Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » » ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ II СЪЕЗДА ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ

: ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ II СЪЕЗДА ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ - 2-12-2010, 12:32

 

ДЕКЛАРАЦИЯ УЧАСТНИКОВ II СЪЕЗДА ИНЖЕНЕРОВ РОССИИ

 

             В середине текущего десятилетия в России в основном завершен переход к рыночной экономической системе. Создана система базовых правовых норм, обеспечивающих развитие рыночных отношений. Формируется новая система государственного управления на основе механизмов стратегического планирования и управления по результатам.

            Наибольшими потенциальными конкурентными преимуществами в высоко- и среднетехнологичных секторах Россия обладает в сфере оборонного производства (авиационной, судостроительной, ракетно-космической промышленности и т.д.). Однако отставание гражданских высоко- и среднетехнологичных отраслей (электроники, гражданского авиастроения, автомобилестроения и др.) не только лишает российскую промышленность перспективы прорыва на мировых рынках и эффективного импортозамещения, но и создает в долгосрочной перспективе угрозу утраты имеющихся заделов в оборонном производстве.

            Общая выручка предприятий оборонно-промышленного комплекса России в 2009 году увеличилась на 30,4% по сравнению с предыдущим годом. По существу, высокотехнологическая база оборонной промышленности, создаваемая в рамках государственного оборонного заказа, позволяет удерживать необходимое производство и гражданской продукции.

            Начавшаяся реализация национальных проектов в образовании, здравоохранении, жилищном строительстве и сельском хозяйстве позволила устранить или смягчить часть имеющихся диспропорций. Можно сказать, что главные цели национальных проектов в определенной степени достигнуты: есть экономический рост, заложены основы масштабных структурных и институциональных изменений.

 

 

Но сегодня перед российской экономикой стоят задачи модернизации, решение которых требует новых подходов не только на краткосрочную, но и на долгосрочную перспективу.

 

 

            В экономике России за последние годы наметились позитивные изменения, подготавливаются предложения по обновлению техники и технологий. Перед участниками реальной экономики поставлена задача продажи не сырья, а продуктов переработки и, в первую очередь, высокотехнологичных. Это возможно только при условии перехода к производству продукции на новом научно-техническом уровне. Несомненно, что инновационный путь развития производства является приоритетной государственной задачей России.

            На XII Петербургском международном экономическом форуме Президент Российской Федерации Д.А.Медведев, говоря о технологическом прогрессе, добавил в концепцию четырех «и» (институты, инфраструктура, инвестиции, инновации) пятый элемент – «интеллект». Очевидно, что новое технологическое обеспечение производства возможно только при наличии инженерных кадров, способных решать в современных условиях задачи инновационного развития реального сектора экономики страны.

            Правота слов Президента Российской Федерации  подтверждается всей историей развития российской промышленности. Развитие науки и техники было неразрывно связано как с зарождением инженерного ремесла, основанного на простейших механических решениях на начальном этапе развития, так и созданием современных технологий, машин, оборудования, приборов, архитектурно-строительных и инженерных достижений. Человечество на сегодня создало уникальный научно-технический и производственный потенциал, способный оказывать заметное влияние на преобразование промышленности, экономики и общества в целом. По ряду инженерных направлений за последнее столетие в первых рядах стоят наши соотечественники, заложившие своей научно-исследовательской, опытно-конструкторской деятельностью основу для инновационного развития производства.

 

Участники Съезда заявляют, что инженерный корпус является залогом динамичного социально-экономического развития России, основой инновационных технологий.

 

 

            Вместе с тем, основной руководящий принцип либеральной рыночной экономики России и, как следствие, малого, среднего и большого российского бизнеса - "максимальная прибыль за минимальное время". В этих условиях создание сложных технических систем, их техническое сопровождение и ремонт и в целом производство промышленной продукции требуют дополнительных мер поддержки в рамках государственной промышленной политики.

Итоги реформ убедительно свидетельствуют о том, что пока бизнес руководствуется этим принципом, ожидать динамичного инновационного развития российской экономики не приходится.

            Этот принцип запустил цепную реакцию обесценивания естественных наук, высшего инженерного образования и обязательного естественнонаучного среднего образования, т.е. предопределил неизбежность деградации национальных школ технических наук и инженерного образования.

Модернизация принципа либеральной экономики - необходимое условие возрождения российской инженерной школы.

