Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Евразийское экономическое сообщество

Экономика: Евразийское экономическое сообщество - 3-03-2015, 10:56

Евразийское экономическое сообщество

 

Таир Аймухаметович МАНСУРОВ
Генеральный секретарь ЕврАзЭС, доктор экономических наук, доктор политических наук

 

ЕВРАЗЭС: ОТ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА К ЕВРАЗИЙСКОМУ ЭКОНОМИЧЕСКОМУ СОЮЗУ

 

Евразийский проект Президента Казахстана Н.А. Назарбаева стал научной и практической основой учреждения в 2000 году президентами Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана эффективной международной экономической интеграционной организации —  Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В рамках Сообщества сформированы Таможенный союз и Единое экономическое  пространство, благодаря чему возможность создания геополитического мегапроекта — Евразийского экономического союза — стала  реальностью.

 

В XXI веке мировое развитие определяют глобализация и интеграция. Региональная интеграция – это инструмент для обеспечения экономического роста, повышения благосостояния населения и укрепления позиций интеграционных объединений в мировой хозяйственной системе, а также обеспечения политической стабильности в мире. Согласно классической интеграционной модели известного американского экономиста Б. Балаша международная экономическая интеграция в современном мире принимает следующие формы (по степени возрастания интеграционного взаимодействия):


• зона свободной торговли – при ее введении между странами-участницами отменяются торговые ограничения и таможенные пошлины;
• таможенный союз – наряду с отменой внешнеторговых ограничений на единой таможенной территории устанавливается единый таможенный тариф и проводится единая внешнеторговая политика в отношении третьих стран;
• общий (единый) рынок – обеспечение свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы в пределах единого экономического пространства;
• экономический союз – договоры о таможенном союзе и общем рынке дополняются соглашениями о проведении общей экономической, налогово-бюджетной и финансовой политики; создаются наднациональные органы управления. В дальнейшем возможно введение единой валюты, то есть экономический союз дополняется валютным.

 

 

Одним из наиболее востребованных и перспективных направлений современной общественной мысли является «концепция евразийства». Ее фундамент был заложен учеными «евразийского течения» в среде русской эмиграции в Европе в первой половине XX века. Основоположники теории евразийства – П.Н. Савицкий, Г.В. Флоровский, Н.С. Трубецкой, Г.В. Вернадский, С.М. Соловьев, Л.Н. Гумилев – полагали, что общность евразийского пространства предопределена самой природой, и его историческое развитие базируется на тесном взаимодействии природногеографического и социально-культурного факторов. По убеждению ученых евразийцев, народы на евразийском пространстве являются не конкурентами, а союзниками, и поэтому появление всеевразийского государства, основанного на принципах добровольности и взаимовыгоды, исторически неизбежно.

 

 

В начале 1990-х годов идеи теоретиков-евразийцев были творчески переосмыслены Президентом Казахстана Н.А. Назарбаевым в разработанной им концепции «практического евразийства», содержащейся в «Проекте о формировании Евразийского союза государств (ЕАС)». Этот проект был впервые обнародован 29 марта 1994 года в МГУ им. М.В. Ломоносова и стал, по сути, истоком и предтечей интеграционных процессов на евразийском пространстве. Затем Проект ЕАС неоднократно обсуждался политиками, учеными, творческой интеллигенцией. 

 


Для создания практических основ Проекта ЕАС Президентом Казахстана были изучены процессы интеграции европейских стран и опыт создания Европейского союза, найдены подходы к построению новой модели международной интеграции на постсоветском пространстве, созданы основы формирования институциональной базы интеграции евразийских стран, предложена правовая основа, необходимая для придания интеграционным процессам устойчивого характера. Согласно Евразийскому проекту, основа объединения евразийских стран – экономические взаимосвязи. Создание ЕАС должно было служить формированию согласованных подходов к проведению рыночных преобразований, обеспечению национальной безопасности евразийских стран, их совместному включению в глобальную экономическую систему. Эти задачи предполагалось реализовать путем создания государствами региона единого экономического, таможенного и гуманитарного пространства. При этом формирование ЕАС должно было происходить без ущемления суверенитета, при невмешательстве во внутренние дела государств, уважении прав каждого народа, определившего порядок государственного устройства в своей стране.

