Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » Подготовка инженерных кадров

Межотраслевой альманах: Подготовка инженерных кадров - 27-10-2010, 18:53


 

 

Хусейн Джабраилович Чеченов,

председатель Комитета Совета Федерации по образованию и науке,

представитель от исполнительного органа государственной власти Кабардино-Балкарской Республики,

д.т.н., профессор.

 

Вопрос об инженерных кадрах остается на повестке дня


      Подготовка высококвалифицированных инженерных кадров является важнейшей составляющей современного образовательного процесса Российской Федерации, в значительной мере влияющей на формирование инновационной экономики страны. На это обратил внимание в своем Послании Федеральному собранию Российской Федерации 2009 года Президент России, поставив задачу по модернизации и технологическому обновлению всей производственной сферы

В настоящее время, когда меняются акценты в направлениях развития экономики страны, становится все более важным кадровое обеспечение ее высокотехнологичной сферы. При сравнении отечественного инженерного образования с ведущими инженерными школами Запада видно, что в фундаментальной и чисто инженерной, конструкторской подготовке мы находимся практически на равных, а по некоторым параметрам — превосходим их, однако существенно отстаем в экономической, менеджерской подготовке, в поддержке технических университетов бизнесом.

Следует отметить также, что количественные показатели системы подготовки инженерных кадров в нашей стране сохраняются на достаточно высоком уровне. Подготовку специалистов в области техники и технологий в России сегодня осуществляют 442 государственных и 113 негосударственных вузов, а также 1251 государственное и 168 негосударственных учреждений СПО. Контингент студентов, обучающихся по инженерным (техническим) специальностям в технических вузах, составляет 36%, в технических учреждениях СПО — 59%.

Инженерное образование является самым наукоемким из всех сфер образования. Во­первых, потому что изучаемые предметы сложны для освоения, а, во-вторых, темп обновления знаний самый большой именно в технике и технологии. Отсюда вытекает необходимость повышенного внимания к техническим университетам как основе кадрового обеспечения реального сектора экономики страны.

Мониторинг состояния системы подготовки инженерных и научных кадров свидетельствует о том, что, несмотря на позитивные изменения, произошедшие за последние годы, деятельность и условия работы образовательных учреждений инженерного профиля по ряду причин еще не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов:

• значительная часть вузов осуществляет обучение на основе физически и морально устаревшего оборудования с использованием образовательных программ, как правило, не согласованных с работодателями;

• медленно происходит формирование стандартов профессионального образования нового поколения, внедрение современных образовательных технологий, методов оценки качества подготовки специалистов;

• недостаточен объем заказов и финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, что нарушает основной принцип инженерно­технического образования — «обучение на основе науки», поскольку значительная часть преподавателей и студентов не могут участвовать в научных исследованиях;

• не обеспечивается полноценное проведение всех видов практик на базовых предприятиях;

• высок средний возраст профессорско-преподавательского состава, практически отсутствует пополнение молодыми кадрами, в том числе из отраслевой науки и с производства;

• не в полном объеме решены правовые и финансовые проблемы функционирования таких структурных подразделений вузов, как отраслевые факультеты, базовые кафедры, филиалы кафедр;

• уровень реальной заработной платы профессорско-преподавательского состава не соответствует их трудовому вкладу и квалификации;

• не полностью определены правовые аспекты и механизм финансовых взаимоотношений вуза и предприятия при организации целевой подготовки специалистов по индивидуальным учебным планам на контрактной основе;

• не решены социальные вопросы закрепления молодых специалистов на промышленных предприятиях (низкий уровень заработной платы, отсутствие жилья, нет условий для карьерного роста и другие, прежде всего в организациях оборонно-промышленного комплекса).

Проблемой является также недостаточное и неэффективное использование достижений науки, технологий и техники. Вследствие этого российские производители интенсивно вытесняются с рынков наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Дальнейшая практика наращивания прибыли за счет использования низкоквалифицированного и малооплачиваемого труда может привести к последующей деградации основных отраслей промышленности.

Для обеспечения позитивных изменений в российской экономике значительной части отечественных товаропроизводителей необходимо обеспечить ускоренное внедрение в производство инноваций, современных и наукоемких технологий, высокотехнологичной продукции. Указанные обновления возможны только при наличии развитой инженерной системы страны, способности инженеров работать в условиях рынка и мировой конкуренции.

Перед инженерно­техническими вузами страны стоит задача ориентации на подготовку специалистов по разработке и внедрению высоких технологий, способных к инновационной деятельности. Ее решение на профессиональном уровне невозможно без внедрения в учебный процесс современных теоретических и экспериментальных методов исследований, привязанных к актуальным задачам промышленных предприятий и научных организаций, которые являются работодателями для выпускников. Строиться она должна на привлечении студентов к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам современной техники и технологий по направлениям их деятельности.

В этой связи важная роль отводится мероприятиям, направленным на воспроизводство инженерных и научных кадров. Примерами могут служить федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России на 2009-2013 годы», а также принятый в августе 2009 года Федеральный закон №217-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными учреждениями науки и образования хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности».

Основной целью Федерального закона № 217-ФЗ является обеспечение реального внедрения в производство создаваемых в вузах за счет бюджетных средств результатов интеллектуальной деятельности, исключительные права на которые принадлежат бюджетным учреждениям науки и образования.

По предварительным прогнозам, реализация Федерального закона №217-ФЗ должна позволить в самом ближайшем будущем создать тысячи малых инновационных предприятий, которые сформируют инновационный пояс вокруг вузов и обеспечат не только создание дополнительных рабочих мест в наукоемких отраслях промышленности, но и широкое привлечение студентов к научным исследованиям и опытно-конструкторским разработкам, созданию современной техники и технологий по направлениям их деятельности.

В системе подготовки инженерных кадров накопилось немало нерешенных задач и проблем. Принятых на государственном уровне мер и проведенных мероприятий недостаточно для кардинального улучшения положения дел в этом секторе профессионального образования. Существенным недостатком, сдерживающим поступательное развитие указанной сферы, является отсутствие масштабной, четко сформулированной государственной программы модернизации инженерного образования и стратегии его развития.

В рамках решения стратегических задач развития инженерной отрасли необходимо сосредоточить усилия, включая законодательно принятые решения, на конкретных направлениях.

Признавая актуальность и объективную необходимость формирования эффективной системы инженерного образования, участники парламентских слушаний сформировали предложения с целью адресовать их Федеральному собранию Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, Министерству образования и науки Российской Федерации, а также органам государственной власти субъектов РФ.

 

 

*******

 

H. D. Chechenov. Preparation of highly engineering staff is an essential component of modern educational process in the Russian Federation, affecting the formation of an innovative economy. Currently, amid changing economic conditions there is an ever growing demand for skilled personnel.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)