Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Томский политехнический университет тпу

Наука: Томский политехнический университет тпу - 9-05-2016, 16:10

Томский политехнический университет тпу

 

Петр Савельевич ЧУБИК
ректор Национального исследовательского Томского политехнического университета, вице-президент Ассоциации инженерного образования России, вице-президент Ассоциации технических университетов, председатель Совета Ассоциации «Томский консорциум научно-образовательных и научных организаций», действительный член Международной академии наук высшей школы и Российской инженерной академии.

 

 

ТОМСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ: 120 ЛЕТ В ЖИЗНИ СТРАНЫ

 


Образовательная модель, заложенная при организации ТТИ его первым директором Ефимом Зубашевым, подразумевала подготовку не узких специалистов, «заточенных» под определенную специализацию, но инженеров-универсалов. Не случайно многие выпускники вуза первых десятилетий, имея разностороннее базовое техническое образование, стали впоследствии выдающимися учеными - энциклопедистами, изобретателями, конструкторами, организаторами производства самого разного профиля.


Томский политехнический университет тпуИнститут не имел авиационной специализации, но из его стен вышли основоположники отечественного вертолетостроения Николай Камов и Михаил Миль, конструктор воздушных винтов для всех советских самолетов Константин Жданов, разработчики авиа- и ракетных двигателей Александр Квасников и Анатолий Валединский (последний долгое время занимал должность заместителя Генерального конструктора С.П. Королева). Выпускник Томского индустриального института Константин Беляк в разное время руководил крупнейшими авиационными заводами страны – в Комсомольске-на-Амуре, где выпускались тогда знаменитые МиГ-15, в Воронеже участвовал в организации производства турбореактивного бомбардировщика Ту-16, впоследствии стал министром сельскохозяйственного машиностроения СССР.

 

Автомобильная техника – не прямой профиль томского вуза, но Виталий Грачев, создатель первых отечественных внедорожников ГАЗ-61, ГАЗ-64, «запредельный конструктор», как позже назовут его журналисты, тоже выходец из ТТИ. Как и один из организаторов производства первых советских тракторов, директор Кировского (Путиловского) завода Михаил Тер-Асатуров, директор одного из самых мощных танкостроительных заводов страны – Харьковского завода имени Малышева Николай Лычагин.

 

Выпускник ТТИ Матвей Капелюшников изобрел нефтяной турбобур. Именно с «турбобура системы Капелюшникова» ведется история глубокого и сверхглубокого бурения нефтяных скважин. Другой политехник, Константин Шмаргунов, изобрел электрический отбойный молоток, а также сконструировал один из первых отечественных перфораторов – инструментов, без которых немыслим сегодня процесс строительства и ремонта зданий и дорог.


Вспомним и еще одного замечательного политехника – Александра Казанцева, изобретателя «сухопутных торпед», грозного оружия, использовавшегося во время Великой Отечественной войны. Правда, гораздо большую известность Александр Петрович приобрел благодаря своему писательскому дару – его фантастические повести и романы были широко популярны, по ним снимались фильмы («Планета  бурь»), а выдвинутая Казанцевым гипотеза о том, что Томский политехнический университет тпуТунгусский метеорит – это инопланетный корабль, до сих пор будоражит умы исследователей этого феномена.

 

В Томском технологическом с начала века сформировалась школа сибирской архитектуры, давшая стране замечательных зодчих – Константина Лыгина, Андрея Крячкова, будущего главного архитектора Москвы Михаила Посохина. Отсюда же «родом» выдающийся инженер и конструктор Николай Никитин, автор проекта и строитель Останкинской телебашни. Профессор ТТИ Борис Вейнберг еще до революции изобрел магнитоплан – модель вакуумного поезда на электромагнитной подушке, способного развивать скорость свыше 800 километров в час. Изобретение поистине революционное – оно намного опередило время. Совсем недавно американский бизнесмен Элон Маск предложил воплотить в жизнь разработку томского ученого, представив проект вакуумного тоннеля, по которому чуть ли не со скоростью звука будут передвигаться капсулы с пассажирами. Тоннель соединит Лос-Анджелес и Сан-Франциско 600 километров можно будет преодолеть за полчаса.

 

Выпускники ТТИ-ТПУ в довоенное время составляли костяк руководящего и инженерного корпуса большинства сибирских промышленных предприятий. Металлургические заводы и шахты Кузбасса, управления железных дорог, лесоперерабатывающие комбинаты, строительные организации возглавляли томские политехники, превращая Сибирь в мощный индустриальный край.

 

Межотраслевой альманах №53/2016 год




Ключевые теги: наука
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30

Архив новостей:

Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (6)