Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Развитие лесного комплекса

Экономика: Развитие лесного комплекса - 5-01-2015, 17:46

 

 

Игорь Васильевич ВОСКОБОЙНИКОВ
первый заместитель генерального директора ФГУП «ГНЦ ЛПК» по науке, академик Российской инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники Российской Федерации, почетный работник лесной промышленности, заслуженный инженер

 

МЕХАНИЗМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА

 

Анализ современного состояния предприятий лесного комплекса показал, что одной из системных проблем в их развитии,  сдерживающей экономический рост производства лесобумажной продукции и эффективное использование лесов, является применение устаревших технологий, машин и оборудования с высокой долей ручного труда и низкой производительностью. На предприятиях лесного комплекса эксплуатируется физически и морально устаревшая техника, 70-80% которой требуют замены, а ежегодное обновление парка машин и оборудования составляет лишь 3%.

 

 

Вызывает беспокойство ситуация, сложившаяся в последние годы на предприятиях лесного машиностроения, и уровень продаж отечественной техники на рынках профильной машиностроительной продукции. Так, например, в 2012 году рынок лесных машин и оборудования составил 14,3 млрд. рублей, рынок оборудования для деревообрабатывающих производств составляет 29,3 млрд. руб., из которых только 5–8% занимает сегмент продукции отечественных производителей.

 


Инновационное развитие лесного машиностроения, включающее научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленное изготовление и освоение серийного производства тормозится из-за отсутствия взаимодействия государства, институтов разработчиков и предприятий-изготовителей, вызванного полным прекращением государственной поддержки и, с другой стороны, нежеланием бизнеса финансировать НИОКР из собственных ресурсов на создание инновационных продуктов вследствие неопределенных рисков.

 


Отсутствие новых разработок и технологическое отставание производства, основанного на устаревшем оборудовании и технологиях, недостаток квалифицированных специалистов привели к снижению конкурентоспособности, что, в свою очередь, привело к снижению спроса на продукцию отрасли, ухудшению финансового состояния предприятий отрасли, снижению уровня финансирования НИОКР и программ технического перевооружения. Это явилось причиной отставания российского лесного машиностроения от мирового уровня по ряду направлений.

 

 

Требуется возобновить согласованную работу по всем этапам инновационного цикла. Указанная проблема не может быть самостоятельно решена силами производителей машин и оборудования. Необходимо сформировать и целенаправленно осуществлять государственную политику по развитию лесного машиностроения в рамках основных приоритетных направлений, определенных постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, в том числе:

 


• Государственной программой Российской Федерации «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности» (№328 от 15 апреля 2014 г.) и ее подпрограмм: «Лесопромышленный комплекс»; «Промышленные биотехнологии»; «Машиностроение специализированных производств (строительно-дорожная и коммунальная техника, пожарная, аэродромная, лесная техника)»; «Развитие производства композиционных материалов и изделий из них»;


• перечнем поручений Председателя Правительства Российской Федерации по итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по модернизации экономики и инновационному развитию о развитии инновационных технологий с использованием возобновляемых источников энергии и сырья.

 


Задачи по развитию лесного машиностроения также неоднократно ставились в ряде поручений Правительства Российской Федерации. Национальная и экологическая безопасность страны требуют развития отечественного лесного машиностроения, наиболее полно отвечающего особенностям экономики России, а также лесозаготовительной техники и природным условиям. В настоящее время Правительством Российской Федерации разработан и находится на обсуждении законопроект «О промышленной политике Российской Федерации», направленный на проведение активной научной промышленной политики, нацеленной на скорейшее технологическое обоснование промышленности и разработку новых машин и оборудования.


Двадцатилетний период задержки развития промышленности и, в первую очередь, машиностроения, открывает сейчас уникальную историческую возможность коренного обновления и реконструкции ключевых отраслей на принципиально новой технологической основе XXI века. Это должно быть достигнуто на базе внедрения прорывных технологий и инноваций в ведущих отраслях лесного сектора.  Этот вывод относится также к технике, технологиям, политике, институтам, науке и образованию лесопромышленного комплекса – одного из важнейших среди отраслей экономики страны. С помощью прорывных технологий и инноваций российский лесной сектор должен перешагнуть через двадцатилетний этап отставания и влиться в мировую экономику обновленным, конкурентоспособным и инновационным. Для российского лесного сектора это единственный путь выживания перед лицом мировой конкуренции и свободы торговли.

