Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » ОАО НИИАС

Наука: ОАО НИИАС - 11-09-2015, 11:17

ОАО НИИАС

 

Ефим Наумович РОЗЕНБЕРГ
первый заместитель Генерального директора ОАО «НИИАС», доктор технических наук, профессор

 

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАЗВИТИИ РОССИЙСКИХ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

 

ОАО «Научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи на железнодорожном транспорте» (НИИАС), структурное подразделение ОАО «РЖД», является головным институтом в создании комплексов и систем управления и обеспечения безопасности движения (в том числе высокоскоростного), геоинформационных и спутниковых технологий мониторинга состояния подвижного состава и инфраструктуры железных дорог. В течение ряда лет Институт признавался «инновационной компанией».

 

 

Российские железные дороги занимают одно из важнейших мест в промышленно-хозяйственном комплексе страны. На их долю приходится более половины перевозок народнохозяйственных грузов и большинство пассажирских перевозок. В  условиях складывающихся транспортно-логистических коридоров «Восток – Запад» железнодорожный транспорт становится все более конкурентно привлекательным, а перевозка грузов и пассажиров железнодорожным транспортом является едва ли не самой безопасной среди всех видов транспорта.

 


Такое положение в железнодорожной отрасли обеспечивается активным внедрением самых передовых технологий, созданием подвижного состава и технических средств, находящихся на уровне лучших мировых образцов. Для сохранения высоких темпов развития в ОАО «РЖД» принята Стратегия развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года. Основными стратегическими направлениями инновационного развития ОАО «РЖД» является совершенствование системы управления перевозочным процессом и транспортной логистики, обновление инфраструктуры, обновление подвижного состава, совершенствование системы управления и обеспечения безопасности движения поездов, снижение рисков чрезвычайных ситуаций, развитие высокоскоростного движения, совершенствование системы технического регулирования, внедрение инновационных спутниковых и геоинформационных технологий.

 


ОАО «НИИАС», дочернее общество ОАО «РЖД», является головным разработчиком информационных систем, применяемых на железнодорожном транспорте. Институт разрабатывает комплексные подходы к управлению всеми циклами производственного процесса на железнодорожном транспорте на основе создания единой технологически интегрированной системы управления перевозочным процессом, инфраструктурой и безопасностью, основанной на современных программных и интеллектуальных технологиях. Значение и роль ОАО «НИИАС» в инновационном технологическом развитии железнодорожной отрасли определяются лидирующими позициями Института во многих областях исследований отраслевой науки.

 


Придавая большое значение инновационному развитию и осознавая необходимость поиска новых фундаментальных принципов и подходов к решению практических задач, ОАО «РЖД» осуществляет взаимодействие с Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ). В соответствии с соглашением о сотрудничестве между ОАО «РЖД» и РФФИ проводятся совместные фундаментальные исследования на условиях паритетного финансирования. Финансовая поддержка исследований осуществляется в форме грантов, предоставляемых победителям конкурсов и формируемых за счет госбюджетных ассигнований (средства РФФИ) и финансовых средств ОАО «РЖД». В настоящее время Институтом разрабатывается Единая интеллектуальная система управления и автоматизация производственных процессов на железнодорожном транспорте (ИСУЖТ), проект утвержден инвестиционным комитетом ОАО «РЖД». Работы в рамках этого глобального инновационного проекта были выполнены, в том числе, по грантам РФФИ, а также совместно с рядом отраслевых вузов и научных институтов РАН. Международные научно-технические конференции по проблематике ИСУЖТ позволили актуализировать научный поиск, обеспечить достаточный научно-технический потенциал проводимых исследований.

 

 

Для повышения качества работы ОАО «РЖД», в рамках продолжающегося реформирования Холдинга, было принято решение о создании объединенного ученого совета на «площадке» ОАО «ВНИИЖТ». Он включает в себя не только ведущих отраслевых ученых, но и представителей «смежных» отраслей науки, в том числе – академической. Такая форма совета позволяет обеспечить синергию фундаментальных и прикладных исследований, создание эффективного моста между фундаментальной наукой и практической деятельностью. В состав совета вошли восемь академиков и членов-корреспондентов РАН, шесть ректоров крупнейших вузов страны. В условиях усиливающейся конкуренции на транспортном рынке и повышения требований клиентов к качеству и стоимости перевозок, системный рост эффективности работы железнодорожного комплекса может быть достигнут исключительно на основе реализации прорывных, научно обоснованных решений и инноваций.