 

 

Однако в 1995-2000 годы, несмотря на множество сторонников, Евразийский проект не был реализован как по объективным, так и по субъективным причинам. На этом этапе интеграции евразийские государства искали наиболее приемлемые пути сотрудничества методом проб и ошибок. И только создание  в 2000 году Евразийского экономического сообщества открыло путь к углублению евразийской интеграции и продвижению ее к новым вершинам. 28 апреля 2014 года, через двадцать лет после обнародования Евразийского проекта, Президент Казахстана выступил в МГУ им. М.В. Ломоносова с лекцией «От идеи Евразийского союза – к новым перспективам евразийской интеграции». Он особо отметил: «Проект ЕАС стал отправной точкой для нового исторического процесса, который сейчас называют евразийской интеграцией. Евразийская идея, недооцененная большинством политиков того времени в СНГ, сегодня стала широко востребованной в деловых кругах и на общественно-гуманитарном уровне. Возникли и успешно работают множество совместных площадок, подпитывающих евразийскую интеграцию».

 

 

Именно на основе Проекта ЕАС при активной поддержке Президента России В.В. Путина и других лидеров постсоветских государств состоялась нынешняя евразийская интеграция, пройдя определенный эволюционный путь. Были воплощены в жизнь «три кита» единой евразийской идеи – Евразийское экономическое сообщество, Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии и Шанхайская организация сотрудничества. Принципиально новый этап евразийской интеграции начался в тот момент, когда главы государств Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана 23 мая 2000 года в Минске приняли решение о создании новой экономической организации с международным статусом, наделенной широкими полномочиями в решении вопросов интеграционного взаимодействия, имеющей четкую структуру и эффективно действующие институты и механизмы.

 

 

10 октября 2000 года в Астане президенты подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который вступил в силу 30 мая 2001 года Членами Сообщества стали пять стран, наблюдателями – три страны (Армения, Молдова, Украина). Основные цели Сообщества: формирование Таможенного союза и Единого экономического пространства (ЕЭП), углубление интеграции в экономической и социально-гуманитарной сферах, координация подходов государств ЕврАзЭС при их интеграции в мировую экономику и международную торговую систему.

 

 

Стратегическое направление деятельности Сообщества: обеспечение динамичного социальноэкономического развития стран-членов при эффективном использовании их совокупного потенциала с целью повышения уровня жизни населения. Приоритетные направления развития ЕврАзЭС: формирование Таможенного союза и ЕЭП; проведение согласованной экономической политики; взаимодействие в реальном секторе экономики; формирование и совместное развитие энергетического рынка; формирование транспортного союза и реализация транзитного потенциала ЕврАзЭС; взаимодействие в агропромышленном секторе; формирование общего рынка услуг; формирование общего финансового рынка и развитие валютной интеграции; сотрудничество в социально-гуманитарной сфере и в области миграционной политики.

 


К уставным органам Сообщества относятся: Межгосударственный совет (на уровне глав государств и глав правительств), Интеграционный комитет (на уровне вице-премьеров), Межпарламентская ассамблея, Суд Сообщества. Председательство в органах Сообщества ежегодно на ротационной основе переходит к очередному государству ЕврАзЭС. Важным рабочим инструментом Сообщества являются отраслевые советы и комиссии. Организационное и информационно-техническое обеспечение деятельности органов Сообщества осуществляет Секретариат Интеграционного Комитета ЕврАзЭС. Между государствами Сообщества сейчас действуют 140 договоров (без договоров Таможенного союза и ЕЭП), регулирующих различные аспекты экономических и социально-гуманитарных отношений.

