Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Группа компаний ИНТЕРЮНИС

Промышленность: Группа компаний ИНТЕРЮНИС - 8-09-2015, 17:05

Владимир Георгиевич ХАРЕБОВ

 

Владимир Георгиевич ХАРЕБОВ
Председатель Совета директоров Группы компаний «ИНТЕРЮНИС»
лауреат премии Правительства РФ по науке и технике (2006 год)

 

ЖАР-ПТИЦУ ПО ЛЕКАЛАМ ВОРОБЬЯ СОЗДАТЬ НЕВОЗМОЖНО 

 

К обсуждению проектов транспортного перехода через Керченский пролив привлекается довольно много специалистов разного профиля. Я не являюсь  профессионалом в области строительства мостов и прочих гражданских объектов. Моя сфера интересов — экспертная оценка и мониторинг объектов, связанных с нефтепереработкой и транспортировкой нефти. Но как инженер-практик я понимаю, что работа движется в правильном направлении. Идет  широкое и объективное обсуждение непростой технической задачи, к которому привлекаются даже непрофильные специалисты. Всем известна хорошая поговорка про «конфетку», которую российские инженеры могут сделать из чего угодно. Нехватка средств и времени, отпущенного на решение серьезной задачи, порождает буйную творческую фантазию. Именно на нестандартное мышление настоящих инженеров нам и надо надеяться.

 

 

Уникальность будущего моста через Керченский пролив заключается в том, что ему придется противостоять воздействию сразу нескольких не совсем обычных нагрузок. С точки зрения инженера основную техническую сложность представляет геологическая подоснова. В Азовское море впадают две крупные реки: Кубань и Дон. Их течение выносит в море большое количество донного речного ила и песка. Из-за этих выносов рельеф дна в Керченском проливе постоянно меняется.

 


Ветровая нагрузка здесь тоже необычно сильная. Давно известно, что судоходство в Керченском проливе осложняется непредсказуемостью погодных условий. После выхода из довольно спокойной акватории Черного моря судно может неожиданно попасть в шторм с волнением в 4-5 баллов и резкими порывами ветра. В таких условиях сложно управлять кораблем даже опытному судоводителю. Поэтому во время штормов пролив закрывают для судоходства.

 

 

Инновации по старым нормам

 
Транспортный переход через Керченский пролив придется возводить в сложных геологических условиях. Для решения поставленной задачи проектировщики собираются использовать новейшие строительные материалы и технологии. Норазработать современный, технически грамотный проект – это еще полдела. Не менее важно, чтобы он смог успешно пройти государственную экспертизу. И в данном вопросе положение сегодня катастрофическое. Существующие нормативно-технические документы ввода промышленных объектов серьезно устарели. В тупиковую ситуацию поставлены не только проектировщики, но и руководители заводов, проходящих модернизацию или глубокую реконструкцию. Сегодня нам приходится сталкиваться с парадоксальной ситуацией: завод вложил немалые средства в модернизацию производства, закупил новое оборудование, усовершенствовал технологическую линию, но ввести ее в эксплуатацию и начать работу не может. Любой грамотный инженер понимает, что производство действительно стало современным и более эффективным. Но эксперты государственной комиссии не могут поставить свою подпись в документации, согласно которой объект модернизирован с отклонениями от существующих норм.

 


В современном мире техника, материалы и технологии развиваются стремительно, а изменения в нормативно-техническом законодательстве «отстают в развитии», и очень заметно. Для разработки и грамотного написания какой-либо новой нормативно-технической документации необходимо привлечь специалистов из нескольких институтов: проектировщиков, технологов, юристов. Любое техническое новшество, внедряемое на заводе, требует конструктивных изменений. Первоочередной задачей в развитии отечественного производства является пересмотр существующей нормативной базы и разработка новых технических норм. Перед уходом на другую должность предыдущий глава Ростехнадзора Николай Кутьин подписал приказ на нескольких страницах, которым отменялись устаревшие пункты нормативной базы. Но после «отменяющего» приказа никто не подумал разработать новый, «заменяющий». В результате поле деятельности проектных организаций оказалось заметно сужено, а работа серьезно осложнена.

