Деловая слава России


Новости



АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА


    Евгений Каблов

    РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛОВЕДЕНИЯ


    Николай Махутов

    ПРОБЛЕМЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ





      Опрос

      Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
      Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
      Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
      Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
      Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
      Другое








Деловая слава России » Культура » Новая Культура и Новое Искусство XXI века

Культура: Новая Культура и Новое Искусство XXI века - 27-10-2010, 19:13

 

 

Культура России 21 века

Раиса Ивановна Пшеничникова

ректор ФГОУ ВПО Восточно-Сибирская государственная академия культуры и искусств

профессор, академик МАНИ ВШ, МАИ

депутат Народного Хурала Республики Бурятия

заслуженный работник культуры РФ

заслуженный работник образования Республики Бурятия

 

Новая Культура и Новое Искусство XXI века: инновационные подходы

 

     Одним из глобальных вызовов времени сегодня является вопрос о Культуре XXI века —    Новой Культуре нового века. Естественно, это заставляет серьезно заняться исследованием данного феномена   в разных аспектах и вывести на первый   план   проблемы   развития  Науки о культуре как самой  важной

стратегической задаче, связанной с социально-экономическим развитием страны и ее национальной безопасностью.  В связи с этим доминирующую роль тогда начинает играть самый важный ресурс — культурный ресурс, несущий в себе огромный духовный и научный потенциал.

Необходимо отметить, что исследованием современного культурного ресурса и его использования в социально­экономическом и культурном развитии страны практически никто не занимается. Отсюда и разбазаривание его, отсутствие нормативно-правовой базы по учету, сохранности, приданию этому ресурсу формы товара, без чего невозможно решать никакие вопросы, связанные с капитализацией культуры. Таким образом, нет сомнений в том, что данная сфера является своеобразным «белым пятном» в ресурсной картине России и требует системного изучения и осознания того, что же это такое? И какова характеристика названного ресурса?

Тем не менее сегодня уже возможно увидеть и определить отдельные составляющие, дающие хоть какое­то представление по интересующей проблеме. Итак, весьма прозрачно и четко в настоящее время культурный ресурс распадается на четыре основных, базовых элемента: Первое — народные, традиционные (этнические) культуры многонациональной России; Второе — классическое искусство; Третье — техномасскультура; Четвертое — шоу­бизнес. Каждый из этих элементов выполняет свои функции и задачи, имеет свои технологии воздействия на людей, на их волю, творчество, интеллект и сознание.

 

 

* * * * *

 

Общеизвестно, что основой, структурным центром позитивного развития во Вселенной является принцип Гармонии. К сожалению, ответить на вопрос о том, насколько реально данный принцип реализуется в современном культурном ресурсе, не сможет никто. Попытаемся дать, в самых общих чертах, характеристики четырех выше названных элементов.

Следует отметить, что значительная часть человечества (по данным многочисленных исследований) разучилась ощущать Дух слова, Дух звуков и прозревать многозначность Символов, то есть все то, что связано с чувством прекрасного, эмоциями, ощущениями и переживаниями (эмоционально­образная сфера).

Очевидно, этим объясняется зафиксированный сегодня интерес и потребность молодых в поисках нового способа бытия и восприятия себя в Мире. Этим же обусловлен интерес к традиционным культурам, поскольку в них сокрыта Великая Тайна прошедших веков, а Тайна заключает в себе огромное могущество и дает Силу.

Вместе с тем отношение общества и государства к традиционным культурам остается по-прежнему однобоким и поверхностным опять же из-за отсутствия фундаментальных исследований в этом плане. Сегодня ученые говорят о прямой зависимости традиционных национальных культур и экологического состояния земли, ее экологического пространства, без которого человеку не выжить.

Пространственно-временные парадигмы в традиционных культурах этносов выступают в качестве математической матрицы, в которой закодированы древние знания выживания и развития общества. Поэтому без сохранения своего культурного ресурса невозможно получить то, что наработано нашими предками, которые сделали все, чтобы духовно­интеллектуальные богатства дошли до нас.

Следует еще подчеркнуть, что пока у россиян есть возможность выявить духовную составляющую из каждой этнической культуры, технологии выживания, защиты своего этноса, сохранения и развития его. Эти суперэлементы традиционных культур не имеют цены, они бесценны, поскольку вырабатывались тысячелетиями. Кроме того, сохранение этих культур — есть гарант и условие развития многообразия как основы конкурентоспособности, а значит — и рыночных отношений, развития экономики.

 

Очевидно, что психофизическое здоровье российского общества после перестроечных «бурь и цунами» очень сильно оказалось подорванным. Как его восстановить? Обращаемся вновь к традиционным (этническим) культурам и находим ответы на все вопросы, ибо в традиционных культурах заложена информация о необходимости любить Природу и сотрудничать с ней, чтобы быть здоровыми и счастливыми. Кроме того, в них имеется информация о древних системах оздоровления. Можно сослаться на книгу «Древнеславянская система оздоровления: Как лечились на Руси» / М. М. Безлюдова и другие. Изданы исследования и по бурятской, якутской и другим древним системам оздоровления. Если этот инновационный подход вывести на уровень государственных и региональных программ, если создать систему в детских садах, школах, вузах, то у нас будет здоровое во всех отношениях, духовное, любящее свою страну общество.

