Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » ЗАО «НЕЙРОКОМ»

Промышленность: ЗАО «НЕЙРОКОМ» - 8-07-2015, 12:05

ЗАО Нейроком

 

Валерий Васильевич ДЕМЕНТИЕНКО
д.т.н., генеральный директор ЗАО «НЕЙРОКОМ»

 

ТЕХНОЛОГИЯ ПОДДЕРЖАНИЯ РАБОТОСПОСОБНОГО СОСТОЯНИЯ ВОДИТЕЛЯ ТРАНСПОРТНОГО СРЕДСТВА

 

Надежная, с минимальными рисками от аварийных ситуаций работа любых транспортных систем напрямую зависит от работоспособного состояния водителя транспортного средства, то есть от «человеческого фактора». ЗАО «НЕЙРОКОМ» занимается проблемами контроля состояния водителя со времени своего основания — с 1989 года.

 

 

Наиболее отработанной системой, созданной для поддержания работоспособного состояния человека-оператора, в настоящее время является «Телемеханическая система контроля бодрствования машиниста. ТСКБМ», серийно выпускаемая с 1996 года и специализированная на применении в железнодорожных транспортных системах. В настоящее время данной системой оборудовано около 9000 локомотивов, электропоездов, в том числе и высокоскоростных, и специальных самоходных единиц техники в России, странах Балтии и Казахстана. За все время эксплуатации системы не было зафиксировано случаев сна или потери работоспособности машинистом на подвижных единицах с нормально функционирующей системой ТСКБМ. Из-за своей высокой эффективности эта система введена в требования технических регламентов Таможенного союза «О безопасности железнодорожного подвижного состава» и «О безопасности высокоскоростного подвижного состава» по оборудованию подвижного состава.

 

 

Система ТСКБМ обеспечивает непрерывный контроль психофизиологического состояния машиниста по параметрам электрического сопротивления кожи запястья руки и поддерживает его в работоспособном состоянии (то есть способности активно воспринимать поездную обстановку и готовности к экстренным действиям при ее изменении). Психофизиологическое состояние человека задается многими внутренними параметрами. Не все эти параметры поддаются измерению и оперативному контролю. ТСКБМ для контроля состояния использует один параметр – промежуток времени (интервал) между импульсами кожно-гальванической реакции (КГР), снимаемыми с внутренней стороны запястья руки машиниста.

 

 

ЗАО Нейроком

Критерием работоспособного состояния машиниста является то, что интервал между импульсами КГР не превышает 60 секунд. Этот критерий подтвержден длительной эксплуатацией системы ТСКБМ в РЖД, а также экспертно-инструментальной проверкой в январе-марте 2013 года на базе Негосударственного учреждения здравоохранения «Научный клинический центр ОАО «РЖД» (НУЗ «НКЦ ОАО «РЖД»). Данный критерий означает, что если интервал между смежными импульсами КГР превысил 60 секунд, то машинист может в дальнейшем перейти в неработоспособное состояние и, следовательно, возможность перехода в такое состояние необходимо проверить с помощью дополнительного воздействия. В качестве такого воздействия выступает запрос на подтверждение работоспособности – звуковой сигнал (свисток электропневматического клапана (ЭПК), сигнал комплекса БЛОК или БЛОК-М), сопровождающийся световой сигнализацией красным индикатором, на который необходимо отреагировать нажатием на специальную рукоятку бдительности – РБС. Если машинист не нажал на РБС за время звучания сигнала, то его состояние считается неработоспособным и происходит автоматическое экстренное или служебное торможение поезда.

 

 

ТСКБМ производит запрос на подтверждение работоспособности не тогда, когда машинист уже заснул, а заранее, при нормальном состоянии машиниста, предупреждая тем самым возможную потерю работоспособности и засыпание. Критерий работоспособности выбран с учетом требований безопасности, то есть, установлен минимальный интервал следования импульсов КГР с учетом запаса на индивидуальные отклонения после обработки большого массива данных по испытуемым. В результате у разных машинистов наблюдается отличающееся количество проверок за рейс. Также у одного машиниста в разных рейсах может быть разное количество проверок, в зависимости от влияния неучтенных внутренних параметров.