 

 

Компании «ИНТЕРЮНИС» приходилось разрабатывать по просьбе заказчика определенные СТО, но это внутренний документ организации. Во многих отраслях сегодня сложилась подобная вполне легитимная практика. Компании вынуждены брать на себя ответственность за безаварийную эксплуатацию своих объектов. «ИНТЕРЮНИС» тесно сотрудничает с проектными институтами по вопросам мониторинга и промбезопасности. Проектировщики сталкиваются с теми же проблемами, что и мы, жалуются, что у них «связаны крылья». Материалы и технологии давно изменились, а технические нормы – нет. Раньше вопрос разработки новых нормативов решался в масштабе государства. В Госстандарт поступали заявки из министерств на разработку определенных норм и технических регламентов. Сегодня этим заниматься некому. Проектировщики могут создать замечательный проект, используя самые современные технологии и материалы, но государственная экспертиза его не пропустит, потому что нормы для этих «новшеств» еще не написаны.

 

 

Тендер: к пуговицам претензий нет, пришиты намертво

 


Мы сегодня активно занимаемся разработкой инноваций, модернизацией производства. Но инновационные технологии намного дороже старых, давно опробованных. Есть примеры, когда новая технология сразу после внедрения оказывается экономически выгоднее традиционной, но такие случаи составляют примерно 20% от общего количества. Остальные 80% инноваций на первом этапе внедрения очень затратны. Поэтому на тендерах практически всегда побеждают старые дешевые технологии. Главное – сэкономить, а вопрос инженерной целесообразности задвигается на второй план.

 


В наших тендерных комитетах не хватает технически грамотных специалистов. Один из реально произошедших случаев уже превратился в анекдот. Во время проведения тендера главный механик завода написал пять служебных записок о том, что предлагаемая модель компрессора им не подойдет. Но тендер выиграл, естественно, именно этот, дешевый компрессор. Когда он через какое-то время вышел из строя, и в результате аварии завод был остановлен, главного механика наказали за то, что он не настоял на своем решении. Хотя человек сделал со своей стороны действительно все, что мог. Зато тендерный комитет получил премию за экономию.

 


В приватных беседах главные механики промышленных предприятий говорят, что сегодня они находятся в роли «мальчиков для битья»: решить ничего не могут, но наказывают в случае аварии именно их. Вместо новых дорогих материалов на тендерах закупаются более дешевые, которые по своим свойствам не подходят для данного производства. Скандалить в кабинетах начальства и писать «служебки» бесполезно. У настоящих инженеров, технически грамотных специалистов, опускаются руки. Кто-то получает премию за экономию, а главный механик ее лишается за то, что новая установка аварийно вышла из строя.

 


На своем предприятии я пытаюсь внедрить систему, когда каждый человек лично отвечает за свои решения. Даже в небольшом коллективе из 250 человек сделать это оказалось непросто. Если человек вносит какое-то предложение, то должен изложить его в письменном виде, поставить дату и подпись. Со временем результаты покажут, прав он был или нет. Мои заместители опасаются, что такой подход может убить инициативу, но я уверен, что это пойдет на пользу дела. Принцип очень простой: за выполнение задачи отвечает конкретный человек, а не обезличенный «отдел».

 

 

Проведение всевозможных тендерных и конкурсных комиссий – это яркий пример ответственности обезличенной, а в большинстве случаев еще и технически неграмотной. Как у Райкина: «К пуговицам претензий нет, пришиты мертво». У чиновников на каждый случай написан свой «регламент». Все выполнено правильно, по закону, а дело стоит так же «мертво», как те пуговицы. Я чиновников не осуждаю, это нормальная защитная реакция организма – уход от персональной ответственности. 

