Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Васильев Юрий Сергеевич

Наука: Васильев Юрий Сергеевич - 22-05-2016, 19:26


Юрий Сергеевич ВАСИЛЬЕВ,

научный руководитель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Действительный член РАН

 

Евгений Иванович ЮРЕВИЧ,
почетный главный конструктор ЦНИИ РТК, профессор, доктор технических наук,

 

УНИВЕРСИТЕТ — ИНКУБАТОР ПРОРЫВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Высшее образование во всех странах непрерывно эволюционирует. Так в конце ХХ века появилась новая миссия университетов: содействие развитию малого и среднего бизнеса. В кампусах университетов были созданы технопарки, технополисы, инкубаторы, на площадках которых была создана инфраструктура для зарождения фирм, выпускающих новые виды продукции. Найдя рынки сбыта и отработав серию новой продукции, эти организации (по прошествии 3–4 лет) покидали университет. Анализ деятельности различных технопарков и инкубаторов показывает, что в области прорывных технологий эти структуры делают очень мало. Однако в российских университетах есть соответствующий опыт.

 

 

Инновационный путь развития России, основанный на экономике знаний, требует от высшей технической школы соответствующей корректировки стоящих перед ней традиционных задач и решения новых. Основой инновационного развития, очевидно, являются научно-технические иновации и их реализация в промышленном производстве и на потребительском рынке. Сами эти новации могут иметь разную степень новшества – от простых рационализаторских предложений до принципиально новых поколений техники, новых принципов ее построения, приводящих к появлению новых научно-технических направлений деятельности.


Основная закономерность развития техники заключается в последовательности довольно продолжительного эволюционного ее совершенствования и скачкообразного перехода на принципиально новый вид техники, новое ее поколение. Для реализации инновационного пути развития необходимо, очевидно, ориентироваться на последнее. Из истории развития техники следует, что однажды странам, отставшим в каком-либо ее виде, невозможно ликвидировать это отставание путем даже форсированного воспроизведения пути, пройденного их создателями. Так можно лишь уменьшить это отставание. Есть только один способ решения подобной задачи – это, проанализировав пройденную впереди идущими создателями новой техники траекторию развития и не повторяя ее, выработать свой более короткий путь развития, который должен позволить перегнать лидеров, не догоняя. Суть такого нового пути и есть качественно новые научно-технические решения, инновации.


 

Рисунок 1. Система «Пульсар», впервые измеряющая массовый расход нефти с выделением примесей воды и газа

 

Приведем два примера такого инновационного прорыва из опыта Центрального НИИ робототехники и технической кибернетики (ЦНИИ РТК). В настоящее время Генеральным директором и главным конструктором работает академик РИА Александр Витальевич Лопота. Первый пример – создание системы управления мягкой посадкой космических аппаратов, основанной на использовании конечного участка спектра электромагнитного излучения. В результате возникло новое научно-техническое направление, получившее название «фотонная электроника». Это был прорыв, скачок в техническом освоении этого участка электромагнитного излучения, который на 5-6 порядков превосходит диапазон, освоенный радиотехникой. Поскольку это была принципиально новая техника, большинство ее образцов до настоящего времени не имеет аналогов в мире.

Рисунок 2. Схема размещения системы измерения воздушных параметров летательных аппаратов (плотности, скорости, углов) на гиперзвуке через возмущенный поверхностный слой воздуха: 1 – передатчик, 2 – детектор, 3 – экран, 4 – блок обработки информации, 5 – коллиматоры детектора, 6 – коллиматор источника излучения, 7 – ударная волна, 8 – обшивка летательного аппарата


 

Объясняется это тем, что для освоения такой принципиально новой техники требуются большие усилия не только научные, но и по созданию новой элеметной базы, организации ее производства, испытаний и тому подобное. На рисунках 1 и 2 приведены примеры такой качественно новой техники [1]. Аналогичный качественный прорыв произошел с отечественной робототехникой, которая у нас так же возникла и развилась в ЦНИИ РТК. При создании первых технологических машин с ЧПУ, положивших начало комплексной гибкой автоматизации производства, возникла потребность в принципиально новом виде автоматических манипуляционных машин, которые получили название «роботы». При этом оказалось, что эти машины вообще не укладываются в общепринятую классификацию машин и породили новое научно-техническое направление – робототехнику, которая ознаменовала и возглавила новый этап развития всей нашей цивилизации, этап принципиально новой «умной» техники.

 

Приведенные примеры возникших в нынешнем Санкт-Петербургском политехническом университете (СПбГПУ) и развившихся в созданном им ЦНИИ РТК – это научно-технические направления, в которых Россия реально может опередить другие страны путем очередных инновационных прорывов. Из изложенного следует вывод: для реализации избранного Россией инновационного пути развития всем отраслям нашего хозяйства следует на основе тщательного анализа тенденций и перспектив развития всех видов техники определить стратегические прорывные направления развития и разработать программы их реализации.

 

В этом деле высшая техническая школа должна принять активное и даже инициативное участие как научная организация. И здесь может пригодиться опыт ЦНИИ РТК, который мог возникнуть только в условиях вуза. Его превращение в один из ведущих научных центров страны связано именно с проиллюстрированным здесь инновационным научным подходом к созданию новой техники самого различного назначения. Если раньше ЦНИИ РТК был «белой вороной» не только в системе высшей школы, но и в стране в целом, то сегодня его опыт может стать примером организации, ориентированной именно на инновационный стиль работы.

 

Указанный подход принципиально отличается от практики отвечавших за научно-техническое развитие страны организаций Академии наук и отраслевых институтов. От первых – ориентацией на создание и доведения до производства и эксплуатации новой техники, а от вторых – сугубо научным подходом при поиске новых технических решений без отраслевых ограничений и опоры на прототипы и аналоги. Такой актуальный сегодня подход к созданию новой техники в действительности не оригинален, а является естественным для нашей политехнической научной школы, да, пожалуй, и для отечественной высшей школы в целом. И это показывает ее важную, можно даже сказать, решающую роль в восстановлении научно-технического потенциала современной России.

 

Дело в том, что в прошлом веке, как известно, произошло кардинальное изменение взаимоотношений науки и техники в развитии современной цивилизации. Если до этого определяющую роль играло развитие техники, а развивающаяся на ее основе наука все более и более эффективно помогала ей, то последняя техническая революция прошлого века быстро переросла в научную революцию, а техника отступила на второе место реализатора очередных достижений науки (атомная энергия, нано- и биотехнологии и так далее). В этой связи неизмеримо возрастает роль высшей школы, так как принципиально новый инновационный подход к научно-техническому развитию под силу только учреждениям высшей школы. Заметим при этом, что речь идет не о смене исходного подхода к развитию на основе прогресса техники на новый «научный» подход. Первый подход будет существовать всегда. Просто параллельно возник и стал определяющим второй подход, который еще требует осмысления. Из изложенного, в частности, следует безусловная необходимость еще большего усиления фундаментальной подготовки учащихся. И общий вывод: вузам не следует ждать каких-то поручений и рекомендаций, необходимо проявить инициативу в организации и отработке решений рассмотренных задач.

 

Межотраслевой альманах №53/2016 год



Ключевые теги: наука
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Июль 2017 (4)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)