 

 

Функционирование ТСКБМ не ограничивается только слежением за импульсами КГР. Мониторинг состояния машиниста по следованию импульсов КГР и воздействие на машиниста запросами на подтверждение работоспособности образуют замкнутую систему с обратной связью, в которую машинист входит составным элементом. Такое взаимодействие позволяет непрерывно поддерживать работоспособность машиниста. Отработанный в эксплуатации на железнодорожном транспорте на системе ТСКБМ алгоритм поддержания работоспособности водителей транспортного средства можно использовать и на других видах транспорта. Однако основная особенность системы – ее «разделенность» на носимую часть (датчик сопротивления кожи на запястье человека) и возимую аппаратуру, усложняет налаживание процесса эксплуатации в других, не железнодорожных транспортных системах. Поэтому система ТСКБМ под логотипом «ВИГИТОН» пока ограниченно применяется на автомобильном транспорте – в основном на горнообогатительных комбинатах и в автобусных парках. То есть в транспортных системах с централизованной возможностью контролирования правильности эксплуатации носимых частей с той же строгостью, что и возимой аппаратуры. Выявленные эксплуатационные проблемы решаются доработкой аппаратуры по требованиям заказчиков, и в скором времени количество эксплуатируемых транспортных единиц должно увеличиться.

 

 

Желание любого потребителя любых технических систем – это подтверждение и повышение эффективности их функционального использования. Поэтому в начале 2013 года по указанию старшего вице-президента ОАО «РЖД» В.А. Гапановича начались объективные инструментальные проверки работы всех основных систем безопасности движения на железнодорожном транспорте России, и сначала проверили систему ТСКБМ. Инструментальная проверка ТСКБМ была проведена Научным клиническим центром ОАО «РЖД» на базе тренажерного комплекса кабины электровоза ЭП1М под контролем специалистов Департамента здравоохранения ОАО «РЖД». В проверке принимали непосредственное участие и специалисты Института высшей нервной деятельности Академии медицинских наук Российской Федерации.

 

 

Проверка проводилась на 30 испытуемых, в качестве которых были привлечены 30 машинистов локомотивных депо Москва-Сортировочная и Рязань Московской железной дороги, которые осуществили по 2 ночные «поездки» – без системы ТСКБМ и с ней. Проверка проводилась в период январь-апрель 2013 года. Во время «поездок» проводилась непрерывная регистрация энцефалограммы и видеорегистрация работы машиниста. Сам режим работы был подобран таким образом, чтобы создать условия максимальной  монотонии: отсутствовали остановки, скоростное ограничение составляло 40 км/ч, отсутствовали также смены сигналов путевых светофоров. И все это в течение 7,5 ночных часов работы – с 23-00 до 6-30 следующего дня. То есть условия работы с точки зрения возможности засыпания и потери работоспособности очень жесткие. От машинистов требовалось вести поезд без нарушений в строгом соответствии с поездной обстановкой.

 

 

Обработка полученных данных специалистами Института высшей нервной деятельности Академии медицинских наук РФ и НКЦ ОАО «РЖД» показала, что при работе с системой ТСКБМ засыпаний и потери работоспособности машинистов нет, а вот без системы было зафиксировано 6 засыпаний. Как было отмечено, система ТСКБМ обеспечивает поддержание машиниста в работоспособном состоянии и не фиксирует никаких переходных состояний. Поэтому количество запросов на подтверждение работоспособности может быть различное (обычно не более 20 раз за поездку или смену). Безусловно, при такой монотонной работе, которая требовалась при проведении инструментальной проверки, количество запросов за рабочую смену машинисту от системы на подтверждение работоспособности было весьма велико и иногда превышало 150.

 

 

Для определения оправданности запросов системы ТСКБМ дополнительно специалистами НКЦ ОАО «РЖД» совместно с работниками Московской железной дороги была проанализирована регистрация реальных ночных поездок машинистов, принимавших участие в проверке. Данный анализ подтвердил, что при нормальной интенсивности работы количество запросов от системы ТСКБМ не превышает 15-20 раз за поездку, что является вполне приемлемым в условиях реальной эксплуатации, и увеличивается при увеличении монотонности работы. Таким образом, было показано, что все запросы направлены на поддержание машиниста в работоспособном состоянии. Проведенная инструментальная проверка подтвердила высокую эффективность системы ТСКБМ в поддержании работоспособного состояния человека-оператора транспортного средства и позволяет быстро адаптировать данную технологию поддержания работоспособного состояния водителей для работы на других видах транспорта с целью повышения безопасности движения.

 

ЗАО «НЕЙРОКОМ» в настоящее время широко развернула работы по созданию и доработке аппаратуры, позволяющей реализовывать данную технологию в различных областях, где требуется подержание оператора в работоспособном состоянии на протяжение всей рабочей смены.

 

 

Межотраслевой альманах №49/2014 год



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30