 

 

* * * * *

 

В Восточно­Сибирской государственной академии культуры и искусств работа в данном направлении ведется уже более десяти лет. В результате издана книга с грифом Министерства образования и науки Республики Бурятия «Инновационные технологии в профессионально­прикладной физической подготовке студентов» (авторы-составители, педагоги академии В. Н. Чебакова и С. Е. Ветохина). В пособии предложены апробированные преподавателями древние технологии оздоровления разных стран.

Что касается профессионального искусства, то оно интенсивно и успешно капитализируется. Здесь просто срочно необходимы юридические нормы, согласованные с международным правом об интеллектуальной и творческой собственности, авторских правах, патентах, поскольку именно здесь наблюдается элементарное разбазаривание бесценных произведений, в которых также закодирован Великий Дух Великих людей России (писателей, поэтов, художников, композиторов, музыкантов, архитекторов, дизайнеров и так далее).

 

Дело в том, что сегодня общение с подлинными шедеврами становится малодоступным для большинства россиян. А это создает весьма серьезные препятствия в развитии такой важной характеристики человека, как «инфраструктура воображения». Только культурный ресурс с его постоянно возникающими культурами изменяет сознание людей во времени и пространстве.  Искусство, по мнению ряда зарубежных исследователей (А. Аппадураи, К. Стеноу и других), «является предвестником новых возможностей не путем показа будущего, а путем углубления наших способностей представлять иные миры, иные формы, иные образы, иные замыслы». «Искусство наряду с другими формами, способствующими воображению, является ничем иным, как архивом возможных форм. Это требует от нас быть открытыми к новым культурным проектам.

 

 

Можно сделать важный вывод: чем больше создается трудностей для общения детей и молодежи с высоким искусством, тем больше мы ограничиваем их возможности в развитии творчества, индивидуальности, т. е. сами ухудшаем качество человеческого ресурса страны. Кроме того, во всем мире сегодня активно развиваются такие направления в работе с массами, как арттерапия, данс-терапия, музыкотерапия, т. е. направленность искусства на совершенствование психофизического состояния людей. В целом следует подчеркнуть, что именно традиционная (этническая) культура и профессиональное искусство составляют сегодня позитивную часть культурного ресурса, ту часть, которая и формирует Духовную составляющую каждого.

 

* * * * *

 

Теперь посмотрим, какую роль играют техмасскультура и шоу­бизнес в культурном ресурсе?

Большую опасность для развития и жизни культурного ресурса в современном мире представляет все более набирающая скорость техмасскультура, которая вносит огромные искажения в сложившиеся мировые культурно­национальные традиции. Общеизвестно, что без традиций нет инноваций. Поэтому создается угроза и для инновационного развития общества. Становясь все более агрессивной, вненациональной, наднациональной техмасскультура выхолащивает из умов, душ и сердец все человеческое, все духовное, все творческое.

 

 

Так, американский социолог Д. Макдональд пишет: «Массовая культура — не художественный объект, а продукт потребления, ее естественная тенденция — снижение уровня, скольжение вниз к все большей дешевизне и стандартизации, как при любом промышленном производстве». Особо содействуют этим процессам СМИ и Интернет, которые через пропаганду масскультуры форматируют социально­культурное пространство и мешают продвижению гармонии в сфере культурного ресурса, что негативно сказывается на эмоциональной компоненте развития человеческого интеллекта.

 

 

Сегодня много пишут и говорят о креативности у детей, школьников и молодежи, на этом выстраиваются все реформы в образовании. А ведь «креативность» (в переводе «созидание») — это общая творческая способность, возможность порождать необычные идеи, отклоняться от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации» (Большая энциклопедия). Весь опыт человечества подтверждает, что нельзя развить творчество без культуры и искусства. И если под мощными ударами техмасскультуры и шоу­бизнеса, у которого яркие формы, но нет никакого содержания, изменится соотношение в культурном ресурсе, то нарушится самое главное — принцип гармонии. И если это произойдет, то последствия будут просто непредсказуемыми.

 

* * * * *

 

Культурный ресурс, который является основой формирования Новой Культуры XXI века, представляет весьма противоречивую картину. Можно утверждать, что современная ситуация в сфере культуры и искусства характеризуется следующими процессами: 

Главное противоречие — разные условия существования традиционной (этнической) культуры, классического искусства и техмасскультуры — это с одной стороны. Во­вторых, мощное противостояние в самом культурном ресурсе разных культур: со знаком плюс (этническая культура, классическое искусство) и со знаком минус (техмасскультура, шоу­бизнес) без изучения и целенаправленной политики может закончиться неизвестно чем.

