Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Перспективный малый бизнес в России

Экономика: Перспективный малый бизнес в России - 27-01-2016, 21:10

Перспективный малый бизнес в России

 

Валентин Петрович ЗАНИН

кандидат экономических наук, лауреат Государственной премии СССР

 

КАК РЕАЛЬНО ПОМОЧЬ ГОСУДАРСТВУ РОССИЙСКОМУ И КАЖДОМУ ГРАЖДАНИНУ ЧЕРЕЗ МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО?

 

 

Медленное развитие и даже уничтожение уже народившегося малого бизнеса в России объясняется многими причинами. И решающую тормозящую роль осуществляет несовершенное законодательство и практика его применения.

 

 

Во-первых, естественная нехватка средств на функционирование (оборотные средства) и развитие (чистая прибыль) усугубляется некоторыми положениями налогового кодекса и бухгалтерского законодательства, возлагающие на малый бизнес непомерные налоговые и административные расходы. За счет произвольного толкования не в пользу бизнеса статьи 346.11 налогового кодекса, на бумаге объявившей малый бизнес свободным от налогообложения налогом на добавленную стоимость (НДС), с малого бизнеса берут этот налог косвенным образом через поставщиков, выставляющих НДС в  своих счетах к цене поставленной продукции и услуг! И величина этого изъятия составляет, в зависимости от вида бизнеса, до 12 процентов выручки малого предприятия, и это уплаченное не выставляется к возврату.

 

 

То есть совокупная реальная налоговая нагрузка вместе с 6% налогом и социальными сборами при упрощенной системе достигает до 18% от выручки, что является абсолютно непосильной ношей. И, кроме того, такое толкование этой статьи налогового кодекса ведет к тому, что малое предприятие, уплатив НДС поставщикам, затем вынуждено завышать цену на эти 10–12%, то есть в отпускную цену своей продукции включают ранее уплаченный ими НДС, но это они не могут открыто указать в своих счетах, и потребители не засчитывают это удорожание (скрытый НДС) при своих налоговых платежах, что делает малые предприятия неудобными партнерами крупных потребителей, сужая клиентскую базу малых фирм. Полезного животворного симбиоза малого и крупного бизнеса в России, как это организовано во всем мире, не достигается!

 

 

Если же малые предприятия опускают свою цену на эти 18% НДС, чтобы крупные покупатели (торговые сети, производственные фирмы и так далее) покупали их продукцию без убытка для себя, то тогда владельцы и акционеры малых фирм практически имеют почти нулевые дивиденды. Если же они уходят от упрощенной системы и начинают вести полную бухгалтерию и налоговую отчетность, то увеличивают свои административные расходы и снова приближаются к нулевой прибыльности для акционеров. То есть придумывать малые бизнесы, вкладывать деньги в их создание – фактически бессмысленная затея, как в анекдоте, когда человек продает вареные яйца за ту же цену, по которой он купил сырые, получая за такой бизнес навар в виде «пустой» воды. Но так как большинство руководителей малых фирм не понимает механизма этого чрезмерного реального налогообложения, то отсутствует сильное протестное движение. И малые фирмы, как правило, плохо развиваются или вынуждены вести «теневую» отчетность со всеми ее отрицательными последствиями. Все заверения государства о «поддержке» малого бизнеса фактически декларативны, а отдельные, даже серьезные, поблажки — неэффективны! Чрезмерная налоговая нагрузка ликвидирует все благие намерения.

 

 

Необходимо уточнить статью 346.11 п. 2 Налогового кодекса, записав ее однозначно в следующей редакции: «Малые предприятия не являются плательщиками налога на добавленную стоимость, не начисляют его потребителям и не оплачивают поставщикам». Остающаяся при такой записи в распоряжении всех малых предприятий страны часть выручки (оборотные средства) увеличится минимум на 10–12%, что позволит сделать более эффективными все государственные программы, в том числе – по компенсации малым фирмам процентов за кредиты, которые сейчас, не продвигая малый бизнес к успеху, выполняют роль насоса по перекачиванию бюджетных денег в карманы финансовой системы, а отпускные цены малых фирм получат возможность снизиться на 8–12%. Это резко повысит их конкурентоспособность, что особенно важно после вступлении в ВТО и в разбушевавшемся кризисе! Итоговые налоговые поступления в бюджет страны не уменьшатся, так как дополнительные средства через налоги на повышаемую зарплату и социальные отчисления от малого бизнеса и из других организаций вольются в бюджет, а из-за резко увеличившегося оборота поступят даже в значительно больших размерах, чем сегодня поступает от чрезмерного и удушающего налогообложения.