 

Для реализации сценария развития лесного сектора потребуется большая научная проработка, кадровое обеспечение, предвидение, прогнозирование спроса на мировых рынках и стимулирование отечественного потребителя лесопродукции, машин и оборудования, с помощью которых и производится эта продукция. Для повышения конкурентоспособности лесного машиностроения необходимо использовать рыночные механизмы и государственную поддержку инновационной деятельности предприятий. Важную роль в данном вопросе может выполнить система государственно-частного партнерства.

 


Стимулы же к инновациям, эффективность производства, благоприятный инвестиционный климат, возможности финансирования выпуска машин нового поколения и трансферта высоких технологий определяются уровнем цен, размером банковских процентов, величиной и структурой спроса на инновации, нормой рентабельности, которые, в свою очередь, влияют на характер и динамику развития предприятий лесного машиностроения. Систему государственной поддержки предприятий лесного машиностроения следует рассматривать как множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность. Функции отдельных элементов системы вытекают из основной ее цели и задач. Основная цель состоит в создании наиболее благоприятных условий для развития предприятий лесного машиностроения. К основным инструментам регулирования, в свою очередь, относятся несколько составляющих:


1) прямое государственное стимулирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, в том числе по лесному машиностроению, путем распределения бюджетных и внебюджетных финансовых ресурсов (госзаказ, гранты, кредитование) между различными сферами научных исследований и разработок в соответствии с системой государственных научных приоритетов;


2) косвенное государственное стимулирование науки и освоения ее достижений в государственном и частном секторах экономики с помощью налоговой, амортизационной, патентной, таможенной политики поддержки предприятий лесного машиностроения;

 

3) предоставление различного рода льгот субъектам инновационного процесса: предприятиям, осуществляющим инновации, элементам инфраструктуры, которые оказывают им ту или иную помощь;


4) формирование инновационного климата в экономике и инфраструктуры обеспечения исследований и разработок, включая национальные службы научно-технической информации, патентования и лицензирования, стандартизации, сертификации, статистики, аналитические центры для изучения зарубежного опыта, подготовки прогнозов научно-технического развития.

Развитие лесного комплекса


Анализ существующего положения и опрос предприятий показал, что 40% респондентов считают проводимую государством политику в сфере поддержки неэффективной. 63% руководителей не видят никаких или почти никаких позитивных результатов работы в сфере государственной политики в области науки, технологий и инноваций. Количество тех, кто оценивает позитивные результаты как более или менее существенные крайне мало – 15%. Данные результаты очень показательны, учитывая взаимозависимость направлений государственной политики в целом, в сфере науки, инноваций, технологий и, в частности, в сфере поддержки предприятий.

 


Государственный научный центр лесопромышленного комплекса (ФГУП «ГНЦ ЛПК») предлагает в системе государственной поддержки выделить 3 подсистемы: программно-целевой блок, организационно-правовой и функционально-ресурсный. Программно-целевой блок системы включает в себя цели, принципы, методы, концепции и программы поддержки предприятий. Организационно-правовой блок включает в себя специализированные органы государственного управления и органы государственной и негосударственной поддержки предприятий лесного машиностроения, а также его законодательную и нормативно-правовую базу. Данный блок охватывает такие подсистемы обеспечения поддержки, которые выполняют следующие функции: законодательного и нормативно-правового обеспечения; содействия в осуществлении внешнеэкономической деятельности (ВЭД); интеграционного взаимодействия крупного и малого бизнеса и т.д.

 


Система государственной поддержки предприятий лесного машиностроения представлена на рис. 1. Функционально-ресурсный блок оказывает регулирующее воздействие на процесс становления развития производства и предпринимательства как на макроуровне (внешняя среда), так и на микроуровне (внутренняя среда), и финансово-кредитное, инвестиционное, технологическое, информационное, кадровое, инфраструктурное обеспечение и др. В настоящее время реализуется ряд программ государственной поддержки развития науки, инновационной деятельности и предпринимательства. Среди них федеральные целевые программы, региональные программы поддержки, а также целевые программы поддержки, реализуемые российскими фондами.

Межотраслевой альманах №47/2014 год

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Январь 2018 (1)
Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)