Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Ракетные катера России

Промышленность: Ракетные катера России - 17-12-2014, 18:32


Александр Васильевич ШЛЯХТЕНКО

генеральный директор, генеральный конструктор ОАО «Центральное
морское конструкторское бюро «Алмаз», профессор, д.т.н.

 

ПЕРВЫЕ В МИРЕ КОРАБЛИ ОТ КОНСТРУКТОРОВ ЦМКБ «АЛМАЗ»

 

К большинству созданных конструкторами Центрального морского конструкторского бюро (ЦМКБ) «Алмаз» боевых кораблей, безусловно, подходит определение «первый в мире». Это ракетные катера, десантные корабли на воздушной подушке, ракетные корветы и  ракетный корабль на автоматически управляемых подводных крыльях, тральщик с корпусом из композитных материалов и  телеуправляемый тральщик. Наконец, это уникальный скеговый ракетный корабль на воздушной подушке.

 

Великолепными боевыми кораблями, как и многими другими задуманными и претворёнными в жизнь конструкторами ЦМКБ «Алмаз», может гордиться не только Военно-морской флот, но и наша великая страна. Создавая принципиально новые скоростные боевые корабли, зачастую ЦМКБ «Алмаз» шло по наиболее трудному пути, заглядывая в неизведанное, работая «с чистого листа», экспериментируя над новыми гидродинамическими схемами, идя на осознанный риск и добиваясь выдающихся результатов. Начиналось это шестьдесят пять лет назад, 22 октября 1949 года, когда приказом №00896 Министерства судостроительной промышленности СССР при Ленинградском судостроительном заводе №5 было создано специальное конструкторское бюро по проектированию торпедных катеров дальнего действия. С 1966 года оно именуется Центральным морским конструкторским бюро «Алмаз».

 

Однако свою историю ЦМКБ ведёт с начала 1930-х годов, когда в СССР началось серийное строительство боевых катеров. В 1939 году под руководством Л.Л. Ермаша разработало инициативный проект мореходного торпедного катера Д-3 деревянной конструкции. В 1940 году головной катер прошёл испытания на Чёрном море и был принят для серийного строительства. К началу Великой Отечественной построили пять катеров, а за время войны – ещё более шестидесяти.

 

Ракетные катера РоссииРИС. 1 Амфибийный десантный  корабль «Зубр»

 

Выполняя поставленную руководством государства и Вооружённых сил задачу, под руководством выдающегося кораблестроителя П.Г. Гойнкиса был спроектирован лучший отечественный торпедный катер, создатели которого в 1951 году удостоились Сталинской премии. Торпедные катера, носившие характерное для эпохи наименование «Большевик», строились огромной серией – более шестисот. Эти катера и их модификации стали первыми среди советских кораблей, передававшихся флотам наших друзей и союзников.

 


Радиолокация и скорострельная артиллерия на кораблях противника резко снижает возможности торпедных катеров – значит, торпеда становится неэффективной, и надо атаковать противника с больших дистанций. Конструкторы ЦКБ-5 понимают это одними из первых и находят путь к решению задачи. Призвав на помощь разработчиков нового морского оружия, пройдя через рискованные, но оказавшиеся удачными эксперименты, им удалось установить впервые созданные в нашей стране противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) на скоростные катера. В декабре 1957 года в СССР состоялся первый в мире успешный пуск боевой ракеты с катера. Убедив военных моряков в перспективности нового оружия, «алмазовцы» создают новый класс боевых кораблей – ракетный катер.

 


Напряжённая работа конструкторов сделала возможным в кратчайшие сроки впервые в мире создать сравнительно недорогую, но весьма мощную систему обороны ближней морской зоны, основой которой стали ракетные катера проекта 205. Показав свою высокую боевую эффективность в локальных конфликтах, они изменили ход развития зарубежных флотов. В 1962 году создатели ракетных катеров во главе с начальником – главным конструктором ЦМКБ «Алмаз» Е.И. Юхниным удостоены Ленинской премии.

 

Ракетные катера РоссииРИС. 2  Корвет "Сообразительный"


Спустя два года, в 1964 году, Военно-морской флот поставил перед конструкторами «Алмаза» новую задачу – спроектировать ракетный катер, превосходящий «Осу» по дальности стрельбы, с усиленными средствами самообороны. Он должен быть столь же быстроходным, но более мореходным, чем предшественники, с более «умными» и дальнобойными ракетами и, главное, с новейшей боевой электроникой, которая позволяет «увидеть» цель на большой дальности, не обнаруживая себя излучением радиолокационной станции. В «Оводе», который стал именоваться малым ракетным кораблём (МРК), удачно сбалансированы средства нападения и самообороны. Мощная энергетическая установка обеспечивала 700-тонному кораблю полную скорость 36 узлов, дальность плавания экономическим ходом составляла 4000 миль.

