Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Задачи высшей школы в современной России

Наука: Задачи высшей школы в современной России - 26-06-2016, 20:08

Задачи высшей школы

 

Юрий Сергеевич ВАСИЛЬЕВ,
научный руководитель Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Действительный член РАН

 

Евгений Иванович ЮРЕВИЧ,
почетный главный конструктор ЦНИИ РТК, профессор, доктор технических наук,

 

ЗАДАЧИ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

 

В свое время в эпоху индустриализации был выдвинут лозунг «догнать и перегнать» (ДИП) все страны в этом отношении. Тогда он правильно ориентировал общественность, поскольку надо было практически с нуля создать различные машиностроительные и приборостроительные производства. От высшей школы тогда потребовалось срочно организовать в преимущественно крестьянской стране подготовку инженерных кадров. Всюду начали возникать технические вузы. Руководство каждого областного центра считало своим долгом обзавестись ими. Проблема была решена, и была создана современная отечественная высшая школа.

 

 

Однако сегодня перед современной Россией стоит другая задача – выйти на передовой мировой уровень научно-технического развития. Здесь лозунг «догнать и перегнать» уже не годится. Как выше отмечено, закономерности развития техники таковы, что здесь нужна принципиально другая стратегия именно инновационного развития. Какие же новые задачи это ставит перед нашей высшей школой? Отечественная система высшего образования хорошо известна в мире прежде всего уровнем фундаментальной подготовки. Вместе с тем периодически, особенно когда перед страной вставали проблемы очередного научно-технического рывка с освоением качественно новой наукоемкой техники, возникала задача подготовки соответствующих специалистов, ориентированных на научно-техническое творчество. В ответ на такой запрос в разные годы возникали новые оригинальные системы подготовки таких кадров. Один из первых опытов был осуществлен в Ленинградском политехническом институте в 20-30-е годы прошлого столетия по инициативе А.Ф. Иоффе. Завершился он, как известно, созданием Физико-технического института Академии наук.

 

 

Примером подготовки научных сотрудников в области естественных и технических наук является Академический университет, созданный академиком Ж.И. Алферовым. Его начало было положено в 1990 году созданием Научно-образовательного центра Физико-технического института имени А.Ф. Иоффе РАН. В настоящее время Санкт-Петербургский академический университет состоит из трех центров: нанотехнологий, высшего образования и среднего образования (лицей «Физико-техническая школа»). В университете работают две кафедры СПб ГПУ. Второй важный шаг был инициирован академиком П.Л. Капицей тоже для подготовки научных кадров физико-технического направления. Он завершился созданием вуза нового типа МФТИ, который выделился из МГУ. Если учебная система Ленинградского, а теперь Санкт-Петербургского Физтеха базируется на совмещении учебного процесса с практической работой, как правило, в лабораториях одного базового института, то МФТИ ориентируется на систему базовых кафедр в различных НИИ. Вместе стем оба варианта предполагают прежде всего отбор будущих абитуриентов еще в средней школе.

 

 

Аналогичные варианты модернизации системы высшей школы в указанном направлении развиваются на востоке страны в вузах Новосибирска, Иркутска, Томска, Владивостока. Особенно успешно эта работа ведется Сибирским отделением РАН на базе Новосибирского университета. Там уже десятки лет студенты со второго курса начинают работать в лабораториях институтов РАН. На олимпиадах отбираются талантливые абитуриенты. Важность и эффективность этих инициатив подтверждается тем, что они исходят прежде всего не от вузов, а от «потребителей» подготавливаемых ими кадров. Аналогичные поиски ведутся и за рубежом, в частности, в некоторых европейских вузах. В СПбГПУ во второй половине ХХ века была продолжена работа по развитию «системы Физтеха» уже помимо физико-технического направления, в частности, при создании отраслевого факультета на базе объединения Ленинец, а затем факультета при ЦНИИ РТК. Эти шаги следует рассматривать как дальнейшее развитие этой системы применительно к новым научно-техническим направлениям,сформировавшимся на рубеже ХХI века.В ЦНИИ РТК потребность в организации самостоятельной системы подготовки специалистов была вызвана двумя причинами. Первая наиболее очевидная – это отсутствие соответствующих учебных специальностей в рамках традиционных учебных направлений. Вторая, более принципиальная – это неподготовленность выпускников наших вузов к творческой деятельности по созданию новой техники.

