Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Военно-техническое сотрудничество Росси

Промышленность: Военно-техническое сотрудничество Росси - 27-03-2016, 22:34

Лига содействия оборонным предприятиям

 

Герберт Александрович ЕФРЕМОВ

почетный Генеральный директор, почетный Генеральный конструктор АО «ВПК «НПО машиностроения», советник корпорации по науке.

 

 

НЕИЗВЕДАННЫЕ ПУТИ 

из опыта военно-технического сотрудничества НПО Машиносроения

 

Военно-техническое сотрудничество (ВТС) НПО машиностроения с иностранными государствами начинается со второй половины 70-х годов, когда Правительством Советского Союза было принято решение о поставке дружественным странам подвижных береговых ракетных комплексов «Редут-Э» с противокорабельными крылатыми ракетами П-35, поставленных в Социалистическую Республику Вьетнам, Народную Республику Болгария и Сирийскую Арабскую Республику. Следующим направлением деятельности предприятия в области ВТС стало участие в подготовке к передаче в аренду Республике Индии атомной подводной лодки проекта 670 («Чакра»). Для вооружения подводной лодки комплексом ракетного оружия в 1985-86 годах были выполнены работы по разработке экспортной конструкторской и эксплуатационной документации на ракетный комплекс с противокорабельной крылатой ракетой «Аметист-ОП».

 

 

Важным направлением деятельности НПО машиностроения в области ВТС с конца 1991 года стало оказание Индии технического содействия в создании современного оружия для Военно- морских сил. Основной формой работы стали технические консультации, которые проводились поочередно в обеих странах. Однако не всеми в федеральных органах власти такая форма ВТС воспринималась положительно. Считалось, что проведение консультаций в большей степени отвечает интересам индийской стороны. При развёртывании работ были и проблемы с оценкой стоимости консультаций. Индийская сторона предлагала за наши консультации по 500 долларов США за каждую. В этой ситуации пригодился опыт ЛНПО «Рубин», получившего за несколько лет консультаций на порядки большие суммы. В итоге разногласия были устранены, и мы пришли к общепринятым мировым ценам за консультации. Их осуществление сыграло важную роль по сохранению и поддержанию коллектива специалистов НПО машиностроения в тяжёлых экономических условиях 90-х го- дов.

 

 

При проведении консультаций обозначился круг вопросов, представляющих наибольший интерес у индийских разработчиков оружия. Сложилась группа специалистов НПО машиностроения и Организации оборонных исследований и разработок Минобороны Индии (DRDO), убежденных в целесообразности более тесного взаимодействия при создании высокоэффективной ракетной техники. В это время руководителем DRDO был доктор А. Калам – крупнейший специалист по ракетной технике, обладавший глубокими разносторонними знаниями, быстро воспринимавший и поддерживавший все новое. В последующие годы он стал Президентом Индии. Анализ проводимого между НПО машиностроения и DRDO сотрудничества показывал, что в области военно- технического сотрудничества целесообразно перейти от проведения консультаций и продаж отдельных систем оружия к более тесному взаимодействию по разработке сложных высокотехнологичных эффективных комплексов.

 

 

Учитывая опыт сотрудничества НПО машиностроения при разработке индийских ракет, а также принимая во внимание серьёзность намерений Индии ориентироваться на разработку сложных систем вооружений, НПО машиностроения провело консультации с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти. Получив их одобрение, пришло к заключению о целесообразности сотрудничества с Индией в разработке противокорабельных ракетных комплексов. При этом рассматривались следующие варианты сотрудничества:

 

• продажа лицензий на производство Индией противокорабельных ракет (ПКР);

• техническое содействие разработке Индией ракетного комплекса;

• техническое содействие путём продажи готовых агрегатов и систем;

• совместная разработка комплексов.

 

Вариант продажи лицензии на производство в Индии противокорабельной ракеты не мог быть реализован по следующим обстоятельствам:

 

• у НПО машиностроения не было к тому времени завершённой разработки ракеты, отвечающей требованиям индийской стороны (унифицированной сверхзвуковой ракеты дальностью до 300 км);

• лицензионная документация, даже при наличии финансирования, могла бы быть разработана не ранее, чем через 3–4 года;

• российские предприятия- разработчики получили бы незна- чительную загрузку, а находящиеся в наиболее сложном положении заводы-изготовители вообще не получали работы.