 

 

Второе. Развитию малого бизнеса мешают ограничения по объемам выручки и стоимости основных средств  для перехода на упрощённую систему налогообложения, дающую лучшую защищенность от налогового террора, проклинаемого государством в лице и президента, и премьер-министра, и уменьшающую административные расходы. Из-за этих ограничений для упрощённой системы налогообложения малых фирм становится недоступными современное дорогостоящее оборудование, обеспечивающее высокую производительность, к чему также зовут бизнес со всех высоких трибун, и даже в Давосе, и высокую выручку. Целесообразно в ст. 346.12 Налогового кодекса исключить часть ограничивающих пунктов: пункт 2 и пункт 2.1, первую строку подпункта 14 пункта 3, подпункт 16 пункта 3. Это позволит малым фирмам неограниченно увеличивать объем производства и производительность до лучших мировых показателей, используя самое лучшее оборудование (объективно очень дорогое), а крупным предприятиям диверсифицировать производство, выделяя наиболее прогрессивные свои части в малые фирмы, не прибегая к различным манипуляциям и не теряя управляемости.

 

 

Сегодня потолок производительности труда для фирмы в 100 человек — это 600 тысяч рублей в год на одного работника, что как минимум втрое ниже минимального порога долговременного легального выживания на рынке. Ведь 600 тысяч рублей в год в 2015 году – это должна быть только зарплата! Да и то только по минимуму! Соответственно должны быть внесены поправки в ст. 346.13 Налогового кодекса. В абзаце 1 пункта 1 необходимо исключить упоминание о размере дохода и величине стоимости основных средств и нематериальных активов; в пункте 4 и пункте 4.1 оставить ограничение только по максимальной численности в 100 человек. Необходимо исключить требование закона об акционерных обществах по исчислению чистых активов идентично и для малых предприятий, намеревающихся выплачивать дивиденды участникам и учредителям фирм, так как это ведет к содержанию излишнего дорогостоящего и абсолютно бесполезного бухгалтерского персонала, что в расчете на одну фирму из 10–15 человек только по зарплате с начислениями составляет не менее 500 тысяч рублей в год. И хотя из 12 миллионов зарегистрированных малых фирм лишь около 3 миллионов отчитываются о  какой-то деятельности, то легальный малый бизнес на абсолютно бесполезные учетные процедуры просто выбрасывает до 1,5 триллионов рублей в год!

 

 

Существующий порядок не приносит практически никакой пользы ни государству (захламляет отчетность), ни акционерам, так как обычно уставной капитал малого ОАО, ЗАО, ООО составляет 10–50 тысяч рублей, а на расчет чистых активов, то есть на подтверждение того, что они больше этого мизерного уставного капитала, тратится до 500 тысяч рублей в год (а часто и больше), которые правильно считать чистым убытком фирмы. Акционерам же такой фирмы достаточно знать лишь размер дебиторской и кредиторской задолженности и «залоговых обязательств», для чего дорогостоящий бухгалтер фактически не нужен. Государство несет огромные убытки, так как не желая связываться с громоздким бухучетом, фирмы выплачивают много денег «в чёрную», не уплачивая никаких налогов. С вводом же с 2013 года полномасштабной бухгалтерии, многие фирмы просто разоряются и будут разоряться, и вместо ожидаемого увеличения числа малых фирм и рабочих мест в малом бизнесе произойдет их сокращение и падение бюджетных доходов.

