Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Авиационное двигателестроение

Промышленность: Авиационное двигателестроение - 15-03-2016, 11:38

авиационное двигателестроение

 

КОРПОРАЦИИ АВИАПРОМА

 

«Понявшего судьба ведёт, сопротивляющегося — тащит». Это изречение, приписываемое Конфуцию, известно не одну тысячу лет. И означает оно, в общем-то, всегда одно и то же: когда изменяются исторические условия жизни (а это может быть и в границах жизни одного поколения неоднократно), стоит правильно оценить произошедшие изменения и меняться самому, чтобы не быть игрушкой в руках судьбы.

 

 

Циклопического размера советский авиапром, где отдельные части взаимодействовали и были весьма плотно взаимосвязаны, оказался совершенно не приспособлен к предложенной в ходе «перестройки» конца ХХ века модели существования отдельными фирмами, ОКБ, научными учреждениями. Они стали тихо приходить в упадок, проедая накопленный при СССР научный и технологический капитал. Постановлением Госсовета СССР 1 декабря 1991 года было упразднено Министерство авиационной промышленности (МАП). Общесоюзный управленческий аппарат оказался не у дел. Правда, накануне этого события заместителями министра МАП были инициативно созданы две структуры: международная Ассоциация «Союз авиационного двигателестроения» во главе с В.М. Чуйко (май 1991) и ОАО «Авиапром» под управлением Ю.А. Бардина (октябрь 1991). Они продолжают действовать по сию пору, каждая по-своему консолидируя двигателистов и самолётостроителей. Но не они определяют продуктовый ряд производителей самолётов и двигателей к ним.

 

Так сложилось, что уже накануне распада Союза авиационное двигателестроение понесло невосполнимые потери. Из него ушли конструктора, создавшие серии выдающихся авиадвигателей. В 1982–84 годах – А.М. Люлька (НПО «Сатурн»), С.П. Изотов (ЛНПО им. Климова), П.А. Колесов (ОКБ-36 Рыбинск), А.И. Гаврилов (НПП «Мотор» Уфа), перешел в ЦИАМ О.Н. Фаворский (ММЗ «Союз»). В 1988 году – П.А. Соловьев (МКБ Пермь) и в 1994 – Н.Д. Кузнецов (НПО «Труд» Самара). Повезло только украинскому ЗМКБ «Прогресс», в котором Ф.М. Муравченко продолжал до 2010 развивать трехвальные с высокой степенью двухконтурности Д-36, Д-436, турбовальный Д-136, винтовентиляторный Д-27 двигатели.

 

 

При президенте России Б.Н. Ельцине 30 июля 1992 года было создано Министерство промышленности РФ во главе с А.А. Титкиным. В него вместе с авиацией попали 28000 предприятий из бывших 24 союзных ведомств. Все эти предприятия ранее выполняли определенные функции, каждое наделялось четкими целями и задачами. Ограниченные возможности нового министерства по числу и опыту новых управленцев вынудили их принять решение и найти одну для всех универсальную главную цель – извлечение максимальной прибыли, что и было зафиксировано в их уставах. Несмотря на уменьшение бюджетного финансирования и отсутствие госзаказов, новые времена в авиационном двигателестроении открыли для эффективных менеджеров новые возможности. Началось акционирование отечественного авиационного двигателестроения. Федеральные государственные унитарные предприятия (ФГУП) стали преобразовываться в Открытые акционерные общества (ОАО). Первыми ОАО стали крупнейшие заводы. В 1992 году – Пермские (генеральный директор Э.И. Черкашин) и Рыбинские моторы (генеральный директор В.И. Шелгунов).

 

 

В результате приватизаций 1993 и 1994 годов произошли необратимые изменения двух московских всемирно известных моторостроительных фирм: МНПО «Союз» (Главный конструктор В.К. Кобченко) и «А. Люлька – Сатурн» (Генеральный директор, Генеральный конструктор В.М. Чепкин). Первое из них – уже в качестве ОАО «АМНТК «Союз» – постепенно сворачивало продуктовый ряд и деятельность, а после приобретения Союза М.О. Окрояном, интересы которого находятся вне авиационного двигателестроения, практически растаяло. О втором. В течение 1997 года постепенно хозяином ОАО «Рыбинскиемоторы» становится Ю.В. Ласточкин – амбициозный, активный, напористый. Сначала он путем акционирования присоединяет ОАО «РКБМ» и принадлежащий ему Волжский завод. А в 2001 году договаривается с В.М. Чепкиным, Генеральным директором, Генеральным конструктором ОАО «А. Люлька – Сатурн» (где доля государственного пакета акций составляла 1,95%) о слиянии их предприятий в НПО «Сатурн». Далее в результате последовательных преобразований всемирно известная фирма А.М. Люльки превращается в филиал ОАО «УМПО» ОКБ имени А. Люльки (2011).

РИС 1 . 1978/ Д-30Ф6 (МИГ-31)

 

В 1993 году акционировалось Уфимское моторостроительное производственное объединение (Генеральный директор В.М. Паращенко), которое в 1998 возглавил и повел к успеху инженер-механик, кандидат экономических наук В.П. Лесунов. Начинал он с сокращения всех непроизводительных затрат. А в 1994 в Москве также стало ОАО «ММП имени В.В. Чернышева» (Генеральный директор А.Н. Напольнов). Московский моторостроительный завод «Салют» сопротивлялся, расширяя ассортимент продукции, международное сотрудничество, проводя глубокую модернизацию основного продукта – двигателя АЛ-31Ф. Только после отстранения от управления предприятием основного противника идеи акционирования – генерального директора Ю.С. Елисеева, завод в апреле 2015 года преобразовал из ФГУП в ОАО «НТЦ газотурбостроения «Салют». Генеральный директор В.Е. Масалов.