 


Головной малый ракетный корабль «Буря» передали ВМФ в 1970 году, всего же наш флот получил 37 МРК. Некоторые из них служат до сих пор. Заложенный в экспортные «Оводы» технический потенциал оказался столь высоким, что в XXI веке эти корабли получают новую жизнь, пройдя с помощью конструкторов «Алмаза» модернизацию на питерских заводах. В 1960-е годы в мире появились первые опытные суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, началось строительство небольших пассажирских судов. У нас в то время на речных магистралях работала знаменитая «Ракета» горьковского конструктора Р. Алексеева. В Ленинграде на Опытном морском заводе по проектам «Алмаза» построили пассажирские теплоходы на подводных крыльях «Стрела-2» и «Стрела-3».

 


Работы же по «крылатым» и «парящим над морем» боевым кораблям велись в ЦМКБ под грифом «совершенно секретно». Постройка опытного малого ракетного корабля на автоматически управляемых подводных крыльях «Ураган» началась в 1973 году. Разработка проекта была предельно сложной задачей, поскольку корпус корабля проектировался из нового лёгкого сплава АМг62т, крыльевые устройства – из титана, а в качестве главных двигателей использовались две газотурбинные установки. В проекте использовалось множество опытных механизмов и устройств, включая устройство подъёма крыльев.

 

 

С середины 1950-х в ЦМКБ велась отработка конструктивных решений амфибийных кораблей на воздушной подушке. В середине следующего десятилетия, когда в Англии начали проектирование пассажирского СВП для рейсов через ЛаМанш, ленинградские корабелы уже строили первый в мире амфибийный танкодесантный корабль на воздушной подушке «Джейран», который мог транспортировать более 70 т полезной нагрузки (два средних танка или пять БТР) на скорости 50 узлов на дальность 300 миль. Построенные большой серией амфибийные корабли и катера на воздушной подушке – «Джейраны», «Скаты», «Кальмары» (проект 1206), «Омар» (проект 1209) и «Касатка» (проект 1238) – придали нашему ВМФ возможности, которыми долгое время не располагал ни один флот мира!

 

 

В 1979 году разработан проект, который стал знаменитым ныне «Зубром». Это грозное инженерное сооружение, размеры и мощь которого поражают воображение, обладает особенным изяществом форм, за которыми скрываются сугубо утилитарные боевые функции. До настоящего времени он остаётся самым крупным (550 тонн) и совершенным в мире амфибийным десантным кораблём. Уникальность «Зубра» сделала возможной небывалую для периода «холодной войны» ситуацию: спроектированные и построенные в Советском Союзе боевые корабли куплены и поставлены на вооружение страны-члена NATO!

 


Последствия развала СССР открыли возможность заключения безо всякого участия и даже без уведомления ЦМКБ «Алмаз» сделки, объектами которой являются спроектированные им «Зубры», покупателем – Китай, а продавцом – Украина, на территории которой осталось строившееся в Феодосии всей советской страной производственное объединение «Море» и техническая документация ленинградского ЦМКБ. В результате, заплатив предприимчивым украинцам немалые деньги, ВМС Народно-освободительной армии Китая получили два готовых «Зубра», которые продавцы почему-то именуют собственным проектом «Бизон», и лицензию на их строительство в КНР.

Ракетные катера РоссииРИС. 3  Катер "Молния"


В середине 1970-х специалисты ЦМКБ «Алмаз» предложили Флоту создать в едином корпусе целое семейство боевых катеров различного назначения – ракетных, сторожевых и противолодочных с газотурбинной, дизельной и дизельгазотурбинной энергетикой. Головной катер с комплексом «Москит» и дизель-газотурбинной установкой построен в 1981 году. По проекту 12411 с комплексом «Москит» Ленинградским Приморским, Средне-Невским и Хабаровским судостроительными заводами построено тридцать катеров. Экспортный вариант (проект 1241РЭ) разработали в 1979 году. Строительство катеров началось в следующем году на Рыбинском судостроительном заводе. За короткий промежуток времени союзники по Варшавскому договору и дружественные СССР страны получили более двух десятков современных мощных ударных катеров, которые за рубежом классифицировались как ракетные корветы. Катера типа «Молния» до настоящего времени являются самыми мощными в мире. После распада СССР американцы смогли провести испытания одной из «Молний» из состава флота бывшей ГДР, обнародовав их результаты. В июне 1992 года газета «New York Times» так оценила работу ЦМКБ: «Этот корабль является плавучей кладовой технологий для морских специалистов… и одним из самых быстрых и смертоносных кораблей своего класса в мире».