 

 

 ЕврАзЭС имеет международный статус и является наблюдателем в ООН. Сообществом подписано 35 меморандумов о взаимодействии с международными организациями. Его главные международные партнеры – ООН и ее организации: ЕЭК ООН, ЭСКАТО, ЮНИДО, ЮНЕСКО, ПРОООН; а также Европейский союз, Всемирная таможенная организация, ОБСЕ; среди региональных объединений – СНГ, ОДКБ, ШОС. Тесное сотрудничество ЕврАзЭС с организациями системы ООН неоднократно отмечено в резолюциях Генеральной Ассамблеи ООН. Интеграция стран Сообщества ведется как с учетом положительного опыта, динамики и темпов развития Европейского союза, так и учетом трудностей и проблем, которые ему  приходится преодолевать, причем опыт Европейского союза постоянно критически переосмысливается и адаптируется к нашим условиям. Под эгидой Сообщества работает Евразийский Деловой совет, который содействует развитию взаимовыгодного торгово-экономического сотрудничества, кооперации промышленных предприятий, вовлечению деловых кругов в интеграционные процессы. 

 

 

В 2006 году был учрежден Евразийский банк развития, финансирующий инвестиционные проекты, имеющие интеграционный эффект, и проводящий исследования экономической интеграции. В рамках совместных мер государств-членов ЕврАзЭС по преодолению последствий мирового финансового кризиса в 2009 году были созданы Антикризисный фонд ЕврАзЭС в размере 10 млрд долл., который предоставляет странам-членам финансовые и инвестиционные кредиты, и Центр высоких технологий ЕврАзЭС для совместной разработки и реализации научно-технических программ и инновационных проектов. С января 2012 года работает новый Суд ЕврАзЭС для разрешения экономических споров в Сообществе и Таможенном союзе. Странами-членами Сообщества разрабатывается и реализуется ряд совместных межгосударственных программ и концепций, в том числе концепции международной деятельности, продовольственной безопасности, формирования общего энергетического рынка и единого транспортного пространства.

 

 

В 2011-2015 годах выполняется межгосударственная целевая программа ЕврАзЭС (МГЦП) «Инновационные биотехнологии»; в 2013-2018 годах – МГЦП «Рекультивация территорий государств-членов ЕврАзЭС, подвергшихся воздействию уранодобывающих производств». Годы, прошедшие с момента создания ЕврАзЭС, были насыщены важнейшими интеграционными шагами в социально-экономической сфере, которые привели к экономическому прогрессу и повышению уровня жизни населения. Подчеркну, что в 2008 году по сравнению с 2000- м благодаря принятым в рамках Сообщества мерам по организации зоны свободной торговли было обеспечено увеличение в 4,2 раза валового взаимного товарооборота между странами ЕврАзЭС. Это создало предпосылки для перехода к следующему этапу интеграции – Таможенному союзу.

 


На заседании Межгоссовета ЕврАзЭС 6 октября 2007 года в Душанбе главы государств приняли Решение о формировании Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России и План действий по его формированию. Учитывая, что Кыргызстан и Таджикистан на момент создания Таможенного союза не были в полной мере готовы к интеграции на подобном уровне, его образовали три страны в соответствии с принятой в ЕврАзЭС концепцией разноскоростной и разноуровневой интеграции.

 

 

Таможенный союз заработал 1 января 2010 года, а с 1 июля 2011 года он действует в полноформатном режиме, то есть по всем международным стандартам с единой таможенной территорией. Все виды таможенного контроля и оформления перенесены на его внешний контур. Создание Таможенного союза привело к снижению издержек предприятий, расширению масштабов производства и повышению конкурентоспособности объединившихся в единую таможенную территорию экономик. Для граждан Таможенный союз существенно облегчил трансграничные связи. Людям не приходится заполнять множество таможенных документов, тратить время и силы на таможенной границе.