 

Спасение утопающих

 
В стране много заводов, которые остро нуждаются в модернизации, но устаревшая нормативная база тормозит внедрение инноваций. Решать этот вопрос необходимо очень быстро. Кроме того, пришло время пересмотреть и законы о проведении тендеров и конкурсов. По характеру я очень спокойный человек, голос на сотрудников редко повышаю. Но на «специалиста» Росэкспертизы один раз пришлось. Мы выполняли очень серьезный заказ, для утверждения которого потребовались подписи двух заместителей министров. Когда работа была закончена, вице-президент компании Татнефть признался, что не представлял, как мы умудримся пройти все согласования. Если бы поставленная задача не была выполнена, компания могла лишиться лицензии на целый регион добычи нефти. Проект был завершен в течение полугода, а это достаточно короткий срок. Сотрудники Татнефти создали для нас очень комфортную  обстановку для работы: оказывали всевозможную помощь с документацией, выделяли транспорт. И после выполнения работы мы столкнулись с экспертом от Госэкспертизы, который отказывался подписывать положительный отзыв не потому, что нашел в работе ошибки, а потому, что не нашел на эту инновационную работу нормативную базу.

 

 

Немного позже нам дали другого эксперта, настоящего инженера, доктора наук, профессора, который со словами «классная работа» поставил свою подпись.  Безо всяких «благодарностей», что в наше время очень важно. Предыдущий специалист, как оказалось, не выбивал из нас взятку, а просто выполнял свою работу, которая заключается в том, чтобы «заворачивать» проектировщиков. Сегодня работа построена таким образом, что проектным институтам проще идти по накатанному пути, опираясь на старую, «нормативно пригодную» базу. В противном случае они не уложатся в сроки, поставленные заказчиком, попадут под штрафные санкции, и прибыльный проект станет убыточным.

 

 

Накопив достаточно негативного опыта, мы решили организовать технический комитет при Гостехрегулировании, который будет заниматься вопросами мониторинга опасных технических объектов и в том числе разработкой нормативно-технической документации, я являюсь его председателем. Мониторинг из серьезного дела превратился в пустое модное слово «Мониторить» можно все, что угодно. Новоявленные специалисты относятся к сути проблемы очень легко: достаточно поставить в разных местах датчики, камеры – вот мы и «мониторим». Но одного наблюдения не достаточно, главное – это анализ и выработка решения. Сегодня на тендерах побеждают фирмы, которые предлагают датчики подешевле, устанавливают их и уходят. А в эксплуатирующей организации возникает масса вопросов: что делать дальше, как определить критерии «нормы» для показателей, как на них реагировать. В мониторинге очень важен комплексный подход.

 

 

Организацию Комитета по мониторингу опасных технических объектов мы начали еще в то время, когда главой Ростехнадзора был Николай Кутьин, который одобрил создание Комитета. Неожиданно наше начинание поддержало и ведомство МЧС, где тоже есть свои специалисты по мониторингу. Для создания Комитета необходимо было подтвердить важность и актуальность проблемы, собрать большое количество подписей. Сначала нам предлагали войти в качестве подкомитета в уже существующий отдел, который занимается вопросами неразрушающего контроля, близкого по направлению. Но в этом случае нам бы пришлось решать только задачи, касающиеся именно неразрушающего контроля.

 

 

Приказ о создании Комитета по мониторингу опасных технических объектов был подписан в середине декабря. В марте этого года состоялась учредительная конференция, сейчас формируется структура Комитета, разрабатывается сайт. Госфинансирования в этом году мы не ждем, поскольку приказ об утверждении бюджета был подписан 24 декабря, а Комитет должен начинать свою работу уже сейчас. Сегодня остро стоит вопрос формирования современной нормативно-технической базы, и в первую очередь ГОСТов. Организовав Комитет по мониторингу опасных технических объектов, мы отправились в очень  долгий и непростой путь, но главное, что дело сдвинулось с мертвой точки.

 

Межотраслевой альманах №50/2015 год

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30