Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Предприятия оборонного комплекса России

Промышленность: Предприятия оборонного комплекса России - 19-03-2016, 18:14

Гиви Ивлианович ДЖАНДЖГАВА

 

Гиви Ивлианович ДЖАНДЖГАВА,

президент и генеральный конструктор АО «РПКБ», д.т.н. профессор,

член Бюро Центрального совета Союза машиностроителей России

 

 

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА УПРАВЛЕНИЯ СТРУКТУРНОЙ ПЕРЕСТРОЙКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И КОНВЕРСИЕЙ ОБОРОННОГО КОМПЛЕКСА

 

 

Доклад вице–президента Лиги Г.И. Джанжгавы, который был сделан 22 апреля 1993 года в Москве на 2–й Конференции Лиги содействия оборонным предприятиям. В работе Конференции приняли участие 125 человек от всех семи региональных представительств Лиги и предприятий–членов Лиги. (Полная версия доклада публикуется в книге «ОПК. От хаоса 90-х к третьей промышленной революции») Современное состояние промышленности в период глубокого экономического кризиса отличается резким падением объемов производства и снижением качества продукции. В тяжелом положении находятся в первую очередь предприятия оборонной промышленности и сопряженных с ней отраслей промышленности при более чем 70% снижении финансирования.

 

Исторически сложилось так, что в оборонную промышленность направлялись значительные средства, лучшие специалисты, и она являлась предметом гордости народа. И не напрасно, так как оборонные отрасли до сих пор являются основой промышленного и научного потенциала России. Эти отрасли выпускают более 50% наукоемкой, сложной гражданской продукции (самолетов и вертолетов, морских и речных судов, телевизоров и радиоприемников, автомобилей, мотоциклов и тому подобного), обеспечивают технологиями, оборудованием, механизмами многие другие отрасли – энергетику, транспорт, сельское хозяйство, медицину, связь, легкую и пищевую промышленность.

 

 

Оборонные заказы в течение десятков лет стимулировали научно-техническое развитие промышленности путем прямой передачи достижений, создания производств и технологий двойного назначения, воспитанием квалифицированных кадров. Кроме того, средства, выделяемые на оборонные заказы, по нашим оценкам, используются непосредственно на укрепление обороноспособности лишь на 20-25%. Из них выплачиваются все виды налогов, создаются различные фонды, развиваются производственные фонды, содержитсяразвитая инфраструктура и социально-бытовые объекты предприятий и тому подобное. В силу этих причин нельзя отделить оборонные отрасли промышленности от необоронных – это единый организм, живущий в соответствии с общими закономерностями. Поэтому предложения по структурной перестройке оборонного производства, являющиеся частью антикризисных мер, представляются общими для всей промышленности России.

 

 

Кризисное состояние промышленности России обусловлено рядом факторов, которые следует учесть при формировании и реализации пакета мер при ее структурной перестройке:

 

1. Политическая и экономическая нестабильность, способствующая «бегству» капитала из России и сокращению внешних инвестиций, дестабилизации финансового механизма и снижению курса рубля, снижению долгосрочных инвестиций в промышленность, управленческому хаосу.

2. Разрыв хозяйственных связей между странами СНГ подорвал саму основу хозяйственной политики – кооперацию.

3. Отсутствует окончательная военная доктрина и программа закупок и НИОКР по вооружению и военной технике (В и ВТ), существенно уменьшается финансирование этих направлений. Ассигнования на эти цели по сравнению с 1990 годом снижены более чем в 4 раза.

4. Падение в 3-5 раз экспорта товаров высокого уровня переработки, в том числе В и ВТ.

5. Удушающие налоги всех видов, оставляющие предприятиям лишь 20% заработанных средств, недостаточных для покрытия расходов на соцсферу и зарплату трудящихся. Надо отметить, что в 1991 и 1992 годах заработная плата в оборонных отраслях промышленности была в 1,5 раза меньше, чем в других несырьевых отраслях промышленности и в 2–5 раз меньше, чем в сырьевых отраслях. Следует также заметить, что в 1992 году в сырьевых отраслях промышленности в 2,5–3 раза превышала уровень зарплаты в несырьевых высокотехнологичных отраслях. Учитывая еще и резкий относительный рост за последнее время доли сырья и материалов в экспорте, похоже, что нас уже готовы рассматривать на мировом рынке как «сырьевую державу».