 


Заложенные конструктивные решения оказались столь удачными, что строительство модификаций «Молнии», ставшей наиболее массовым российским экспортным кораблём, продолжается и поныне. Корабль проекта 12418, вооружённый шестнадцатью ПКР «Уран-Э» и не имеющий себе равных по мощи ракетного залпа, выбран в качестве основного ударного корабля несколькими иностранными флотами. В 1998 году создание системы боевых катеров типа «Молния» отмечено премией Правительства РФ.

 

 

Ракетные катера РоссииПроект «Сивуч», законченный в 1987 году, вобрал в себя лучшие достижения отечественной науки и техники. Два года спустя головной корабль, названный «Бора», передали ВМФ в опытную эксплуатацию. Малые ракетные корабли на воздушной подушке «Бора» и «Самум», один залп которых по мощи сравним с залпом ракетного крейсера, а максимальная скорость при этом превышает 50 узлов, и сегодня служат в составе Черноморского флота России. Равных им до сих пор не имеет ни одно иностранное государство. Создание «Сивуча» уже в 2002 году было отмечено Государственной премией РФ, большая группа сотрудников ЦМКБ «Алмаз» удостоена правительственных наград.


На протяжении всей истории ЦМКБ важной государственной задачей для инженеров и конструкторов являлось создание катеров для Морской пограничной охраны. С 1967 года началось серийное строительство сторожевых катеров проекта 205П, созданного на базе ракетного катера проекта 205. Построили 129 кораблей, в том числе семь – на экспорт. 40-тонный «Гриф» с корпусом из лёгких сплавов «размножен» в более чем 300 экземплярах. Нынешнее поколение пограничных сторожевых кораблей (ПСКР) – это хорошо известный «Светляк». За создание ПСКР проекта 10410 коллектив конструкторов ЦМКБ, работники заводов-строителей, ЦНИИ им. акад. А.Н. Крылова и представители заказчика отмечены премией Правительства РФ за 2000 год. Востребованы зарубежным заказчиком экспортные модификации «Светляка» (проект 10412).

 

 

Ракетные катера РоссииРИС. 3 Катер "Мангуст"

 

 

С 2006 года для Береговой охраны ФСБ России серийно строятся скоростные катера-перехватчики «Соболь» проекта 12200 (главный конструктор Б.А. Лейкис), на которых для повышения скорости и мореходности используется комплекс автоматически управляемых интерцепторов, а также катера «Мангуст» проекта 12150. Огромное значение Арктического региона для экономики и военной безопасности России и обострение международного соперничества в борьбе за влияние в Арктике обусловили принятие государственным руководством целого ряда решений, среди которых были и новые задачи, поставленные перед морскими пограничниками. Для их решения понадобились новые корабли, способные действовать в арктических морях.

 

Ракетные катера РоссииРИС. 5      ПСКР 1 ранга "Океан"


Выиграв в объявленном заказчиком конкурсе, ЦМКБ «Алмаз» разработало проект 22100 «Океан» (главный конструктор Б.А. Лейкис). Это патрульный корабль неограниченного района плавания, предназначенный для эксплуатации в ледовых условиях. В процессе разработки проекта применялись самые современные технологии. Создание полной трёхмерной модели корабля позволило получать документацию в автоматическом режиме, что существенно сократило сроки её выпуска. 

 

 

С начала 1960-х годов ЦМКБ приступило к тематике кораблей противоминной обороны (ПМО). В 1964 году началось проектирование рейдового тральщика «Корунд» в стеклопластиковом корпусе, головной корабль сдан в 1967. Морской тральщик «Аквамарин» с корпусом из маломагнитной стали строился большой серией на двух заводах. Кроме того, по проекту 266МЭ построено 22 корабля для иностранных заказчиков. В 1966 году вступил в строй «Изумруд» (проект 1252) – первый в мире базовый тральщик с корпусом из стеклопластика. При создании комплекса противоминных кораблей базовой и рейдовых зон второго поколения (проект 1265 «Яхонт», проект 10750 «Сапфир») решена принципиально новая задача постройки тральщиков из новых немагнитных и маломагнитных материалов, разработана теория компенсации физических полей корабля. Создание комплекса противоминной обороны с малыми физическими полями удостоено Государственной премии СССР.