 

 

На момент актуализации программы инновационного развития холдинга ОАО «РЖД» проведена часть организационных мероприятий по реализации направлений инновационной деятельности, связанных с разработкой нормативно-методической документации и внедрением бережливого производства в структурных подразделениях ОАО «РЖД». В рамках этих работ разработан и утвержден ряд документов, в соответствии с которыми определены 982 структурных подразделения на 16 дорогах, на которых осуществляется внедрение технологий бережливого производства. Развитие транспортных систем является одним из приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации. Способствовать успешной реализации указанного направления призваны технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта, которые включены в Перечень критических технологий Российской Федерации.

 

Инструментом реализации указанных государственных приоритетов призвана стать технологическая платформа «Высокоскоростной интеллектуальный железнодорожный транспорт», инициированная ОАО «РЖД» и являющаяся составной частью Программы инновационного развития компании. Программа содержит перечень основных групп технологий, которые предполагается развивать в рамках технологической платформы, перечень секторов экономики, на которые предполагается воздействие этих технологий, приведены стратегические направления исследований и разработок с описанием основных мероприятий по созданию и обеспечению деятельности технологической платформы.

 

 

На основании заключаемых соглашений и договоров в области научно-технической и инновационной деятельности осуществляется постоянный обмен информацией по областям сотрудничества, участие в работе научных, координационных и иных советов, конкурсных, экспертных и иных комиссий, рабочих групп по проблемам использования инновационных технологий в области железнодорожного транспорта, взаимная методическая и научно-техническая поддержка при подготовке и реализации перспективных проектов, проведение совместных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по основным направлениям сотрудничества. Например, в рамках реализации генерального соглашения о стратегическом партнерстве между ОАО «РЖД» и ОАО «Роснано» определены основные области сотрудничества, направленные на:

 

 

• разработку и совершенствование нормативной правовой базы в области инновационной деятельности, в области технического регулирования и стандартизации, строительной отрасли;
• применение инновационной нанотехнологической продукции и решений для нужд ОАО «РЖД», в частности, систем обеспечения безопасности пассажиров, энергосберегающих решений, композиционных материалов и защитных покрытий, систем, обеспечивающих применение альтернативных источников энергии;
• информационное сотрудничество, пропаганду и консультации по вопросам применения инновационной нанотехнологической продукции в интересах ОАО «РЖД»;
• участие в технологических платформах.

 

 

В рамках реализации соглашения о сотрудничестве с «Российским федеральным ядерным центром (Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики)» ведутся работы по разработке комплексных систем управления движением и систем моделирования движения поездов, системному анализу и оценке рисков нарушения безопасности движения, построению матриц ответственных технологических процессов на железнодорожном транспорте, исследованию электромагнитной совместимости оборудования.  В целях консолидации производителей, направленной на инновационное развитие национального транспортного машиностроения, повышение качества и надежности железнодорожной техники, с участием ОАО «РЖД» создано некоммерческое партнерство «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП ОПЖТ), объединяющее более полутора десятков компаний и возглавляемое старшим вице-президентом ОАО «РЖД» по инновационному развитию В.А. Гапановичем. Его основными задачами являются развитие инжиниринга, трансферт передовых технологий, разработка нового поколения подвижного состава, совершенствование системы стандартизации, гармонизация с международными стандартами. В рамках НП ОПЖТ действует Совет главных конструкторов железнодорожного машиностроения и Комитет по инновациям и технологическому развитию.

 

 

В качестве еще одного инструмента реализации инновационной деятельности являются механизмы частно-государственного партнерства, обеспечивающие консолидацию финансовых ресурсов государственных программ и собственных ассигнований ОАО «РЖД» при проведении НИОКР и реализации инвестиционных проектов по внедрению результатов инновационной деятельности. В связи с реализацией требований Международного олимпийского комитета, ряд своих инновационных технологий ОАО «НИИАС» разработал для проекта «Сочи-2014». Это обеспечило создание комплекса средств автоматизации диспетчерского управления движением поездов на участке Сочи – Адлер – Имеретинский курорт – Альпика-Сервис – Аэропорт Северо-Кавказской железной дороги. Данная система не только позволила автоматизировать график движения пассажирских поездов, но и обеспечить уровень безопасности 6,5•10-9, что соответствует самому высокому уровню SIL 4 согласно европейским стандартам.