 

Можно сказать и сильнее: даже имеющиеся у абитуриентов творческие способности и соответствующие стремления зачастую оказываются в вузах не востребованными и глушатся в предельно формализованном процессе усвоения предписанных стандартами знаний. Эти причины и заставили в свое время ЦНИИ РТК организовать свои кафедры, свой учебный процесс.Конечно, традиционное обучение знаниям необходимо, и наши вузы в целом дают их на достаточно хорошем уровне. Здесь нужны и стандарты, и обучающие по ним традиционные преподаватели – эрудиты.

 

 

Но как готовить творцов инноваций? По-скольку творческие способности в своей основе генетические, здесь путь один– поиск талантов в процессе обучения и их индивидуальная поддержка в освоении существующих технологий и инструментария инженерного творчества. Методы поиска известны – это тестирование, конкурсы, олимпиады и тому подобное. А вот программы и методики, по-видимому,в основном факультативной индивидуальной подготовки таких элитных специалистов, еще предстоит разработать. В них должно войти все, что известно по теории и методам научно-технического творчества, по применению компьютерных технологий и развитию практических навыков такой деятельности.К этой проблематике непосредственно относятся результаты исследований в области мышления человека.

 

 

По существу,именно творческое начало составляет суть в основном бессознательного образного мышления человека и лежит в основе всех видов человеческой деятельности, включая прежде всего искусство, науку и технику, то есть инженерное дело. И везде оно является самым загадочным,неконтролируемым и тем более неподдающимся унификации и планированию процессом. При этом в каждой сфере человеческой деятельности оно имеет свою специфику. Так, если ученый должен во всем сомневаться, но зато быть совершенно и доказательно уверен в результатах своей деятельности, то истинный инженер-творец, наоборот, должен быть уверен в положительном результате очередной разработки, но полон сомнений и желания все сделать заново по ее завершению. Если специалистов с такими под-ходам к делу и настроем поменять местами, то бывший инженер ничего не откроет в науке, а ученый не создаст в технике.Исключением, которое только подтверждает это правило, являются очень близкие друг другу ученые-организаторы и главные конструкторы – создатели принципиально новой техники. Такие уникальные личности неизбежно носят в себе противоречие, конфликт между этими двумя началами, который все время требует мучительных компромиссов.

 

 

Поскольку речь идет о проблеме подготовки кадров, естественно, это требует и соответствующего преподавательского контингента. Сегодня подавляющая часть преподавательского состава наших технических вузов относится к типу преподавателей-ученых, которые передают знания будущим специалистам,сами, как правило, не являясь практика-ми в этом деле. Меньшинство преподавателей составляют представители промышленности и отраслевых НИИ – действительно опытные разработчики новой техники, которые, однако, являются почти чужеродным элементом в среде преподавателей первого типа. Более того,не только между ними, но и между таки-ми преподавателями – «эрудитами» и самим требующимся сегодня от вуза продуктом – творческими личностями, «генераторами идей» весьма часто возникает психологическая несовместимость и даже известный антагонизм. Поэтому методически объединить «коня и трепетную лань» в едином целенаправленном учебном процессе будет достаточно трудно.

 

 

Что касается более или менее бесспорных организационных принципов, которые надо положить в основу развития этой работы, то они сводятся к следующему:

 

1. С целью отбора и подготовки абитуриентов, способных к техническому творчеству, необходимо разработать программы сотрудничества вузов со средними школами по помощи кружкам и центрам технического творчества,в том числе силами студентов, с проведением олимпиад, конкурсов, выставок.

2. В учебных планах стандартных специальностей, в рамках которых планируется проводить подготовку будущих создателей новейшей техники, наряду с дисциплинами по проектированию технических систем и последующими дисциплинами по отдельным ее разделам подобно САПРи тому подобному, в программах остальных дисциплин следует предусмотреть сведения о том, как были добыты изучаемые знания, об их практическом применении и о еще не решенных проблемах.

3. В цикле факультативных дисциплин для подготовки элитных специалистов по созданию новой техники должны быть предусмотрены дисциплины по теории и методам научно-технического творчества, принятия соответствующих решений и их компьютерного обеспечения,по методам психологического развития и поддержки творческих способностей. Такие дисциплины должны вести опытные специалисты-практики по созданию новой техники.

4. Студентов этих групп надлежит в порядке практики знакомить с работой коллективов разработчиков новой техники, дать им возможность побывать в атмосфере научно-технического поиска и принять в нем практическое участие.

5. После окончания учебы наиболее талантливым выпускникам, в выпускных работах которых имеются интересные инновационные идеи, для их дальнейшего становления в этом направлении целесообразно предоставлять возможность создавать при вузах малые предприятия для реализации своих идей при поддержке учеными вуза, а для нашего университета– и при материально-технической и производственной поддержке ЦНИИ РТК.

