Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Российская инженерная академия » Сергей Михайлович ОВЧАРЕНКО

Российская инженерная академия: Сергей Михайлович ОВЧАРЕНКО - 16-02-2015, 10:07

Сергей Михайлович ОВЧАРЕНКО

д.т.н., доцент, ректор Омского государственного университета путей сообщения (ОмГУПС)

Ильхам Исламович ГАЛИЕВ

д.т.н., профессор, действительный член Российской академии транспорта, действительный член Российской инженерной академии, заслуженный деятель науки и техники РФ, президент ОмГУПС

Сергей Георгиевич ШАНТАРЕНКО

д.т.н., доцент, проректор по научной работе

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

 

В 2015 г. Омскому государственному университету путей сообщения (ОмГУПС) исполняется 115 лет. Его история неразрывно связана с развитием научно-технического прогресса. Сегодня ОмГУПС — передовой учебно-научно-производственный комплекс с современной экспериментальной базой и опытно-экспериментальным производством, где решаются конкретные практические задачи совершенствования железнодорожного и промышленного производства на основе проведения научных исследований полного цикла «исследование—разработка—изготовление—внедрение» по созданию наукоемкой продукции, конкурентоспособной в реальном секторе экономики.

 

 

В соответствии с приказом федерального агентства железнодорожного транспорта от 26.07.2010 № 304 определены ведущие научные школы ОмГУПС по важнейшим направлениям научно-технического развития железнодорожного транспорта: «Безопасность движения, надежность и ремонт подвижного состава»; «Энергосбережение и энергоэффективность на железнодорожном транспорте»; «Совершенствование устройств электроснабжения железных дорог для обеспечения высокоскоростного движения». Основные научные направления университета:


• повышение безопасности движения поездов;
• исследование надежности и повышение эффективности функционирования подвижного состава;
• энерго- и ресурсосберегающие технологии и оборудование;

• обеспечение технологической готовности, повышение эффективности и качества ремонта подвижного состава;
• совершенствование систем электроснабжения электрических железных дорог;
• нормирование расхода энергетических и материально-технических ресурсов;
• автоматизация сбора и обработки данных о потреблении энергоресурсов;
• разработка эффективных технологий обслуживания и создание устройств автоматики, телемеханики и связи;
• диагностирование технических средств в промышленности и на железнодорожном транспорте;
• инновационное развитие экономики и общества.

 

 

В рамках приоритетных направлений осуществляется:
• проведение фундаментальных, поисковых и прикладных научно-исследовательских работ;
• проведение опытно-конструкторских и проектно-технологических работ;
• разработка конструкторско-технологической и организационно-проектной документации;
• разработка, изготовление и внедрение образцов и партий изделий новой техники и технологий, в том числе нестандартного технологического и диагностического оборудования;
• издание сборников научных трудов, монографий, материалов конференций, симпозиумов;
• разработка и внедрение программных средств вычислительной техники;
• услуги в области информатики, менеджмента, маркетинга, метрологического, патентно-лицензионного, информационного и рекламного обслуживания.

 


Сергей Михайлович ОВЧАРЕНКОИнновационная направленность деятельности университета определяет высокий спрос на разработанную в ОмГУПСе научно-техническую продукцию. На стадии ее внедрения проводятся пусконаладочные работы и обучение персонала. Примером инновационной деятельности в университете стала победа в конкурсе, объявленном Минобрнауки России в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 9 апреля 2010 года № 218, проекта «Разработка магистрального токоприемника для применения на линиях с модернизированной инфраструктурой системы токосъема» (рис. 1). Цель проекта – вывод на рынок токоприемников для магистрального электроподвижного состава, обеспечивающих надежный, экономичный и экологичный токосъем при взаимодействии с контактной сетью на модернизированных участках железных дорог при высоких скоростях.

 


В рамках своего визита в ОмГУПС 5 августа 2012 года премьер-министр РФ Д.А. Медведев и президент ОАО «РЖД» В.И. Якунин положительно оценили результаты работы по проекту, отметив высокое качество изготовления опытных образцов токоприемника, представленных в лаборатории «Конструкций контактных сетей, линии электропередач и токосъема» ОмГУПСа. В ОмГУПСе создана и постоянно совершенствуется система анализа и оценки эксплуатационных характеристик токосъема (рис. 2). Автономный комплекс, устанавливаемый на крышу электроподвижного состава, в ходе инспекционных поездок позволяет регистрировать контактное нажатие, искрение, случаи нарушения токосъема с привязкой к инфраструктуре, координатам ГЛОНАСС/GPS, служить «черным ящиком» в случае возникновения аварийных ситуаций в системе токосъема. Видеоизображение, также регистрируемое в ходе работы комплекса, позволяет в онлайн-режиме контролировать работу токоприемника и при наличии предпосылок вывести его из взаимодействия.

