Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Виктор Александрович Анохин

Экономика: Виктор Александрович Анохин - 5-01-2015, 17:37

 

Деловая слава России

Виктор Александрович АНОХИН

генеральный директор ООО «Яуза-Моторс», доктор технических наук, профессор, действительный член РИА

 

КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ (ОБЗОР)

 

Многие известные ученые сегодня придерживаются того мнения, что проходит «век экономики», затянувшийся на несколько тысячелетий и «век экономического формализма», господствующий в последние столетия. На смену им приходит новый «век социума и социологии», когда главную роль в основе всех ценностей займет социология, а экономика составит один из ее инструментов. Это и есть концептуальные проблемы социума, которые будут определять развитие России на ближайшее время. В свете событий этого года статья приобрела особую актуальность. Межотраслевой альманах №47/2014 год


В ближайшее время в практику может войти новое ранжирование инструментов управления (рис. 1). Этим вопросам посвящено множество серьезных научных работ, в которых  роводится обоснование отмеченных в рис.1 рангов социума. Для более полного познания этого вопроса рекомендуем исследование А.С. Шушарина [1], дающее ответы при решении многих проблем социологии. Исходя из эволюционного развития социума, просматриваются два варианта управления, которые будут определять безопасность и устойчивость развития России на ближайшие десятилетия.

 

 

Анохин Виктор Александрович
Во-первых, необходимо определить те факторы современного этапа эволюции, которые будут мешать целевому управлению эволюцией социальной системы в последующие годы. Это позволит создать прогнозный механизм, который параллельно с механизмом «МЛД» (механизм латания дыр) создаст условия целевого управления эволюцией социальной системы. Во-вторых, следует определить те факторы, которые можно улучшать сегодня, не привнося негативных проблем в завтрашний день. Оба эти варианта управления эволюцией могут иметь место, но второй вариант значительно в большей степени чреват неопределенностью, нежели первый.

 


Забота о «завтрашнем» устойчивом (целевом) развитии социальной системы требует анализа государственных мероприятий и сложившейся законодательной базы на предмет, соответствует ли она созданию механизма управления эволюцией в научно-технической (инновационной), социально-экономической, политической и жизненной сферах. Кроме того, многие законы противоречат друг другу, не следуют принципам мировых традиций или просто устарели. По многим из законодательных актов не проводился анализ на исключение лазеек для коррупционных схем.Здесь кроются проблемы: государственного устройства и управления; необходимости анализа всей совокупности законов и подзаконных актов; общежития народов; природопользования и безопасности.Рассмотрим основные концептуальные проблемы управления эволюцией социологии и предложим контуры такой системы управления, которая сможет функционировать совместно со сложившейся системой.

 

 


Основы целевого управления развитием социальной системы



Сложившиеся системы государственного устройства, где управление суверенными государствами построено на лидерстве личности, постепенно теряют свое основное предназначение – служить гражданам и гражданскому общежитию, создавать условия для развития человека и обустройства природы. Это в одинаковой степени относится ко всем сложившимся разновидностям вариантов государственного управления. Проходит время властных личностей. Наступает время прилежных учеников природы и мудрости своего народа, время разума, принципиально нового государственного устройства, когда на смену власти человека (окружающего себя чиновниками со всеми нелепостями проявления их амбиций), придет подлинная верховная власть – власть конституции. Человек (президент, премьер-министр и др.) по-лучит функцию исполнителя конституции, которая (как веление времени) создаст объективные условия стабильности и устойчивого развития национального общежития.

 


Существующая Конституция РФ юридически корректна, но содержит слишком общие нормы, что не дает ей возможности решать задачи управления государством и обществом с учетом нового времени и создавшейся мировой расстановки сил в «теплой» (дружественной) войне, которая охватила все народы мира. Конституция РФ, как и конституции многих других стран, содержит много верных (гуманных и социально значимых) положений. Но в ней отсутствуют нормативы обеспечения роста национального общежития людей, сохранения природы, обеспечения комплексной безопасности и другие. Поэтому туда необходимо включить следующие основные и первоочередные нормативы: социального обустройства и жизнеобеспечения граждан; сохранения природы; развития производительных сил как базиса экономики; нормативы безопасности и внешних связей – нормативы ответственности за необеспечение (и за нарушение) конституционных нормативов и принятых программ.

 


Программы и развитие социума

 

 

Россия (по нашему прогнозу) одной из первых начнет «выходить» на элементы нового государственного устройства и управления. Сегодня на всех уровнях управления, в том числе и на государственном уровне, растут все новые и новые программы, предлагаемые «временными чиновниками». На (всё новые и новые) программы выделяются значительные средства. Эти программы не всегда доводятся до логического конца. Затем приходит новая «команда», новые программы, новые капиталы и так далее.

 


Множество программ в принципе не могут быть увязаны между собой и сбалансированы по ресурсам и отдачам, поскольку отсутствует единая конституционная программа. Сегодня у каждого ведомства и института, в каждом офисе -  своя программа. В России идет незримая «война программ». Армия чиновников не только кормится на «экспансии программ», но и укрепляет свое положение. Программный стратегический этап (единая конституционная программа), который должен предшествовать бюджетному (исполнительному) механизму, не занял пока своего места и не стал предметом первостепенного внимания руководства, общественно-политических и институциональных сил России. Формирование обратной связи «общественного согласия» в этом краеугольном факторе практически отдано «схваткам» СМИ. Ежедневная деятельность всех «приходящих» правительств должна исходить из их присяги «строить всю свою деятельность и отвечать» за выполнение единой конституционной программы.