 

 

Поэтому в ст. 346.24 Налогового кодекса необходимо ввести пункт 1: «Запрещается испрашивать у предприятий и организаций, использующих упрощенную систему налогообложения, какую-либо учетную отчетность, кроме книги доходов и учетных документов по зарплатным операциям, необходимым для пенсионного обеспечения работников, полноты уплаты подоходного налога и социальных взносов независимо от того, что требуют другие законы, инструкции и разъяснения». С последующим приведением в соответствие с этим принципиальным положением Налогового кодекса других законов, в том числе – об акционерных обществах и бухгалтерском учете. Даже практика обязательной аренды офисов, так как нельзя зарегистрировать фирму дома, вредит, и существенно!

 

 

Реализация данных предложений не исчерпывает весь перечень мер по повышению роли и эффективности малого бизнеса в экономике России, но имеет исключительно важное экономическое и консолидирующее значение для всей деятельной части общества. Сила, которая возглавит работу по решению этих простых предложений, сможет принести пользу миллионам самых активных граждан нашей страны, которые увидят реальность действий, а не риторику речей. Необходимо вовлечь в процесс продвижения этих законодательных решений самих участников малого бизнеса, то есть миллион «адресатов». Один из вариантов реализации предложений – это направление в Госдуму, правительство, президенту и другим участникам законодательного процесса по ток  писем  и обращений с требованием внедрения этих простых решений участниками малого бизнеса. Очень не повредят сотни тысяч писем или голосование от 100 тысяч заявителей в интернете. При внесении этих полезных поправок в законодательство налог по упрощенной системе налогообложения может быть увеличен до единого платежа в 10% с включением в него и социального сбора, расщепляемого самим «налогосборщиком». Бюджет прирастет большими доходами, а социальная атмосфера станет комфортнее для жителей России.

 

 

А вдохновляющий, но трудно реализуемый закон, инициированный Президентом России В.В. Путиным в конце 2014 года, о невзимании налогов со вновь созданных малых предприятий в течение первых двух лет после регистрации, лучше отменить. Все работники должны вносить свою лепту в финансирование государственной деятельности, а государство не должно понуждать к ненужным и паразитным расходам на различное администрирование. А в порядке квалифицированной помощи, например, может создать в многочисленных бюджетных организациях и передать малым предприятиям комплекты программ и документов по ведению бизнеса, а также и оказать не рекламную, а реальную помощь, которую целесообразно обсудить с бизнес - сообществом. И наконец, о главном! Откуда малым фирмам взять основные фонды и другие ресурсы, если сегодня в стране, для создания одного рубля товарной продукции требуется около полутора рублей основных фондов? Как малые фирмы смогут обеспечить хотя бы 50% ВВП России? Ведь речь идёт о насыщении малого бизнеса имуществом почти на 70 триллионов рублей. Всего страна производит продукции на 117,3 триллиона рублей и имеет производственную базу (включая авторучки нотариусов и юристов) фондов на 150,8 триллиона рублей. И если президент и правительство говорят, что нужно 50–70% ВВП создавать в малом бизнесе, то этот бизнес должен обладать фондами до 70-100 триллионов рублей.

 

 

Как это сделать? Есть только один путь организовать ресурсный поток – открыв шлюзы перетока  основных фондов и оборотных активов из крупного и среднего сектора в  малый! Ибо государство за счёт своих ничтожных грантов и льгот ничем помочь реально не может. Всем понятно, что нарастить долю в ВВП без инвестирования невозможно! Малое развитие за счёт личного накопления 90–95% населения ничтожно и непопулярно, а богатым пяти процентам малый бизнес не нужен. То есть запрет на переход в систему упрощённого налогообложения при наличии в составе уставного капитала малых предприятий взносов крупного бизнеса должен быть отменён.

 

 