 

 

Таким образом, очевидна жизненно важная необходимость регулирования и организации работы с культурным ресурсом страны. В этом плане имеющийся пятидесятилетний опыт ВСГАКИ и Концепция стратегии развития вуза до 2025 года представляют несомненный интерес. Коллектив академии уже разработал отдельные инновационные подходы в формировании Новой культуры и Нового искусства XXI века. Какие же это инновационные подходы? Их пока шесть.

 

 

Первый — Духовная составляющая в Новой культуре должна постоянно возрастать. Именно она должна стать основным индикатором при оценке культурной и творческой деятельности людей. Второй — Новая культура и Новое искусство смогут развиваться при условии активного использования Науки о культуре и вообще науки.

 

 

Третий — развитие культуры и искусства невозможно без исследования и разработки Математики культуры, ибо она определяет главное — принцип гармонии. Чтобы убедиться в том, что это так, достаточно сослаться на уже упоминавшееся исследование Д. Мельхиседека. В нем автор отмечает, что главный смысл и главная сущность принципа гармонии заложены в сакральной геометрии. Главная идея его исследования — появление абсолютно новой культуры, основанной на любви и гармонии, на использовании одновременно левого (мужское начало) и правого (женское начало) полушарий, что приведет человечество к появлению у него (человечества) более высокого уровня сознания, чем то, которое мы имеем сегодня.

 

 

Вместе с тем имеются исследования, в частности Г. Успенского, Гурджиева и других, о том, что искусство четко делится на подлинное или настоящее искусство и неподлинное. И в основе этих критериев также находятся числа Фибоначчи. Кроме того, в трудах Гурджиева, Д. Мельхиседека, Г. Успенского имеются разработанные теории воздействия подлинного искусства на человека, который также сотворен по совершенным законам сакральной геометрии. Таким образом, можно предположить, что Новая Культура и Новое Искусство будут формироваться по тем же древним законам и принципам сакральной геометрии и синергетики. Поэтому перед человечеством ставится новая глобальная задача — овладеть данной математикой культуры. А чтобы это произошло, надо совершенно иначе посмотреть на культурный ресурс как ушедших эпох, так и современности.

 

 

Четвертый — использование Культуры и Искусства как Новых технологий психофизического оздоровления нации. Здесь можно сослаться на многие древние источники, которые помогут понять, что изначально культура и искусство возникли и развивались как способ выживания, собирания энергий. Так, хороводные танцы у всех народов мира преследовали именно эти цели, поскольку хоровод — это замкнутое энергетическое кольцо, с определенным порядком сочетания инь­янь (мужской и женской) энергий, жестами и движениями, направленными на связь с энергией Земли и Неба.

 

 

Пятый — необходимо осознание того, что культура и искусство являются своеобразным мостом между Природой и Человеком. Именно через это можно выстраивать всевозможные варианты взаимодействия с Миром Земли и Природы. Шестой — сохранение многообразия культур — есть основа формирования индивидуальностей, различий, которые в свою очередь являются фундаментом конкурентоспособности и конкуренции, без чего невозможно говорить об экономике вообще и развитии рынка в частности.

 

 

Назрела жизненно важная необходимость в переоценке взглядов, отношений современного общества на роль и значение культурного ресурса, культуры и искусства в целом, учреждений, которые этим занимаются и особенно системы образования в этой сфере. Время уже не терпит, необходимо системно и целенаправленно вести работу, хотя бы по тем инновационным подходам и направлениям, которые обозначены коллективом Восточно­Сибирской государственной академии культуры и искусств. Сценарий развития вуза разработан, и это дает право утверждать, что ВСГАКИ будет играть особую роль в решении многих проблем огромного Сибирского региона и России в целом, в реализации «Стратегии развития Дальнего Востока и Байкальского региона», утвержденного Правительством Российской Федерации.

 

R. I. Pshenichnikova. Keeping our cultural diversity — is the basis of the formation of identities and differences, which, in turn, are the foundation of competitiveness and stable economy. There is a vital need for reassessment of the views of modern society and the importance of cultural resources, culture and art. We should work systematically and purposefully, at least in accordance with those innovative approaches and directions, which are designated by the team of the East Siberian State Academy of Culture and the Arts.

 

Межотраслевой альманах №4 2012 год


Сергей Михайлович Миронов подчеркнул важность этого мероприятия для решения задач инновационного  развития России. Он обратился  к Председателю  Правительства РФ  В.В.Путину с просьбой оказать государственную поддержку в его подготовке и проведении, а также рекомендовать федеральным и региональным органам власти оказывать организационному комитету съезда необходимое содействие


 


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

left


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Партнеры



Архив новостей:

Июль 2019 (1)
Май 2019 (4)
Апрель 2019 (2)
Март 2019 (2)
Февраль 2019 (5)
Январь 2019 (4)