 


Высшим органом Таможенного союза стал Межгоссовет ЕврАзЭС на уровне глав государств и глав правительств трех стран. Также был создан первый наднациональный орган – Комиссия Таможенного союза, в который вошли вице-премьеры Беларуси, Казахстана и России. С 2012 года эта Комиссия была упразднена, ее функции переданы Евразийской экономической комиссии. 19 декабря 2009 года на неформальном саммите в Алматы президенты Беларуси, Казахстана и России утвердили План действий по формированию Единого экономического пространства (ЕЭП) на 2010-2011 годы. 

 


Политическая воля глав государств, активная работа правительств стран-участниц и органов Сообщества позволили обеспечить разработку и принятие Межгоссоветом ЕврАзЭС международных документов по формированию ЕЭП за один год вместо планируемых двух. В результате уже в ноябре-декабре 2010 года Межгоссоветом ЕврАзЭС (высшим органом Таможенного союза) был принят пакет из 17 базовых соглашений, формирующих правовую базу ЕЭП. Эти соглашения были ратифицированы тремя странами в 2011 году, и с 1 января 2012 года ЕЭП начал свою работу. ЕЭП – это единый рынок, на котором предприниматели не только свободно продают товары, но и предоставляют услуги, а также имеют доступ к энергосетям, транспорту и коммуникациям. В ЕЭП действуют однотипные механизмы регулирования экономики, проводится согласованная налоговая, денежно-кредитная, валютно-финансовая, торговая и таможенная политика.

 


Основные преимущества ЕЭП: создание более крупных  рынков для национальных производителей и потребителей; рост экономики и ее диверсификация посредством сокращения барьеров на пути перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы; усиление деловой активности предприятий, создание межгосударственных производственных и торговых объединений, совместных предприятий; повышение экономической безопасности каждого из государств-членов и ЕЭП в целом; единый рынок более привлекателен для взаимных и иностранных инвестиций и инноваций, предприниматели могут получить дополнительные ресурсы, что обеспечивает ускорение развития экономики и создание новых рабочих мест; общий рынок труда, на котором трудовые мигранты защищены законодательно, с доступностью для них и членов их семей обязательных медицинских и образовательных услуг. 

 


18 ноября 2011 года главы государств Беларуси, Казахстана и России приняли Декларацию о евразийской экономической интеграции, согласно которой задачей на ближайшую перспективу стала полная реализация потенциала Таможенного союза и ЕЭП, а на дальнейшую – создание на их основе Евразийского экономического союза. С 2012 года высшим органом в Таможенном союзе и ЕЭП стал Высший Евразийский экономический совет на уровне глав государств и глав правительств, заработала Евразийская экономическая комиссия  (ЕЭК). 29 мая 2014 года президенты Беларуси, Казахстана и России подписали Договор о Евразийском экономическом союзе (ЕАЭС). Договор был ратифицирован тремя странами в октябре 2014 года и начнет действовать 1 января 2015 года. Подписание Договора о ЕАЭС стало поистине историческим событием для интеграционных процессов на евразийском пространстве, которое еще раз продемонстрировало правильность курса, выбранного нашими странами в 2000 году, когда было создано Евразийское экономическое сообщество. За 14 лет своего существования ЕврАзЭС заложило основы интеграционного взаимодействия от зоны свободной торговли до создания Таможенного союза и ЕЭП, и обеспечило базу для формирования ЕАЭС.

 


Создаваемый Евразийский экономический союз – это принципиально новая ступень евразийской интеграции, обеспечивающая на своем пространстве свободу движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, а также проведение скоординированной, согласованной или единой политики в отраслях экономики. ЕАЭС – это международная организация региональной экономической интеграции, обладающая международной правосубъектностью, создаваемая в соответствии с целями и принципами Устава ООН, а также другими общепризнанными принципами и нормами международного права, в том числе правилами Всемирной торговой организации.  Его целями являются: создание условий для стабильного развития экономик государств-членов в интересах повышения уровня жизни населения, формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и рабочей силы, всесторонняя модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности национальных экономик в условиях глобальной экономики.