6. Совершенно не приспособлены к условиям промышленности (и тем более оборонной) хаотично трансформируемая политика и механизмы приватизации. Например: известно, что для парализации оборонного предприятия, выпускающего конечную продукцию, вовсе необязательно иметь его контрольный пакет акций, достаточно скупить их незначительную долю по всей кооперации, и особенно на уровне комплектующих и материалов (зачастую выпускаемых монополистами). Можно привести много других недостатков этой обвальной и директивной приватизации, всем хорошо известных.

7. Слабое законодательство в области интересов про- мышленности, часто противоречивые законы, указы, постановления и другие директивные документы.

 

 

Можно перечислить еще ряд хорошо известных причин кризиса в промышленности и экономике:

 

• недостаток оборотных средств на амортизацию и развитие;

• практически нереализуемая система договоров, индексаций, оплаты выполненных работ, выплаты авансов по договорам;

• недостаточная и несвоевременная индексация заработанных предприятиями средств;

• недостаточность средств для содержания социальной инфраструктуры;

• ряд недостатков банковской системы, включая длительность денежных операций, приводящих к дополнительной дезорганизации и убыткам производства. В этих условиях необходима продуманная и скоординированная национальная промышленная политика, и в первую очередь структурная перестройка промышленности, не только обеспечивающая снижение падения и стабилизацию производства, но и закладывающая основы для повышения ее эффективности. Надо обозначить, в каких условиях начинается этот процесс переструктурирования промышленности. В 1992 году ВВП снизился на 19%, инвестиции – на 45%, промышленное производство – на 19%, производительность труда – на 22%.

 

 

Основные цели, которые необходимо достичь при разработке конкретных мер структурной перестройки промыш- ленности, следующие:

 

1. Поддержание и развитие новых высоких технологий (особенно – двойного назначения).

2. Обеспечение высокой степени обороноспособности при ограниченных затратах.

3. Создание устойчивых промышленных структур рыночной ориентации.

4. Эффективный выход на внешний рынок и завоевание достойного места в международном разделении труда.

5. Формирование экономически высокоэффективного промышленного потенциала.

 

 

Говоря о перестройке промышленности России, мы имеем в виду такую ее трансформацию, в результате которой производство товаров группы «Б» займет в экономике ведущее положение и составит до 70% в обшей доле промышленности (вместо имеющихся 25%). Это потребует огромных инвестиций и времени. Но следует определиться, каков должен быть состав предприятий. То ли это должны быть преимущественно малые и средние предприятия, как предполагают они, то ли это должна быть отраслевая структура. По нашему мнению, ни тот, ни другой путь не приемлем для российской промышленности. Промышленность передовых стран мира, как и наша отечественная, прошла через стадию отраслевого структурирования. Отраслевая схема управления промышленностью, прогрессивная в 60–70-х годах, в значительной мере исчерпала себя уже в начале 80-х годов. Начали сказываться такие принципиальные недостатки отраслевой структуры, как производственная и коммерческая несамостоятельность предприятий, однородность выпускаемой продукции, связанная с ней система разделения труда и многое другое.

 

 

В это же время на Западе были созданы многоотраслевые концерны, которые вскоре переросли в транснациональные и демонстрируют высочайшую эффективность за счет гигантской концентрации акционерного капитала. Проникновение единоуправляемого капитала в различные отрасли, диверсификация производства позволяет хозяйственным гигантам владеть огромными объемами информации о состоянии рынков сырья, рабочей силы, капитала, технических и научных достижений, рынков сбыта и перерабатывать их. Основываясь на этой информации, многоотраслевые концерны получают возможность определять оптимальную стратегию в области производства, НИОКР, инвестиций, подготовки кадров, усиливают процесс концентрации капитала, диверсифицируя в огромных масштабах производство. Это помогает им быть устойчивыми при существенных изменениях конъюнктуры рынка.

