Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » Транспортное образование и наука

Межотраслевой альманах, Наука: Транспортное образование и наука - 27-10-2010, 18:59

Борис Алексеевич Левин президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), доктор технических наук, профессор.

 

Транспортное образование и наука: курс на инновационный прорыв

 

В ноябре прошлого года Россия и все международное транспортное сообщество отметили двухвековой юбилей отечественного транспортного ведомства и образования на транспорте. Торжественные мероприятия, посвященные этой дате, убедительно продемонстрировали первостепенную историческую роль транспортного образования для развития отрасли и экономики государства. Современная система транспортного образования получила высокую оценку Правительства РФ, Минтранса и Минобрнауки России, представителей ведущих отечественных и зарубежных транспортных компаний.

 

Юбилей имел не только историческое значение, он подтвердил готовность транспортного образования и науки к активному участию в решении задач, которые сегодня ставят перед транспортным комплексом Президент и Правительство страны.Показательно, что уже через неделю после празднования юбилея эти задачи четко были сформулированы главой государства Дмитрием Анатольевичем Медведевым на заседании президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу: «Об инновационном развитии транспортного комплекса Российской Федерации», которое прошло в городе Ульяновске 24 ноября прошлого года.


В своем выступлении Президент России подчеркнул, что техническое перевооружение транспортного комплекса страны требует опережающего развития науки и образования. Именно в этой сфере сегодня необходим инновационный прорыв.

Глава государства определил основные направления инновационного развития транспортного образования и науки: «На базе ведущих транспортных университетов и отраслевых научно-исследовательских институтов нужно создать научно-образовательные центры по инновационному развитию транспорта. Наиболее перспективные разработки новой техники и технологий мы должны поддержать и за счет грантов и премий на федеральном и региональном уровне».

 

Пути дальнейшего развития системы транспортного образования необходимо также рассматривать и в аспекте реализации государственной политики, направленной на модернизацию отечественной высшей школы.Правительство страны четко определило вектор развития российской высшей школы, направленный на надежное кадровое и научное обеспечение инновационного развития реального сектора экономики России.

 

Идеологические ориентиры в этом плане определены Председателем Правительства РФ Владимиром Владимировичем Путиным. 20 апреля 2010 года, представляя в Государственной Думе ежегодный отчет о деятельности Правительства РФ, он сказал: «В ближайшее время мы должны завершить формирование сильного инновационного ядра в отечественной высшей школе. Вошедшие в него вузы призваны обеспечить серьезный прогресс как в сфере фундаментальных исследований, так и в коммерческом использовании новых технологий, преодолеть существующий разрыв между образованием и потребностями реального сектора экономики».

Обобщая задачи, поставленные перед высшей транспортной школой Президентом и Правительством страны, можно сказать, что современная стратегия развития вузов транспорта — это стратегия инновационного прорыва в области кадрового и научного обеспечения Транспортной стратегии России.На наш взгляд, стартовой площадкой для этого является высокий инновационный потенциал вузов транспорта.

 

Вузы обладают базовым ресурсом научного и кадрового обеспечения развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения.

Отраслевые вузы сегодня — это:

синтез серьезной фундаментальной подготовки с профессиональными знаниями;

авторитетные научные школы;

прочные связи с производством, федеральной и региональной властью.

 

Но, к сожалению, значительная часть внедряемых на транспорте разработок базируется сегодня на краткосрочных научных исследованиях и опытно-конструкторских работах. Это не позволяет в рамках единого проекта пройти путь от поисковых работ до широкого внедрения, особенно при создании принципиально новых видов техники и технологий. Следствием этого являются недостаточные темпы технического и технологического перевооружения отрасли, снижение уровня подготовки и воспроизводства кадров.

 

Проблема эта, с нашей точки зрения, требует системного решения. В России в отличие от развитых зарубежных стран научные инновации в основном финансирует государство, а не бизнес. По этой причине необходим новый уровень государственно-частного партнерства в научно-технологической сфере. Этого можно достигнуть за счет включения в федеральные целевые программы комплексных инновационных проектов развития транспорта. Считаем также целесообразным восстановить в транспортном ведомстве отраслевую систему грантов для формирования нового поколения ученых-исследователей.

 

Трудно переоценить значимость позиции Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева о необходимости создания (восстановления) на базе ведущих вузов транспорта научно-образовательных центров и лабораторий. Эти структуры смогут интегрировать деятельность по приоритетным направлениям науки и критическим технологиям на транспорте.  Базовая основа эффективной деятельности таких центров — это результаты фундаментальных, прикладных исследований, а также возможность реализации инновационных проектов, находящихся на стадиях опытно-конструкторских работ или внедрения. Названные инновационные центры также должны выводить на рынок новые конкурентные продукты, осваивать элементы бизнеса.