 

 

ОАО «НИИАС» проводит исследования по одному из важнейших вопросов государственного масштаба – в области кибербезопасности систем управления. На сегодняшний день информационно-управляющие системы не имеют той степени защиты, которая могла бы гарантировать их киберзащищенность. Существуют давно зарекомендовавшие себя нормативные документы и стандарты в области информационной безопасности. Понятно, например, как защищать банк или государственную тайну. А вот защитой автоматизированных систем управления технологическими процессами (АСУ ТП) низового уровня почти никто не занимался, хотя ситуации, связанные с нарушениями технологических процессов, могут быть весьма опасными. Для железнодорожного транспорта, у которого инфраструктура распределена на большом расстоянии, это имеет зачастую ключевое значение. Сегодня соблюдается важнейший принцип – все системы управления и обеспечения безопасности движения должны быть российскими. Это принципиальная позиция, вызванная необходимостью обеспечить российские железные дороги такими системами, которые позволят организовать безаварийное движение поездов строго по графику. ОАО «РЖД» в настоящее время оснащены микропроцессорными бортовыми системами со спутниковыми навигационными приемниками ГЛОНАСС/GPS, а основные участки сети оборудованы системами автоматической блокировки, что позволяет организовать движение поездов с высокой точностью. Весь подвижной состав, эксплуатирующийся на железнодорожном транспорте, оснащен приборами безопасности только отечественного производства.

 

 

В качестве головного института отрасли и полномочного представителя ОАО «РЖД», ОАО «НИИАС» проводит изучение и освоение передового мирового опыта и технологий в интересах железных дорог России, при этом особое внимание уделяется вопросам адаптации зарубежных решений к техническим, эксплуатационным и нормативным требованиям ОАО «РЖД». Институт проводит нормативно-правовую международную деятельность, сертификацию и стандартизацию, координацию международной научно-технической деятельности ОАО «РЖД», совместную разработку инновационных технологий.

 

 

ОАО «НИИАС» является аффилированным членом Международного союза железных дорог (МСЖД), эксперты института на постоянной основе являются членами рабочих групп ведущих международных организаций транспортной отрасли, в том числе Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД). Одним из ключевых вопросов внедрения инноваций является разработка нормативной базы в области безопасности. В странах ЕС используются стандарты EN CENELEC, представляющие самые высокие требования к безопасности и применяемые в атомной промышленности и других высокотехнологичных отраслях, в которых требованиях безопасности имеют критическое значение. Все эти параметры были учтены институтом при разработке отечественных стандартов.

 

 

Система управления ресурсами, рисками и надежностью на этапах жизненного цикла объектов железнодорожного транспорта (УРРАН) – это инновационная система поддержки принятия управленческих решений по обеспечению требований надежности и безопасности функционирования технических средств на железнодорожном транспорте. Это позволило нам создать ряд нормативных методических документов: национальные стандарты, стандарты ОАО «РЖД» и методики, в том числе повышающие безопасность движения, где мы консультировались и активно взаимодействовали с соответствующими подразделениями Академии электротехнических наук (АЭН) РФ, возглавляемой членом-корреспондентом АЭН РФ Н.А. Махутовым. В отличие от систем, применяемых в европейских странах, в системе УРРАН управление рисками доведено до стадии конкретных качественных или количественных показателей по каждому виду объекта или процесса, впервые разработаны критерии для продления назначенного срока службы технических средств. Сегодня эта методология признана практически всеми железнодорожными администрациями европейских стран.

 

 

Инновационное развитие железных дорог является одним из приоритетов таких основополагающих документов транспортной отрасли, как Транспортная стратегия РФ на период до 2020 года, Стратегия развития железнодорожного транспорта РФ на период до 2030 года. Созданный учеными ОАО «НИИАС» научно-технический задел позволяет приступить к реализации нового этапа инновационного развития железнодорожной отрасли – широкомасштабному применению спутниковых и геоинформационных технологий, переходу к созданию многоуровневых систем управления и обеспечения безопасности движения поездов.

 

Межотраслевой альманах №50/2015 год

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ

» Старинные особняки Москвы

Календарь событий:

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив новостей:

Май 2020 (1)
Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (4)
Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)