 


Сергей Михайлович ОВЧАРЕНКОЗа 2011-2012 годы сотрудниками университета разработаны рекомендации и Программа мероприятий по оценке энергоэффективности системы тягового электроснабжения и электроподвижного состава и потенциала ее повышения. Реализация Программы позволит достигнуть следующих результатов: суммарный потенциал энергосбережения по сети железных дорог 1 968,05 млн. кВт•ч (4,9% от расхода на тягу поездов); суммарный технико-экономический эффект по сети железных дорог в натуральном выражении – 1 744,1 млн. кВт•ч (4,4% от расхода э/э на тягу поездов), в стоимостном выражении – 6129,26 млн. руб., в том числе за счет увеличения пропускной способности – 1607,42 млн. руб. Сегодня сотрудники ОмГУПСа в сфере повышения энергоэффективности тягового электроснабжения и электроподвижного состава работают над:

 


• созданием автоматизированной системы контроля и учета электроэнергии на электроподвижном составе и фидерах контактной сети на основе нового (инновационного) метода измерения электрической энергии с возможностью определения расхода электроэнергии на тягу поездов в границах тарифных зон, границах железных дорог и проблемных участков с пониженными показателями энергоэффективности использования электроэнергии на тягу поездов;


• актуализацией применения стандартов качества электроэнергии и нормативно-правовой базы для Российских железных дорог с учетом специфических особенностей построения системы тягового электроснабжения, вызванных необходимостью одновременной электрификации железных дорог, промышленных и сельскохозяйственных нагрузок, населенных пунктов и городов, а также вынужденной мерой применения неэффективных схем электрификации железнодорожного транспорта с заниженными коэффициентами использования установленной мощности трансформаторов и несимметричной нагрузкой;


• разработкой унифицированных устройств фильтрации и поперечной компенсации реактивной мощности в тяговой сети переменного тока с возможностью автоматического регулирования мощности;


• разработкой номенклатуры параметров накопителя электрической энергии для применения в системах тягового электроснабжения и нетяговой энергетики железнодорожного транспорта и стандарта «Применение накопителей электрической энергии на объектах ОАО «РЖД».

 

 

Одной из последних разработок ученых университета является «Автоматизированная система мониторинга и учета электрической энергии на фидерах контактной сети тяговых подстанций постоянного и переменного тока» с функциями контроля, управления и повышения энергетической эффективности работы системы тягового электроснабжения за счет наличия функций измерения напряжений и токов, учета мощности и энергии в прямом и обратном направлении, выявления потерь электрической энергии в контактной сети. Реализация данного проекта позволит осуществлять оперативный мониторинг энергетических показателей с локализацией по времени и месту, достоверный контроль расхода электрической энергии на тягу поездов и повышение эффективности планирования расхода электроэнергии на тягу поездов на всех уровнях, автоматическое осциллографирование  процессов, возникающих в контактной сети. Опытное внедрение элементов автоматизированной системы выполняется в рамках инвестиционного проекта «Внедрение ресурсосберегающих технологий на железнодорожном транспорте в 2014 г.» на шести тяговых подстанциях участка Шаля–Подволошная Свердловской дистанции электроснабжения структурного подразделения Свердловской дирекции инфраструктуры Свердловской железной дороги – филиала ОАО «РЖД».

 


Для повышения уровня оснащения локомотивных депо разработан и усовершенствован комплекс нестандартного оборудования для механизации технологических процессов ремонта локомотивов (рис. 3), включающий более 50 наименований. Различные образцы оборудования внедрены в процессы ремонта более чем в 30 ремонтных локомотивных депо сети железных дорог. Это позволило механизировать технологические операции разборки-сборки агрегатов и узлов, восстановления деталей локомотивов, повысить качество и сократить время простоя в ремонте.