 


Законы и постановления всех ветвей власти должны быть «увязаны» с единой государственной конституционной программой, а все исполнительные документы должны предусматривать вклад в ее выполнение. При этом бюджет страны также должен быть построен как инструмент обеспечения единой конституционной программы. Если бюджет и золотовалютные резервы ЦБ РФ не обеспечивают устойчивый рост народного хозяйства, то система управления макроэкономикой построена неверно. Лучшим стабилизационным фондом является товарная масса: нефть, газ, ценные металлы и другие ликвидные продукты, находящиеся не только в обороте для населения России или для внешней продажи, но и оставленные в земле. Развитие, когда товарная масса (истинная ценность) обращается в «денежные знаки» (в запись баланса), – есть парадокс! Рубль, когда он не служит прогрессу производительных сил и социума, не может быть стабилизирующим фактором, и тем более не может способствовать развитию экономики. Лучшими факторами, которые могут обеспечить устойчивое развитие государства и общества, являются рост внутреннего инновационного потенциала, вклад инвестиций в производительные силы и социум своей страны, привлекательный климат для российских и зарубежных инвесторов (рис. 2).

 


Анохин Виктор Александрович
Внутренние инвестиции в объемах, необходимых для начала процесса создания новых и реконструкции изношенных промышленных и энергетических мощностей и развития социума, лежат на ладони. Стоит только исправить одну из крупнейших ошибок (какой явилась приватизация Сбербанка России), как все сбережения нации начнут участвовать в инвестициях экономического роста. Необходимо воссоздать сберкассы Сбербанка РФ с повышенными государственными гарантиями для вкладчиков, и тут же появятся инвестиционные ресурсы. При этом зарубежные инвесторы будут «стоять в очереди», а Сбербанк и другие банки будут вынуждены делать вклады в реальный сектор экономики.

 


Для введения новой системы государственного устройства потребуется значительное время. Однако следует отметить, что в любом случае следует безотлагательно начать работу по созданию конституционных нормативов и конституционной программы развития производительных сил России. Любые пути и условия совершенствования российского социума и его стабильного и устойчивого развития требуют создания единой конституционной программы. Естественно, мы не учли некоторые другие скрытые факторы и интересы.

 


Возможно, не все так просто. Но поднятые вопросы касаются судьбы России. Их следует решать. За ошибки, сделанные по незнанию исполнителей, должны платить их руководители, а за ошибки, сделанные по умыслу, должны платить и исполнители, и их руководители.

 

Перечень федеральных программ (печатается в сокращении):

 

Развитие социальной инфраструктуры


• Программа «Чистая вода» на 2011–2017 годы
• Программа «Культура России (2012–2018 годы)»
• Программа «Развитие водохозяйственного комплекса Российской Федерации в 2012-2020 годах»
• Программа «Социальное развитие села до 2013 года» («Устойчивое развитие сельских территорий Российской Федера-
ции на 2014-2017 годы и на период до 2020 года», проект)
• Программа «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшаф-
тов как национального достояния России на 2006–2010 годы и на период до 2013 года» («Развитие мелиорации сельскохо-
зяйственных земель России на период до 2020 года», проект)
• Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006 – 2015 годы»
• Федеральная целевая программа развития образования на 2011–2015 годы
• Программа «Русский язык» на 2011–2015 годы
• Программа «Охрана озера Байкал и социально-экономическое развитие Байкальской природной территории на
2012–2020 годы»
• Программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)»
• Государственная программа «Доступная среда» на 2011–2015 годы

 

Развитие транспортной инфраструктуры


• Программа «Модернизация Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации
(2009–2020 годы)»
• Программа «Развитие транспортной системы России (2010–2015 годы)»
Новое поколение
• Программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006–2015 годы»

 

Безопасность и экология


• Программа «Мировой океан»
• Президентская программа «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»
• Программа «Создание системы базирования Черноморского флота на территории Российской Федерации
в 2004–2020 годы»
• Программа «Развитие уголовно-исполнительной системы (2007–2016 годы)»
• Программа «Обеспечение ядерной и радиационной безопасности на 2008 год и на период до 2015 года»

 

Развитие науки и технологий


• Программа «Глобальная навигационная система»
• Программа «Развитие гражданской морской техники» на 2009–2016 годы
• Программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002–2010 годы и на период до 2015 года»
• Федеральная космическая программа России на 2006–2015 годы
• Программа «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы»
• Программа «Развитие атомного энергопромышленного комплекса России на 2007–2010 годы и на перспективу
до 2015 года»
• Программа «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008–2015 годы


Развитие регионов


• Программа развития Калининградской области на период до 2014 года
• Программа «Социально-экономическое развитие Республики Ингушетия на 2010–2016 годы»
• Программа государственной поддержки развития муниципальных образований и создания условий для реализации кон-
ституционных полномочий местного самоуправления
• Программа «Социально-экономическое развитие Курильских островов (Сахалинская область) на 2007–2015 годы»

 

Развитие государственных институтов


• Государственная программа «Информационное общество (2011–2020 годы)»
• Программа «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра и государственного
учета объектов недвижимости (2006–2008 годы)»

 

 

Литература:

1. Шушарин А.С. Политология современного мира. – Мысль,
2005. – Т. 1,2.

 

 

Межотраслевой альманах №47/2014 год




Ключевые теги: Анохин В.А., Яуза-Моторс
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Архив новостей:

Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (6)