То есть ограничения по п. 2 и 3 статьи 346.12 Налогового кодекса – исключить. Крупные фирмы, принадлежащие богатой части населения, должны иметь возможность преобразовываться в малые и ИП. Что произойдёт с бюджетными сборами? Предположим (на примере 2013 года), что оборот малых фирм составит 70% от общего выпуска, то есть 80 триллионов рублей, тогда налоговые сборы (если их оставить 6% с оборота, не увеличивая до 10%) составят 4,5–4,8 триллиона рублей и перекроют потери сборов в бюджет 70% от сбора следующих налогов крупных фирм: Налог на прибыль 2071,9 * 0,7 = 1,45 триллиона рублей НДС на товары и услуги, реализуемых на территории РФ 1868,5 * 0,7 = 1,31 триллиона рублей Налоги на имущество (так как в этих сборах часть налогов с физических лиц, то берём 50%) 900 * 0,5 = 0,45 триллиона рублей Частично выпадает подоходный налог, так как ИП не платят подоходный, кроме зарплаты персонала Видимо 20–25% то есть 2499 * 0,2 = 0,5 триллиона рублей  Итого выпадет 1,45 + 1,31 + 0,45 + 0,5 = 3,4 триллиона рублей налогов с крупных фирм при их трансформации в малые фирмы на упрощённой системе налогообложения. Но с учётом сбора 4,8 трлн. рублей бюджет получит дополнительные 1,4 трлн. рублей, которые подстрахуют выпадающие социальные взносы у ИП.

 

 

То есть переориентация крупного бизнеса по-крупному сыграть в малый принесёт благодеяние не только миллионам частных лиц, но и государственным финансам. А ведь малый бизнес, получив в свои руки ресурсы, если верить заклинаниям экономистов об эффективности частного предпринимательства, как минимум удвоит темпы роста производительности труда. Без раскрытия этого резерва все разговоры о развитии малого бизнеса являются фарисейством или показателем недостаточной грамотности в экономике. И ещё раз об ограничении для «упрощенки» по объёму производства 60 миллионов рублей в год.

 

 

При средней численности малого предприятия 29 человек (по российскому статсборнику), они имеют средний оборот по 175 тысяч рублей в месяц на человека, и это не та производительность, которая сегодня необходима. Поэтому сняв ограничение по объёмам, малые фирмы  достигнут 0,5–0,6 миллиона рублей на человека в месяц, и рост объёмов в малом бизнесе обеспечит прирост ВВП всей страны по 8–10% в год. Сегодня допустимые  для «упрощенки» 60 миллионов рублей – явный тормоз и торжество безграмотной бюрократии.

 

 

И если многие исследователи за рубежом считают, что блистательные успехи китайской экономики в основном обеспечиваются подавлением разрушительного воздействия бюрократической машины государства на экономику путём расстрелов до 1000 чиновников-коррупционеров в год, то в России было бы достаточно обойтись более мягкими мерами, облегчив новым фирмам ряд бюрократических процедур:

 


• Запретить истребование любым органом власти данных о чистых активах.

• Запретить исчисление прибыли для начисления дивидендов акционерам малых фирм, исчисляя при этом дивиденды исключительно кассовым методом.

• Запретить требование о проведении годовых собраний с привлечением нотариусов или реестродержателей, если ни один акционер не потребовал этого через надзорное ведомство по малому бизнесу.

• Запретить ведение полномасштабной бухгалтерии для любого внешнего использования, кроме решения внутренних проблем, и за счёт акционеров, пожелавших иметь такой учёт, для представления в любой надзорный орган.

• Запретить составлять и предоставлять любые паспорта организаций типа: энергетический паспорт, экологический паспорт, паспорт рабочих мест, паспорт фасадов зданий и другие, если этим органом не доведены исчерпывающие методологические способы, позволяющие изготовить рекомендуемые документы, но исключительно для внутренней пользы и силами самой организации или с привлечением любых исполнителей без штрафования за их отсутствие.

• Запретить требование аренды юридического адреса вне личного жилья.

 

 

Осуществлять реальную государственную поддержку малому бизнесу, в том числе:

 

 

• При регистрации любой фирмы или ИП передавать полный комплект программного обеспечения для ведения реально необходимой документации.

• Возложить ответственность за оповещение налоговой инспекции об открытии малой фирмы и любых изменениях (адрес и так далее) на регистрирующий орган, а за открытие счетов – на банковские организации.

• Осуществить бесплатное подключение всех малых фирм к объектам энергообеспечения. И ряд иных преференций, не отменяя хоть и мизерной, но полезной государственной и региональной финансовой поддержки, и особенно публичных поощрений!

 

Межотраслевой альманах №52/2015 год


 



Ключевые теги: экономика
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Май 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Архив новостей:

Май 2020 (1)
Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (4)
Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)