 


Разработанное в ОмГУПСе оборудование для ремонта колесно-моторных блоков (КМБ) имеет лучшие показатели по сравнению с существующими аналогами по уровню механизации и производительности, позволяет до минимума сократить долю ручного труда и время выполнения технологических операций при ремонте КМБ (рис. 4), отличается простотой конструктивных решений, надежностью в работе и ремонтопригодностью. Конструкция универсальна и с минимальными изменениями может быть использована для любых колесно-моторных блоков как с опорно-осевым, так и с опорно-рамным подвешиванием тяговых двигателей.

 

В ОмГУПСе создан и нашел широкое применение в локомотиворемонтных предприятиях целый ряд диагностического оборудования:
• информационно-управляющий комплекс для автоматизации процесса испытаний тяговых электродвигателей;
• автоматизированный стенд проверки выпрямительноинверторных преобразователей электровозов переменного тока;
• автоматизированный комплекс для проведения испытаний силовых полупроводниковых приборов;
• диагностическая система оценки качества работы коллекторно-щеточного узла тяговых электродвигателей (рис. 5) и др.

 

 

Одним из направлений исследований ученых ОмГУПСа является повышение надежности и эффективности тепловозной тяги. Результатами этих исследований явились технические решения по совершенствованию системы технического обслуживания и ремонта, повышению эффективности эксплуатации тепловозов и надежности и экономичности тепловозных дизелей. Разработан комплекс технологического и стендового оборудования для ремонта узлов тепловозов, в составе которого стенд для обкатки и настройки регуляторов частоты вращения и мощности дизелей; универсальный стенд для обкатки и регулировки топливных насосов высокого давления тепловозных дизелей; стенд для притирки уплотняющих поверхностей распылителей; стенд для испытания плунжерных пар топливных насосов дизеля на гидравлическую плотность; стенд для испытания и регулировки форсунок дизелей; стенд для «холодной» обкатки турбокомпрессоров транспортных дизелей; стенд для очистки тепловозных секций холодильника и др. Образцы данного оборудования внедрены и успешно эксплуатируются в ряде локомотивных депо железных дорог Сибирского и Дальневосточного регионов.

 


Для решения проблемы механизации и автоматизации технологических операций ремонта грузовых вагонов учеными ОмГУПСа выполнены разработки целого комплекса оборудования для вагонных депо. На сети железных дорог широко внедряются передвижные и стационарные установки для демонтажамонтажа пятников, раздвижки рам тележек и кантования ее элементов, клепки фрикционных планок, нагрева заклепок, смены поглощающих аппаратов, сухой очистки колесных пар. Большая часть средств механизации адаптирована к технологии ремонта вагонов на сетевых пунктах технического обслуживания (ПТО). Учеными университета выполнен ряд разработок, обеспечивающих контроль технического состояния и продление ресурса устройств сигнализации, централизации, блокировки (СЦБ) и связи. В их числе блок контроля питающего напряжения станционных и перегонных устройств СЦБ; распределенная система сбора и передачи информации о параметрах устройств СЦБ и др.

 


В университете ведутся исследования в области определения коррозионного состояния и защиты от коррозии подземных металлических сооружений железнодорожного транспорта. Разработаны методика и программно-аппаратный комплекс определения коррозионного состояния железобетонных опор линий электропередач и контактной сети (рис. 6), система дистанционного мониторинга инженерного состояния заземляющих сооружений и железнодорожных объектов от импульсных электромагнитных воздействий.

 

 

Ученые университета имеют значительный опыт в разработке программ энергосбережения, в совершенствовании методической базы реализации комплексных ресурсоэффективных проектов. В университете разработан ряд методик по проведению энергетических обследований и паспортизации предприятий железнодорожного транспорта и промышленных предприятий. Проведено энергетическое обследование более 140 предприятий, в том числе: 120 – Западно-Сибирской железной дороги, 8 – Московской железной дороги, 2 – Красноярской железной дороги, 2 – Южно-Уральской железной дороги, 6 – Омской области, в том числе за последние три года – более 90 предприятий и организаций. ОмГУПС является членом Саморегулируемых организаций Некоммерческого партнерства и имеет свидетельства о допуске к определенным видам работ: «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири» и «Союз строителей Омской области» (НП СРО ССОО), что дает право на выполнение проектно-изыскательских работ для строительства объектов, расширения, реконструкции, модернизации, технического перевооружения и капитального ремонта объектов транспорта и промышленности.

 

Межотраслевой альманах №47/2014 год

 


 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (6)