 


Большим достижением стала разработка проекта 12660 морского тральщика «Рубин», способного эффективно бороться с глубоководными минами-торпедами «Captor». В составе Северного и Черноморского флотов продолжают нести службу морские тральщики «Железняков» и «Владимир Гуманенко». Строившиеся с 1959 года универсальные спасательные суда проекта 527/527М по комплексу выполняемых работ на протяжении двух последующих десятилетий не имели себе равных ни в отечественном, ни в иностранных флотах. Уникальное спасательно-судоподъёмное судно проекта 530 «Карпаты» (главный конструктор А.Г. Минаев), построенное в 1967 году, до недавнего времени продолжало службу в составе ВМФ России. В 1980 году в строй вступило головное океанское спасательное судно «Эльбрус» проекта 537 водоизмещением более 14 000 т.

 


Во время опытной эксплуатации в условиях Атлантики была проверена и подтверждена возможность работы с подводными аппаратами на волнении 6 баллов. В 1986 году завершено строительство второго судна, «Алагез», вошедшего в состав Тихоокеанского флота. Новейшие отечественные и зарубежные разработки в области спасения подводных лодок воплощены в проекте 21300 спасательного судна «Дельфин», строительство которого завершается на объединении «Адмиралтейские верфи».

 

 

Чтобы рассказать обо всех уникальных разработках ЦМКБ «Алмаз», понадобятся сотни страниц. Поэтому лишь упомянем о речных артиллерийских кораблях «Шмель» (проект 1204) и «Слепень» (проект 1208), о правительственных яхтах «Крым» и «Кавказ», о целом ряде телеуправляемых катеров специального назначения, о десантируемых с самолёта спасательных катерах «Ёрш» и «Гагара», о противопожарных судах, катерах-торпедоловах, катерах радиационной и химической разведки, противодиверсионных катерах. ЦМКБ «Алмаз» является обладателем уникальных технологий проектирования кораблей противоминной обороны, судов специального назначения и плавучих доков. По проектам ЦМКБ «Алмаз» и вошедшего в его состав в 1997 году Западного ПКБ построены все миннотральные корабли отечественного флота и не имеющие зарубежных аналогов спасательные суда и плавучие доки различного назначения, транспортные доки для дизель-электрических и атомных подводных лодок (проекты 764, 769, 1753), уникальный транспортный комплекс «Ока» для завода «Красное Сормово» и плавучий док-эллинг «Шилка» (создание последнего удостоено Государственной премии). Коллективы создателей минно-тральных кораблей дважды отмечены Государственными премиями СССР, как и конструкторы уникального спускового дока «Сухона» для “Севмашпредприятия” (1984), творцы океанских спасательных судов «Эльбрус» и «Алагез» (проект 537) удостоены государственных наград в 1986 году.

 


За шестьдесят пять лет по проектам, разработанным коллективом ЦМКБ «Алмаз», построено более 26 тысяч катеров, кораблей и судов различного назначения. Более 40 стран мира имеют в составе своих флотов спроектированные в Бюро катера и корабли, количество же построенных на экспорт превысило тысячу. Своим успехом ЦМКБ «Алмаз» обязано конструкторам-корабелам нескольких поколений, среди которых: А.К. Зворыкин, П.Г. Гойнкис, Л.Л. Ермаш, Е.И. Юхнин, В.М. Бурлаков, В.В. Бурачек, Ю.Ю. Бенуа, И.П. Пегов, В.Н. Устинов, Д.И. Рудаков, В.И. Немудров, В.В. Сидоров, Ш.А. Мустафин, В.И. Блинов, В.С. Сергеев, О.К. Коробков, М.В. Кошкин, Р.Е. Путилин, М.К. Горшков, С.В. Чежин, Л.А. Петраков, А.Г. Минаев, М.А. Ловягин, А.Г. Смирнов, Л.В. Озимов, Ю.М. Мохов, В.А. Абрамовский, А.П. Городянко, К.Ж. Аванесов, В.П. Липиёв, Ю.В. Арсеньев, А.Л. Ивченко, Н.А. Серков, И.Я. Баскаков, Ю.Ф. Оглоблин, Л.В. Ельский, В.Г. Гаврилов, И.Н. Иванов, А.А. Форст, Г.Д. Коронатов, А.Н. Осинкин, Д.Е. Цымляков, Б.А. Лейкис, Н.Н. Комаров, В.А. Шималович и многие другие, а также руководители: Е.И. Юхнин, А.В. Шляхтенко, В.Ф. Ивочкин, А.Г. Соколов, Н.П. Пегов, Н.Г. Лощинский, Г.А. Мангаев, Ю.Н. Ландеховский, Ю.А. Ляпунов, А.Г. Славгородский, А .М. Лазарев, К.Г. Голубев.

 

 

Межотраслевой альманах №47/2014 год




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30