Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Самолет с водородным двигателем

Промышленность: Самолет с водородным двигателем - 25-08-2015, 18:00

Самолет с водородным двигателем

 

Валерий Владимирович АРХИПОВ
сопредседатель «Клуба Героев города Жуковского»

 

 

27 ЛЕТ ПЕРВОМУ ПОЛЁТУ САМОЛЕТА С ВОДОРОДНЫМ ДВИГАТЕЛЕМ

 

 

15 апреля 1988 года, более четверти века назад, состоялся первый в мире полёт экспериментального самолета Ту-155 с уникальным двигателем НК-88, использующим в качестве топлива жидкий водород. Вспоминает ведущий инженер по летным испытаниям самолета Ту-155 Валерий Владимирович Архипов.  

 

 

Мне посчастливилось в восьмидесятых годах прошлого столетия работать, учиться, приобретать уникальный опыт в сильном, с прекрасными традициями коллективе авиастроителей, который разработал и создал десятки типов известных всему миру гражданских и военных самолетов, успешно дал им путевку в жизнь – в коллективе Опытного конструкторского бюро имени А.Н. Туполева, возглавляемого Алексеем Андреевичем Туполевым. Творческий же коллектив создателей необычного, опережающего время водородного самолета возглавил руководитель работ по криогенной тематике, талантливый инженер и ученый Владимир Александрович Андреев – главный конструктор ОКБ А.Н. Туполева. Нам вместе, непосредственным участникам работы, членам увлеченного технической новизной проекта, удалось создать и успешно провести полный объем испытаний экспериментального летательного аппарата нового типа: криогенного авиационного транспортного средства.

 

 

Самолет с водородным двигателемИстория создания уникального проекта уходит в 60-е годы прошлого столетия – уже тогда рассматривалась возможность перевода силовых установок самолетов, проектируемых в ОКБ А.Н. Туполева, на жидкий водород. В середине 70-х Академией наук СССР совместно с рядом научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро была разработана программа работ по широкому внедрению альтернативных видов топлива в народное хозяйство. В авиационной промышленности программа получила название «Тема «Холод»».  Именно в рамках этой программы ОКБ А.Н. Туполева было поручено создание на базе самолета Ту-154 летающей лаборатории, использующей в качестве топлива жидкий водород и сжиженный природный газ (СПГ). Создание экспериментального самолета Ту-155, наземная отработка его систем, большая часть испытаний проходила на Жуковской лётно-испытательной и доводочной базе (ЖЛИиДБ) ОКБ А.Н. Туполева. В тот период времени базой руководил смелый и перспективный руководитель – Валентин Тихонович Климов, позднее в качестве Генерального директора именно он возглавил фирму Туполева. Очень хорошо запомнилось мне, как весь многотысячный коллектив ОКБ имени А.Н. Туполева и ЖЛИиДБ с огромным энтузиазмом воспринимал работу по созданию нового летательного аппарата, рабочие и техники выполняли тематические работы с особой ответственностью, с большим вниманием следили за подготовкой самолета к первому вылету. Все коллективы специалистов предприятий авиационной промышленности, занятых темой, и специалисты многих других отраслей промышленности страны, вовлеченных в процесс создания, терпеливо ожидали начала испытаний водородного самолета.

 

 

Особо следует подчеркнуть огромную работу, которая проводилась Куйбышевским научно-производственным объединением «Труд» под руководством генерального конструктора, академика Николая Дмитриевича Кузнецова, выдающегося конструктора, одного из основоположников современного авиационного и ракетного двигателестроения.Руководителем и главным конструктором криогенного двигателя НК-88 стал талантливый конструктор и ученый Владимир Николаевич Орлов, который возглавил коллектив одержимых перспективной идеей волжан – инженеров, конструкторов, испытателей авиационных и ракетных двигателей.

 

 

Командиром летного экипажа самолета Ту-155 был назначен заслуженный лётчик-испытатель СССР Владимир Андреевич Севанькаев, вторым пилотом – заслуженный летчик-испытатель СССР Андрей Иванович Талалакин, бортинженерами – признанные профессионалы своего дела Юрий Михайлович Кремлёв и Анатолий Александрович Криулин, ведущим инженером – Валерий Владимирович Архипов, ведущий инженер I класса по летным испытаниям самолетов. Именно этот летный экипаж от начала и до конца провел летные испытания самолета на водородном топливе. Основная поставленная задача была успешно выполнена – 15 апреля 1988 года поднялся в небо первый в мире самолет, летающая лаборатория Ту-155 с экспериментальным двигателем НК-88 разработки ОКБ имени Н.Д. Кузнецова, работающим на альтернативных видах топлива. В течение нескольких лет Ту155 проходил обширный комплекс испытаний, в ходе которых удалось провести большой объем исследований и получить ценные материалы для дальнейших работ по криогенной авиации.

 

 

До сих пор в мире не смогли создать ничего подобного. Могу отметить, что у нас это получилось, потому что Советский Союз был в мире передовым государством, имел возможность сконцентрироваться на авангардных и опережающих работах и, конечно, вкладывал огромные творческие силы и материальные ресурсы в инновационные, масштабные проекты.

 

 

Самолет с водородным двигателем

 

В научных публикациях Соединенных Штатов Америки того времени отмечалось очень серьезное отношение к выполненной нами исследовательской работе, говорилось, что Советский Союз опередил Соединенные Штаты на годы. Почему? – Потому, что именно советскими людьми впервые были разработаны и построены сложные и одновременно надёжные самолётные и двигательные криогенные системы, была создана уникальная экспериментальная база для испытаний криогенного оборудования, доказана принципиальная возможность безопасного выполнения полетов с использованием жидкого водорода в качестве альтернативного топлива, и самое главное – сложился единственный в мире коллектив высококвалифицированных специалистов в области криогенной авиации.

 

 

Навсегда в истории ОКБ имени А.Н. Туполева заняли особое место люди и работа по созданию самолетов на альтернативных – криогенных видах топлива, а результаты испытаний самолета Ту155 продемонстрировали исключительную перспективность данного направления для последующих поколений создателей авиационной техники. 

 

  Межотраслевой альманах №50/2015 год



Ключевые теги: Промышленность, Ту155
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30