 

 

Кстати, одним из путей повышения заинтересованности студентов включиться в подготовку таких элитных кадров может стать организация их целевой подготовки по заказам отдельных заинтересованных организаций на договорной коммерческой основе.Конечно, и сегодня задача подготовки стандартных технических специалистов за вузами остается уже потому, что она но-сит и важный социальный аспект обеспечения окончившим среднюю школу получать высшее образование, в том числе техническое. Однако для России, вставшей на инновационный путь развития, новой актуальной задачей Высшей школы стала именно рассмотренная задача подготовки элитных специалистов – творцов новой техники, создателей инноваций.В свое время Г. Маркони, будучи талантливым инновационным деятелем,создал в Европе радиопромышленность. Но для того, чтобы это стало возможным, вначале должен был появиться изобретатель радио А.С. Попов. Вот сегодня России, чтобы реализовать путь инновационного развития, необходимы новые Поповы, Зворыкины, Туполевы, Королевы, Курчатовы. И их целеустремленно должна готовить наша высшая школа.

 

 

Что касается деятельности Г. Маркони, то к изложенному, конечно, надо добавить и необходимость подготовки таких специалистов по реализации научно-технических новшеств на производстве и потребительском рынке – своих Маркони. Это совершенно другая специальность, требующая других способностей.Таких специалистов по инноватике уже выпускает наш университет. Заметим толь-ко, что, как показывает опыт, наиболее успешными такими специалистами становятся именно окончившие вуз и получившие опыт по проектированию технических систем. Это вторая и сравнительно новая задача высшей школы – готовить предпринимателей – рыночников. Но заметим,что большинство из названных выше зачинателей новых научно-технических направлений уже нашего времени для реализации своих идей стало именно такими крупнейшими предпринимателями. Такчто и в этом деле у нас есть своя поучительная история, есть с кого брать пример[2]. Конечно, это уже сверхзадача – подготовка будущих носителей крупных научно-технических идей и одновременно организаторов их реализации. Это прежде всего задача воспитания в соответствующей творческой атмосфере.

 

Государственная важность подготовкитаких специалистов для современной России очевидна. Однако почему-то и в дав-ние времена считалось, что они традиционно не соответствуют российскому характеру. А противоположные примеры (П. Демидов, П. Рябушинский, Г. Елисеев, С. Морозов, П. Обухов, Н. Путилов и другие) воспринимались как исключения. Не будем докапываться до окончательной истины, но примем, что определенная доля правды в этом есть. Тем более, что так же традиционно считается, что российские инженеры сильны прежде всего в создании новой техники, то есть в изобретательстве, а не в предпринимательстве. Из изложенного важно учесть два обстоятельства. Первое – что практически все российские предприниматели не были профессиональными посредниками между изобретателями и производителями, когда предмет изобретения вторичен, а главное, чтобы он был потенциально прибыльным. Первичным для них был, как правило,именно определенный интересный им вид техники, продукции. Второе – бесспорный приоритет в инженерно-технической деятельности в России составляет не предпринимательство, что вторично, а создание новой техники. Изложенное позволяет обосновать следующие принципы решения рассматриваемой задачи.

 

1. Нельзя готовить менеджеров как посредников по внедрению любых видов техники. Они должны быть ориентированы на конкретную область техники и быть в ней специалистами, то есть получать образование по соответствующей второй специальности или специализации в рамках этой специальности.

2. Готовить надо специалистов по все-му инновационному циклу, но с основой на подготовку кадров, ориентированных на создание конкретного вида новой техники.При этом, например, после четвертого курса обучения, то есть уже бакалавры,будут распределяться на две специальности (специализации) – на разработчиков техники и специалистов по инноватике.

3. Параллельно может быть организована переподготовка и приобретение та-кой второй специальности для уже сложившихся специалистов, почувствовавших на практике потребность в этом.Итак, мы рассмотрели, что ждет от выс-шей школы новая Россия. Что для это-го требуется от вузов, выше было сказа-но. Полагаем, что изложенное дополняет нашу Университетскую доктрину [3].

 

 

Библиография:

1. Юревич Е.И. Фотонная техника. СПб.:изд. СПбГПУ, 2003.

2. Васильев Ю.С. 110 лет на службе России. Сборник статей о политехническомуниверситете. СПб.: изд. «Наука», 2009.

3. Новые университеты для новой России (Университетская доктрина). Матери-алы X съезда Российского союза ректоров.М.: изд. МГУ, 2014.

 

Межотраслевой альманах №53/2016 год



Ключевые теги: наука
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)