Успешная модернизация экономики и социальной сферы предполагает выстраивание эффективных механизмов взаимодействия общества, бизнеса и государства, направленных на координацию совместных усилий при выработке и проведении социально-экономической политики. Вместе с тем, отсутствие системности в этом взаимодействии существенно снижают эффективность решения задач инновационного развития России.

            Экономическое развитие и спад производства – это, прежде всего, следствие стремления «на повышение личной доходности» бизнесменов, отдельных  экономистов и торгующих структур повысить благосостояние за счет налогоплательщиков страны.

            Примеры последнего времени свидетельствуют об аварийном состоянии основных фондов: Саяно-Шушенская ГЭС им. П.С.Непорожнего, мост через р. Волгу в г. Волгограде, жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные проблемы российских мегаполисов…. . Инженерная общественность Москвы в свое время пыталась предупредить нарушения в проектировании и строительстве Крылатского конькобежного центра, предостерегая, что в течение 5 лет он придет в аварийное состояние. К этому мнению не прислушались – итог известен.

Сейчас аналогичная картина сложилась со строительством объектов в районе г. Сочи, где произошел ряд аварий, а также просчеты в проектировании и возведении моста к острову Русский в г. Владивостоке.

            Данная проблема, во многом, может быть решена путем создания и поддержки исполнительной и законодательной властью  институтов гражданского общества в технической сфере и их широкое представительство в Общественной Палате Российской Федерации. Только всесторонний общественный контроль (экспертиза, анализ) в современных условиях способен приостановить в ряде случаев деструктивную деятельность «власть облеченных», особенно в вопросах, связанных с безопасностью государства. Но для этого необходима  открытая («прозрачная») статистика физических показателей в технике и экономике, например: вводимые энергоблоки, мощности, уникальные мосты и здания, их стоимость и эффективность и др.

Развитие производства – это использование проверенных открытий в науке и широкого применения инновационных технологий. В середине текущего десятилетия российская экономика столкнулась с  проблемами, отражающими как мировые тенденции, так и внутренние препятствия развития.

   Первая - усиление глобальной конкуренции, сопровождающейся возрастанием геополитического соперничества, в том числе за контроль над сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.

   Вторая - ожидаемая новая волна технологических изменений, усиливающая роль инноваций в социально-экономическом развитии и снижающая влияние других традиционных факторов роста.

   Третья - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели экономического развития, базирующейся на форсированном наращивании топливного и сырьевого экспорта, а также низкой стоимостью рабочей силы и невысоким уровнем производительности труда.

Исходя из этого, системный перевод российской экономики в режим инновационного развития на современном этапе должен включать:

- завершение формирования национальной инновационной системы, модернизация фундаментальной и прикладной науки, профессионального образования;

- модернизацию высокотехнологичных отраслей экономики;

- содействие повышению конкурентоспособности массовых перерабатывающих производств: переработка сырья, металлургия, химия, производство строительных материалов, пищевая промышленность и другие;

- преодоление в основном дефицита энергетических мощностей (в генерации электрической энергии и сетевом хозяйстве), развертывание строительства новых мощностей в  электроэнергетике, а также масштабных инвестиционных проектов в нетрадиционной энергетике;

- экстренное развитие транспортной сети, повышение качества и снижение стоимости транспортных услуг;

- завершение проектов в области добычи, переработки и транспортировки углеводородов, направленных на обеспечение внутреннего спроса и диверсификацию их экспорта;

- создание новых центров, особенно на Юге России, в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, связанных с комплексной переработкой сырья.

 

            Но при этом необходимо понимать, что для развития России равно необходимы как революционные («прорывные») достижения в технике и технологиях, так и последовательное, без отсутствия явных «скачков», развитие экономики. Очень часто информация о быстром развитии экономики или отдельной ее отрасли – это или предмет действительной заботы государства, или примитивная рекламная шумиха, инициированная отдельными исполнителями.

На наш взгляд, сбалансированный подход в развитии страны предполагает использование до 1% ВВП на науку и образование. При этом важен также  баланс между фундаментальной и прикладной наукой.

 

            Система профессионального образования, являющаяся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны  - важнейшее условие для формирования инновационной экономики.

Возможность получения качественного профессионального образования продолжает оставаться одной из наиболее актуальных жизненных ценностей граждан. Стратегическая цель государственной политики в области образования - повышение доступности и качества образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина. При этом необходимо пересмотреть соотношение платного и бесплатного обучения в ВУЗах страны, уровень образования в негосударственных образовательных учреждениях. Платное обучение на данный период не должно превышать 15-20% от общего числа обучаемых.