 

 

Чтобы использовать этот опыт в нашей стране, мы предлагаем создать ряд холдинговых компаний и промышленно-финансовых групп (ПФГ), в которые бы вошли различные предприятия производственной сферы (предприятия различных отраслей промышленности, включая оборонную, всех видов транспорта, связи, торговли, сельского хозяйства), крупные банки, страховые и инвестиционные компании, сбытовые и сервисные фирмы. Все эти предприятия должны работать на конечный рыночный продукт. Кооперация научно-промышленных предприятий создает, производит товар, сбытовые и торговые компании – продают, ремонтно-сервисные компании – обслуживают покупателей, банковские и страховые структуры – производят сопутствующие финансовые операции. Это единая замкнутая последовательность действий при создании и доведении продукта до потребителя, получении, аккумулировании и вложении средств для воспроизводства. Естественно, не всем и не всегда удастся создать такую стройную систему. Могут быть различные варианты полной и частичной реализации такой схемы построения, в зависимости от типа продукта, специфики потребительского рынка, сложившихся условий и так далее.

 

 

В любом случае централизованными в такой структуре будут капиталовложения, финансы и НИОКР. Пайщиками ПФГ избирается высший орган управления – совет директоров, вырабатывающий техническую политику и осуществляющий кадровые назначе- ния в постоянно действующих органах ПФГ. Последние, в свою очередь, осуществляют управление всеми звеньями ПФГ. ПФГ могут по-разному использовать все виды собственности, существующие сегодня в России. В одних объединениях открытого типа любой гражданин может стать имущественным совладельцем ПФГ с правом решающего голоса. В другом случае может быть установлен прогрессивный налог на размер собственности, сосредоточенной в одних руках. В-третьих вся производственная собственность может быть обобществлена и поделена между всеми работниками на индивидуальные паи с правом владения, распоряжения и использования. Возможны и другие варианты. Многообразие моделей ПФГ в данном случае должно восприниматься положительно, так как жизнь отберет наиболее совершенные из них. Кроме того, наличие различных моделей ПФГ, отличающихся друг от друга структурой, схемой управления, формами объединесобственности, способствовали бы зарождению в отечественной промышленности здоровой конкуренции.

 

 

 

При наличии достаточного числа таких самостоятельных ПФГ существенно снижается необходимость в государственном управлении промышленностью в сегодняшнем понимании этого слова. Наличие таких крупных образований, как ПФГ, не сможет по ряду причин покрыть все поле промышленного производства и рынка. Это предполагает наличие ряда средних и малых предприятий, обеспечивающих ПФГ продукцией, услугами или самостоятельно обслуживающих соответствующие рыночные потребности. Реализация Государственных программ развития народного хозяйства и обороноспособности России, разработка наукоемкой продукции, конкурентоспособности на мировом рынке, требует постоянных и дговременных усилий государства, промышленных предприятий и наиболее эффективных форм их взаимодействия на базе саморазвивающихся комплексов – финансово- промышленных групп. Например, крупные диверсифицированные корпорации Японии, Испании, обеспечили за сравнительно малое время экономический подъем в этих странах. В основе успешной деятельности указанных корпораций лежит широкое использование научных достижений и приоритетных технологий, созданных мировым сообществом.

 

 

В рыночных условиях России создаваемые финансово- промышленных группы или иные саморазвивающиеся комплексы в течение 5–8 лет будут вынуждены в первую очередь заниматься укреплением промышленного потенциала и его материальной базы, используя накопленные до 1992 года научные, технологические заделы. На требуемое развитие научного потенциала в этот период у них не хватит ни сил, ни средств. С целью сохранения потенциала оборонной науки и ликвидации неизбежного отставания технического уровня отраслей промышленности за этот период предлагается создать сеть государственных научно-технических центров, взаимосвязанных между собой едиными технологическими циклами разработки систем вооружения и наукоемкой гражданской продукцией. В состав Центров могут быть включены ведущие научно-исследовательские институты с опытно-экспериментальными производствами. Инфраструктура Центров в основном должна содержаться и развиваться за счет федерального бюджета, а также отчислений от прибыли.

 

 

Разработка научно-технической продукции должна финансироваться на договорной (контрактной) основе государственными заказчиками в соответствии с утвержденными целевыми федеральными программами, а также по заказам финансово- промышленных групп, ведомств, головных исполнителей программ и других организаций. Аналогичные по структуре финансирования центры начали с 1985 год успешно создаваться Национальным научным фондом США в университетской науке для решения прикладных задач промышленности и бизнеса.

 

Межотраслевой альманах №52/2015 год

 




Ключевые теги: промышленность
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30