 

Существенный импульс этому процессу, на наш взгляд, придаст принятый в августе 2009 года Федеральный закон о создании при вузах малых инновационных предприятий. Для реализации государственной политики по инновационному развитию транспорта видится целесообразным следующий шаг — создание на базе ведущих отраслевых вузов и НИИ объединенных научно-образовательных центров. Подобные структуры смогут интегрировать образовательную, методическую и научную деятельность, сочетающую тесную связь с производством. Научно­образовательные центры обеспечат инновационный прорыв в воспроизводстве специалистов и научных кадров для транспорта, транспортного строительства и машиностроения. Инновационный подход к развитию отрасли прежде всего нацелен на интеграцию деятельности различных видов транспорта.

Поэтому необходимо внедрение технологий и форм управления крупными транспортными системами, которые обеспечивают эффективное взаимодействие различных видов транспорта. Это уже вопросы общетранспортного характера, которые требуют новых подходов к развитию транспортного образования и науки. Считаем, что общетранспортные проблемы надо решать в рамках общетранспортного научно-образовательного центра, а в перспективе — национального исследовательского транспортного университета.

 

******

 

Если говорить о железнодорожной отрасли, то руководство Федерального агентства железнодорожного транспорта представило предложения в Минтранс России по созданию научно-образовательных центров (НОЦ) на базе Московского, Петербургского и Ростовского государственных университетов путей сообщения. Рассмотрим основные направления деятельности НОЦ отраслевых вузов. Прежде всего — это кадровое обеспечение инновационного развития транспорта, транспортного строительства и машиностроения.

 

Обращаю внимание на последнюю составляющую этого ряда — транспортное машиностроение. Напомню, что с конца 30-х годов прошлого века за подготовку инженеров­конструкторов и инженеров­технологов для транспорта стали отвечать вузы машиностроения. Последствия принятого решения вызревали несколько десятилетий и четко проявились в последние годы. Характерный пример — дефицит для крупнейшей транспортной компании страны, ОАО «РЖД» квалифицированных конструкторов и технологов. С подобной проблемой все чаще сталкиваются и предприятия железнодорожной промышленности. Этот вопрос был всесторонне обсужден на состоявшейся 29 июня сего года I Международной конференции «Железнодорожная промышленность. Приоритеты. Технологии. Перспективы».

 

Участники конференции разделили позицию ректорского корпуса вузов транспорта — необходимо на федеральном уровне решить вопрос о восстановлении на базе отраслевых вузов подготовки инженеров­конструкторов и инженеров технологов для транспортной промышленности. Инновационное ядро на базе вузов транспорта должно формироваться за счет развития учебно-научной базы для повышения уровня научных исследований и качества образовательного процесса. Необходимо подчеркнуть, что инновационный прорыв в подготовке квалифицированных кадров для транспорта возможен только в том случае, если преподаватели входят в учебные аудитории, вооруженные результатами передовых научных исследований и готовы эффективно их применять в образовательном процессе.

 

Еще раз надо напомнить о том, насколько важно сегодня обеспечить воспроизводство научных кадров для отрасли. Поэтому деятельность НОЦ вузов транспорта должна быть сосредоточена на подготовке нового поколения ученых-исследователей, причем не только для высшей школы, но и для отраслевых НИИ и транспортных предприятий. Реальные шаги в этом направлении сделаны в железнодорожной отрасли. Алгоритм научного сотрудничества компании ОАО «РЖД» и отраслевых вузов можно проследить на примере взаимодействия МИИТа и ОАО «НИИАС». Сегодня мы ведем совместные разработки в сферах современных спутниковых технологий и программных продуктов мирового уровня.

 

В ходе работы V Международного железнодорожного бизнес-форума «Стратегическое партнерство — 1520» руководством МИИТа и ОАО «ВНИИЖТ» подписан меморандум о создании на базе ОАО «ВНИИЖТ» факультета науки и инноваций нашего университета. Внедрение результатов новых научных исследований в учебный процесс позволит вывести на новый уровень качество подготовки специалистов. Считаю, что развитию нашего научного партнерства должно способствовать деятельность Объединенного ученого совета ОАО «РЖД», в состав которого вошли ведущие ученые отраслевых вузов. Вузы транспорта эффективно взаимодействуют с авторитетными зарубежными партнерами — ведущими транспортными предприятиями, транспортными и технологическими вузами. Это видно на примере МИИТа, партнерами которого являются 69 вузов и фирм из 32 стран мира, в том числе немецкие, испанские, финские и французские железные дороги; компании «Альстом» и «Сименс».

 

Научно­образовательные центры призваны наращивать темпы международного сотрудничества, обеспечивать экспорт образовательных услуг, интенсивную научную и технологическую кооперацию с ведущими зарубежными транспортными компаниями и фирмами.

 

* * * * *

 

Дальнейшие перспективы инновационного развития отраслевого образования и науки, на наш взгляд, связаны с созданием на базе ведущих вузов НИИ объединенных научно-образовательных центров. Это позволит добиться интеграции образовательной, методической и научной деятельности, сочетающей тесную связь с производством, что обеспечит инновационный прорыв в воспроизводстве специалистов и научных кадров для транспорта как важнейшей составной части реального сектора экономики

Сегодня вузы отрасли успешно внедряют инновации в образовательный процесс. Речь идет об опережающей подготовке кадров, в том числе обеспечивающих взаимодействие различных видов транспорта, прогрессивных обучающих технологиях, общем информационном пространстве с основными работодателями и так далее.