 

Вариант технического содействия разработке Индией ракетного комплекса предполагал консультации и, возможно, разработку отдельных систем с последующим их производством в Индии. Этот вариант, невыгодный с финансовой точки зрения, затруднял выход российских предприятий на индийский рынок.  Вариант технического содействия продажей Индии готовых агрегатов и систем противокорабельной ракеты был трудно реализуем технически, так как ПКР является глубоко интегрированной системой, а использование готовых систем, подобных маршевому ПВРД или ГСН, в новой разработке невозможно или крайне затруднено. Вариант совместной разработки, предусматривающий участие двух сторон как в разработке, так и в дальнейшем серийном производстве и реализации КР на мировом рынке был наиболее интересен индийской и российской сторонам. При этом предусматривалось, что работы распределяются между сторонами с учётом опыта и имеющегося задела, финансирование проекта сторонами осуществляется примерно в равных пропорциях.

 

 

Это вариант имел ряд достоинств:

• позволял привлечь значительные финансовые средства индийской стороны для разработки комплексов с ПКР;

• позволял обеспечить многолетнюю загрузку российских разработчиков и изготовителей ракет;

• позволял насытить достаточно ёмкий рынок Индии и рынки третьих стран.

 

 

Таким образом, наиболее целесообразной формой сотрудничества в области создания противокорабельного оружия была признана совместная разработка с созданием совместной организации. Альтернативным вариантом, отвечающим интересам России, был только традиционный вариант поставки в Индию готовых законченных ракетных комплексов российского производства. По этому вопросу необходимо отметить следующее.

 

 

В середине 1990-х годов в Российской Федерации отсутствовали завершённые в разработке конкурентоспособные экспортные варианты противокорабельных ракетных комплексов, имеющих большую дальность и сверхзвуковую скорость полёта на всей траектории. Для завершения разработки необходимо было значительное финансирование. При этом инозаказчиком, исходя из опыта НПО машиностроения, такие работы, как правило, не финансировались. Состояние отечественной оборонной промышленности середины 1990-х годов, ограниченные финансовые возможности при возрастающей себестоимости производства продукции, даже при наличии научно-технического задела по экспортному варианту ракеты «Оникс» делали целесообразной только международную кооперацию в этой области. Владимир Павлович Павлов, заместитель директора департамента экспорта и организации внешнеэкономической деятельности АО «ВПК «НПО машиностроения», принимавший непосредственное участие в работе, приводит хронологию мероприятий. Ниже бу дет видно, что каждый сделанный шаг по созданию совместной организации в реалиях России тех времен являлся, по сути, подвигом!

 

 

Итак, 23 января 1993 доктор А. Калам сделал в городе Нью-Дели руководителям НПО машиностроения предложение о целесообразности создания российско-индийского совместного предприятия (СП) по организации совместной разработки и производства ракетных комплексов с противокорабельной ракетой, с возможностью их продажи третьим странам. Руководитель НПО машиностроения Г.А. Ефремов дал принципиальное согласие на проработку этого вопроса. В марте 1993 года А. Каламу было направлено письмо с изложением предварительных предложений по организации СП. Индийская сторона оперативно и положительно отозвалась на эти предложения. В августе 1993 на встрече в Республике Индия доктор А. Калам указал на необходимость подписания протокола о намерениях по созданию СП. При этом были оговорены и основные задачи, возлагаемые на СП: формирование ТЗ на ракетный комплекс, изучение рынка сбыта продукции, распределение работ между сторонами, порядок финансирования СП и т.д.

 

 

6 сентября 1993 года представителями посольства Республики Индия в Москве состоялось вручение официального обращения (меморандума) с просьбой Правительства и Минобороны Республики Индия дать согласие на учреждение СП при участии НПО машиностроения, переданное Председателю Госкомоборонпрома В.К. Глухих и Г.А. Ефремову. В ответ на меморандум в середине ноября 1993 года посольству Индии в Москве были вручены памятная записка о готовности проведения переговоров по созданию СП и проект протокола о намерениях. После получения этих документов индийской стороной и их предварительного рассмотрения началась подготовка по созданию СП. На начальном этапе необходимо было разработать организационные документы.