 


В Договоре зафиксированы принципы суверенного равенства государств, территориальной целостности, а также уважения особенностей политического устройства государственов Союза. На всех уровнях принятия решений в ЕАЭС вводится принцип консенсуса. В соответствии с Договором о ЕАЭС предполагается его поэтапное построение в течение 2015-2025 годов. Так, общий рынок электроэнергии заработает к 1 июля 2019 года; общие рынки нефти, нефтепродуктов и газа, а также финансовый рынок – к 1 января 2025 года. В 2025 году предполагается создать единый финансовый регулятор в г. Алматы. Валютный союз не планируется. Основные органы ЕАЭС: Высший Евразийский экономический совет (главы государств), Евразийский Межправительственный совет (главы правительств), Евразийская экономическая комиссия и Суд. Вспомогательные органы ЕАЭС – это специальные комиссии по конкретным направлениям деятельности.

 


Функциональная часть Договора закрепляет базовые договоренности по отдельным отраслевым направлениям: таможенно-тарифное регулирование, внешнеторговая политика, техническое регулирование и санитарные меры, макроэкономическая и валютная политика, регулирование финансовых рынков, сферы услуг и инвестиций, энергетика, транспорт, госзакупки, интеллектуальная собственность, промышленность, сельское хозяйство и вопросы трудовой миграции. Договор включает в свою правовую систему нормы Таможенного союза и ЕЭП, совершенствуя их в части сокращения барьеров для движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Кроме того, при подготовке Договора была использована договорно-правовая база ЕврАзЭС в части, не противоречащей договоренностям в рамках Таможенного союза и ЕЭП.

 


Для функционирования экономического союза необходимо завершить кодификацию договорно-правовой базы Таможенного союза и ЕЭП, устранить остающиеся изъятия из общего торгового и инвестиционного режима, обеспечить свободу движения товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов, гармонизировать законодательство в сфере антимонопольной, валютно-финансовой и налогово-бюджетной политики. Договор о ЕАЭС сформирован так, чтобы он был удобен для использования, в первую очередь, бизнесом. Работа велась с учетом мнений Российского союза промышленников и предпринимателей, «Деловой России», Торговопромышленной палаты России, Национальной экономической палаты Казахстана «Союз Атамекен», Конфедерации промышленников и предпринимателей Беларуси.  ЕАЭС открыт для вступления любого государства, разделяющего его цели и принципы, на условиях, согласованных государствами-членами. И это решение уже претворяется в жизнь. Так, 10 октября 2014 года на заседании Высшего Евразийского экономического совета (на уровне глав государств) был подписан Договор о присоединении Армении к Договору о ЕАЭС. Тогда же главами государств Беларуси, Казахстана и России был утвержден План мероприятий («дорожная карта») по присоединению Кыргызстана к ЕЭП с учетом формирования ЕАЭС.

 


Таким образом, ЕврАзЭС, ставшая, по мнению Председателя Межгоссовета ЕврАзЭС – Президента России В.В. Путина, «самым успешным интеграционным объединением пространства СНГ», выполнив свою историческую миссию, с 2015 года передает эстафету новому интеграционному объединению – Евразийскому экономическому союзу. Формирование ЕАЭС – серьезная работа для правительств наших стран на ближайшее десятилетие. Именно поэтому, по словам В.В. Путина, «Ничто из богатого наследия и практического опыта ЕврАзЭС не должно быть утеряно». ЕАЭС станет ядром экономической интеграции на постсоветском пространстве, определяя пути его развития на долгосрочную перспективу. Создание и активная работа Союза имеют историческое значение для будущего его государств-членов и других постсоветских стран, которые в перспективе будут к нему присоединяться. Образование столь мощного регионального объединения – знаковое событие как для евразийского континента, так и для мира в целом. ЕАЭС будет основным препятствием для строительства на планете однополярного миропорядка, что пробуждает к жизни совершенно новую геоэкономическую реальность XXI века.

 

 

 Межотраслевой альманах №48/2014 год



Ключевые теги: ЕврАзЭС
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Июль 2019 (1)
Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)