 

Напомню, что в марте 2010 года Правительством РФ принято решение о поддержке вузовской науки. В течение трех ближайших лет на финансирование исследовательских программ ведущих ученых, развитие научной инфраструктуры, субсидирование НИОКР, проводимых в вузах по заказам предприятий реального сектора экономики, будет выделено 39 млрд. рублей. Средства будут поступать через само предприятие, которое еще 50 процентов должно будет профинансировать из своих собственных источников, разместить в вузах инновационный заказ и потом обеспечить внедрение его в экономику страны.

 

Выбранная схема предусматривает, с одной стороны, готовность вузов к инновационной научной деятельности, с другой стороны, заинтересованность предприятий использовать ее с максимальной для себя пользой, в том числе и в коммерческом плане. Но при этом надо учитывать, что инновационная составляющая научной деятельности вузов во многом определяется наличием конкретных факторов, определяющих положительную динамику развития научных инноваций. Прежде всего должны быть созданы благоприятные условия для развития ведущих научных школ отраслевых вузов: модернизация учебно-научной базы, поддержка занимающихся инновационной деятельностью ученых, аспирантов, студенческих бизнес-инкубаторов.

 

Но при этом все мы (и в первую очередь руководители вузов) должны отчетливо понимать, что предлагаемая Правительством РФ схема поддержки вузовской науки не является лишь формой дополнительных дотаций как со стороны государства, так и со стороны бизнеса. Государство должно быть убеждено в том, что, во-первых, выделяемые средства пойдут на поддержку реальных научных инноваций, во-вторых, они окажутся привлекательными для бизнеса, который возьмет на себя обязательство их софинансировать и внедрять в производство.

 

* * * * *

 

Главным стратегическим партнером железнодорожных вузов является компания ОАО «РЖД». Во многом благодаря продуманной кадровой политике компании, при личном участии президента ОАО «РЖД» Владимира Ивановича Якунина в условиях энергичного реформирования экономики и транспорта страны удалось не только сохранить многолетние базовые ценности системы отраслевого образования, но и вывести наше взаимовыгодное партнерство на новый уровень, отвечающий тенденциям развития отрасли.

 

Поэтому можно говорить о том, что алгоритм взаимодействия ОАО «РЖД» и отраслевых вузов вписывается в схему инновационного развития высшей школы, определенную Правительством РФ. Вузы готовы к инновационной научно-образовательной деятельности, ОАО «РЖД» проявляет интерес к развитию и внедрению вузовских инноваций внутри своей масштабной корпорации. Разумеется, что на выстраивание оптимальной схемы нашего взаимодействия влияют внешние факторы, связанные с непростой финансовой и демографической ситуацией в стране, дальнейшей реструктуризацией отрасли, реформой отечественной высшей школы. Некоторые из возникающих проблем требуют решения на федеральном уровне, и в этом плане рассчитываем на поддержку Минтранса России и Комитетов Государственной Думы РФ по транспорту, образованию.

 

Но в будущее надо смотреть с оптимизмом, залогом которого является единая позиция руководства ОАО «РЖД» и ректорского корпуса вузов Росжелдора. Концентрированно ее можно сформулировать в двух аспектах. Во­первых, компания сохраняет ориентацию на отраслевые вузы и содействует укреплению и расширению партнерства с основными поставщиками кадров. Во­вторых, реализация стратегии экономического и кадрового развития ОАО «РЖД» связана с формированием на базе отраслевых вузов инновационных научно-образовательных структур.

 

Пример железнодорожной отрасли показывает, что для транспортного образования и науки имеются стартовые условия инновационного прорыва, столь необходимого для эффективного кадрового и научного обеспечения «Транспортной стратегии Российской Федерации» на период до 2030 года». Это наша общая цель, к достижению которой должно стремиться все транспортное сообщество России. В заключение разрешите от имени ректорского корпуса, преподавателей и ученых отраслевых вузов поздравить многомиллионную армию ветеранов и тружеников железнодорожной отрасли с профессиональным праздником — Днем железнодорожника. Желаю вам, вашим родным, близким крепкого здоровья, жизненной энергии, личного благополучия!

 

B. A. Levin. Further prospects of innovation development of education and science are closely associated with the establishment of research and education centers on the basis of the leading universities of Russia. This will ensure the integration of educational, methodical and scientific activities, which have strong ties with production. An algorithm for the interaction of RZD and branch universities fits into the scheme of innovation development of higher education. Universities are ready for innovative scientific and educational activities. Universities are ready for innovative scientific and educational activities, RZD expresses an interest in the development and implementation of the universities innovations.



Ключевые теги: образование, транспорт
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)