 

1983 НК-32 (ТУ-160)

РИС 2. 1983 НК-32  (ТУ-160)

 


В новом тысячелетии началась консолидация авиапрома. В Москве образовались две новые корпорации. Указом Президента России 20 февраля 2006 года была образована Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК), постепенно вобравшая в себя самолетостроительные фирмы РФ, а в 2011 году присоединившая и ЛИИ им. Громова. В конце 2007 года с той же целью корпорация «ОБОРОНПРОМ», входящая в Государственную корпорацию «Ростехнологии» создала Объединённую Двигателестроительную корпорацию (ОДК). Из-за ограниченности средств развитие продуктовой базы новых корпораций было ограничено. Самолетостроение было сориентировано на SSJ-100 «Суперджет», а двигателе строение – на его двигатель SaM-146. Оба проекта – в надежде проникновения на мировой рынок региональных перевозчиков посредством организации совместного с иностранцами производства (с их долей более 50%) и внедрения в нашу промышленность зарубежных технологий. Вследствие технических и экономических неурядиц, затяжки выпуска продукции массированный выход Суперджета на зарубежный рынок пока не состоялся.

PowerJetSaM146 (СМ 146)РИС.3. PowerJetSaM146 (СМ 146) турбовентиляторный двигатель со смешением потоков

 

Одновременно в двигателестроении свернулись производство и ремонт НК- 32 для стратегических бомбардировщиков Ту-160 и Ту-22, а также Д-30Ф6 для непревзойденного истребителя- перехватчика МиГ-31. Не получила развития и программа НК-93. Постепенно ОДК упорядочило распределение Госзаказа, собрало в свои ряды двигательные предприятия по всей России (кроме АМНТК «Союз», НТЦ газотурбостроения «Салют» и НПО «Аэросила») и затем сформировало из них дивизионы, специализирующиеся по направлениям выпускаемой продукции. Дивизион «Двигатели для гражданской авиации». Головное предприятие – ПМЗ, Авиадвигатель и НПО «Сатурн». Дивизион «Двигателей для боевой авиации». Головное предприятие – УМПО со своими филиалами: НПП «Мотор, ММП им. В.В. Чернышева, ОКБ им. А. Люльки, Лыткаринский машиностроительный завод, а также НПЦ ГТ «Салют» с филиалом ОМО им. Баранова. Дивизион «Вертолетные двигатели». Головное предприятие – ОАО «Климов». Дивизион «Энергетические и промышленные программы». В составе: НПО «Сатурн», ОДК – Газовые турбины, ПМЗ, Авиадвигатель. Сейчас (2015 год) в ОДК трудятся 83400 человек.

 

 

Наконец, 15 сентября 2011 года официально началось приведение авиационной науки в соответствие с запросами времени. Инициатором и мотором воплощения этой идеи выступил Б.С. Алешин, генеральный директор ГНЦ ФГУП «ЦАГИ». Подготовка документов нового образования, их обсуждение и согласование заняло три года. 19 ноября 2014 года Президент РФ В.В. Путин подписал Указ об образовании Национального исследовательского центра «Институт имени Н.Е. Жуковского» для «усиления государственного влияния на процессы развития авиационной науки и технологий». В новый НИЦ были включены четыре ФГУП: ЦАГИ имени профессора Н.Е. Жуковского, ЦИАМ имени П.И. Баранова, ГосНИИАС, СибНИА имени С.А. Чаплыгина, а также Федеральное казенное предприятие «Гк НИПАС».

 

 

К сожалению, не увенчались успехом первоначальные намерения о привлечении в новый центр двух институтов – ВИАМ и ЛИИ. Академик Е.Н. Каблов сумел доказать высшим руководителям, что востребованность ВИАМ не ограничивается авиацией, а распространяется на всю Россию. Точно так же было представлено, что у ЛИИ кроме чисто научных задач имеется обширный круг проблем, связанных с поддержанием лётной годности эксплуатируемой техники и оказанием поддержки гражданским и оборонным эксплуатирующим предприятиям. ЛИИ акционировалось и вошло в ОАК. Б.С. Алешин назначен Председателем Главного управляющего органа – Наблюдательного совета НИЦ «Институт имени Н.Е. Жуковского». Единоличным исполнительным органом, Генеральным директором НИЦ стал А.В. Дутов, бывший заместитель министра промышленности и торговли России. Еще на этапе согласования документов по авиационному НИЦ в ЦИАМ произошла смена верхнего эшелона власти. Генеральным директором ГНЦ ФГУП «ЦИАМ имени П.И. Баранова» 2 августа 2011 года был назначен Владимир Иванович Бабкин. Сформированная команда обеспечила выход института на безубыточный режим работы, провела развитие и централизацию служб управления для перехода в Национальный исследовательский центр «Институт имени Н.Е. Жуковского». В переходный период задачами дня стало согласование тематического плана института с изменяющимися условиями спроса на научный продукт и финансирования авиапрома, а также освоение рынка научных исследований в области военной авиации.

 

Межотраслевой альманах №52/2015 год




Ключевые теги: промышленность
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30