 

26 августа 1994 года в Республике Индия состоялись переговоры, на которых присутствовали от российской стороны руководство НПО машиностроения, представители Госкомоборонпрома и ап- парата Правительства РФ, и был подписан Протокол о намерениях (доктором А. Каламом и Г.А. Ефремовым). В 1995 были подписаны Договор о создании совместного предприятия (организации), Технико-экономическое обоснование (ТЭО) и Устав совместного предприятия, получившего название «БраМос». В важнейшем из этих документов – ТЭО – была определена целесообразность совместной разработки ракетных комплексов с противокорабельной ракетой, исходя из имеющегося опыта НПО машиностроения и DRDO в этой области, тенденций развития этого вида вооружений и спроса на мировом рынке вооружений на перспективу. Были определены основные технические характеристики ракеты.

 

 

Анализ показал, что перспективные противокорабельные ракеты должны представлять собой оружие большой дальности (до 300 км) и иметь высокую сверхзвуковую скорость. Большая дальность ракеты повышает боевую устойчивость их носителей, а ее высокая скорость снижает эффективность средств противодействия противника. Проведен сопоставительный анализ характеристик ракет, находящихся в эксплуатации и разработке передовых стран, и предполагаемой к совместной разработке. Принято, что ракета должна быть унифицированной – запускаемой с различных типов носителей: с подвижных (стационарных) наземных пусковых установок, подводных и надводных кораблей, самолетов. Были определены состав ракеты и основные требования к ней и к системам комплексов в целом. Было признано целесообразным начать с разработки берегового подвижного комплекса. Составлен график разработки этого комплекса, произведено предварительное распределение работ между сторонами. Определена стоимость разработки, проведен анализ рынка сбыта и спроса ракет на следующее десятилетие.

 

 

Разработка ТЭО и договора о создании совместного предприятия имела важное значение для принятия решения на проведение совместных работ с Индией. Документы были направлены на рассмотрение в Минэкономики, Минфин, МВЭС, Госкомоборонпром, ГК «Росвооружение». После их рассмотрения в марте 1995 года Председатель Госкомоборонпрома представил Председателю Правительства РФ доклад о поддержке создания совместного предприятия и оформлении соответствующего правительственного решения. В связи с этим докладом Правительство РФ поручило Госкомоборонпрому, ГК ВТП МВЭС, Минэкономики представить согласованные предложения в установленном порядке. Вопрос создания совместного предприятия рассматривался и получил поддержку в Республике Индия. В ноябре 1995 года научный советник Министра обороны Индии, руководитель организации оборонных исследований и разработок доктор А. Калам сообщил в адрес Госкомоборонпрома, что Правительство Индии одобрило создание совместного предприятия и размер его уставного фонда в сумме 250 миллионов долларов США с распределением его между индийской и российской сторонами в отношении 50,5:49,5.

 

 

В связи с поручением Правительства РФ, Госкомоборонпром при участии НПО машиностроения начал разработку и согласование в министерствах и ведомствах проектов Распоряжения Президента РФ и Постановления Правитель- ства РФ по созданию совместного пред- приятия. Необходимо отметить, что согласова- ние этих документов в федеральных ор- ганах исполнительной власти проходи- ло очень трудно. Как правило, высказы- вались большие сомнения в реализации совместного проекта, поскольку счи- талось, что Республика Индия не име- ет опыта разработки ракетных комплек- сов с противокорабельными ракетами, и интерес индийской стороны состоит в основном в получении знаний и техно- логий для создания своего оружия. Кроме того, указывалось на отсут- ствие законодательной базы в РФ, ре- гламентирующей совместную с ино- странным партнером разработку слож- ной военной техники. Мы явились в известной степени пер- вопроходцами – опыта создания таких совместных предприятий по созданию военной техники в России еще не было.

 

(Полный текст главы читайте в книге «ОПК. От хаоса 90-х к третьей промыш- ленной революции»)

 




Ключевые теги: промышленность
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31