка судна на южном стапеле завода состоялась 25 августа 1956 года. Корпус этого ледокола был изготовлен из высокопрочных свариваемых сталей – модификаций стали АК-25. Проблемы освоения сварки этих сталей решались совместно с институтом при участии главного сварщика завода М.М. Мацова, технологов сварочного цеха.

 


С конца 60-х годов «Адмиралтейские верфи» в тесном сотрудничестве с ЦНИИ «Прометей» приступили к строительству корпусов из титановых сплавов. Заводские специалисты на высоком уровне решили проблему сварки высокопрочных корпусных титановых конструкций. В 1971 году корабль из титанового сплава был передан в опытную эксплуатацию. По техническому уровню конструкция намного опередила свое время. В последующие годы специалистами обоих предприятий было обеспечено строительство  глубоководных аппаратов различных серий, дизель-электрических подводных лодок.

 


При этом необходимо отметить, что предприятие «Адмиралтейские верфи» всегда было передовым, внедрявшим новые материалы и покрытия, в том числе и средства противокоррозионной защиты, разработанные нашим институтом. Много проблем было решено в области сварки. При изготовлении сварных конструкций необходимо было освоить полуавтоматическую и автоматическую сварку под различными флюсами. Большого труда, знаний и умения потребовало внедрение передовых технологий сварки. Все эти работы проводились при самом непосредственном участии специалистов института. В 2012-2014 гг. на ОАО «Адмиралтейские верфи» была проведена большая работа по внедрению новых немагнитных высокопрочных коррозионностойких сталей, легированных азотом, в судостроительное производство.

 

 

Благодаря своему научно-техническому потенциалу и тесному взаимодействию с вузами и академическими институтами, а также с промышленными предприятиями, в настоящее время Государственный научный центр РФ ФГУП «ЦНИИ КМ «Прометей» является ведущим межотраслевым материаловедческим центром по созданию конструкционных материалов и технологий для специального кораблестроения, гражданского судостроения, объектов морской техники, в том числе для добычи углеводородов на полярном шельфе России; атомной, водородной и альтернативной энергетики; строительной индустрии; прецизионного приборо- и машиностроения; химической промышленности; промышленной экологии, медицины и агропромышленного комплекса.

 

Межотраслевой альманах №47/2014 год




Ключевые теги: ЦНИИ КМ Прометей
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31