            Здесь как нигде велика цена возможной ошибки при реализации органами законодательной и исполнительной власти программы модернизации российского профессионального образования. Причем ее последствия могут быть выявлены спустя только десятилетия! Мы реально сегодня встали перед фактом, когда инженерные профессии девальвируется практически со студенческой скамьи: число специальностей с присвоением квалификации «инженер» максимально сокращено в угоду «бакалавриату» и «магистратуре». Практика показывает, что магистры и бакалавры, не находящие сейчас достаточной востребованности в промышленном производстве, могут тяжким бременем повиснуть на российской экономике.

Привлекательность инженерной профессии упала. По результатам исследования, проведенного Фондом "Общественное мнение", сейчас привлекательной для себя государственную службу считают 42 процента жителей страны. Летом 2010 года конкурс на бюджетное место на специальность «Государственное управление» в некоторых регионах достигал 160 человек. По опросам старшеклассников 2009 года список работодателей "мечты" возглавили "Газпром", "Администрация Президента", «Сбербанк» (19%, 16% и 14%, соответственно).

            До опасно низкого уровня упала математическая подготовленность выпускников школ. По данным ЕГЭ 2010 года, свыше 200 тыс. выпускников не достигают минимального уровня советского периода, а свыше 80 тыс.- демонстрируют неумение решить простейшие задачи уровня 5-6 классов. Сокращение школьных часов на математику (ниже 5 часов), отмена обязательного экзамена по математике принесли горькие плоды системе высшего образования. Лишь 18% учащихся продемонстрировали уровень знаний, необходимый для продолжения обучения в технических вузах.

            Частично положение могла бы исправить дифференциация ЕГЭ - выделение в ЕГЭ по математике двух частей - базовой для всех, и профильной - для выпускников, планирующих стать абитуриентами технических и экономических вузов.

Нам представляется твердо следовать правилу - не только не растерять лучшие традиции отечественного инженерного образования, но и приумножать их, принимая все необходимые меры для поднятия статуса высокого звания "инженер". Для этого необходимо сохранить, как минимум, в прежних объемах подготовку в ВУЗах страны специалистов - инженеров с 5-летним циклом обучения, а по высокотехнологичным специальностям - и с 6-летним. Надо проявить заботу о формировании эффективной системы их послевузовского образования, профессиональной переподготовки и повышения квалификации.

Важнейшим инструментом подготовки кадров в высокотехнологичных областях промышленности должен стать утвержденный Правительством Российской Федерации государственный план подготовки научных работников и специалистов для организаций оборонно-промышленного комплекса на 2011 - 2015 годы. Его реализация позволит подготовить по различным специальностям около 100 тысяч инженерных работников и специалистов со средним профессиональным образованием за пять лет.

 

            Следует на основе долгосрочных прогнозов технологического развития страны определять и регулярно уточнять приоритетные направления прикладной и фундаментальной науки, технологий и техники. Такие приоритеты должны быть увязаны с задачами реализации конкурентных позиций российской экономики и требованиями национальной безопасности. Это позволит сформировать технологический облик российской экономики, определяющий ее конкурентные преимущества по отношению к государствам-лидерам - США, Японии, Китаю и ведущим европейским государствам. Реализацию приоритетов целесообразно осуществлять как путем первоочередной поддержки фундаментальных и прикладных исследований в соответствующих областях, так и в рамках стратегических инновационных проектов: внедрение информационно-коммуникационных технологий, высокоэффективной энергетики, нанотехнологий, новых материалов и технологическое перевооружение приоритетных отраслей экономики, а также развитие отдельных прорывных технологий:

- водородная энергетика и производство новых видов топлива;

- создание нового поколения ядерных реакторов и топливных элементов;

- разработка новых конкурентоспособных энергетических установок (турбин, генераторов и т.д.) и эффективных систем передачи электроэнергии постоянным током на большие расстояния;

- разработка специальной техники, способной работать на Севере России, в Арктике и других экстремальных средах;

- создание новых поколений авиационной и ракетно-космической техники, энергоэффективных двигателей (в том числе газотурбинных);

- разработка современных технологий обработки металлов;

- развитие оптоэлектроники, микромеханики, мехатроники и новой архитектуры вычислительных средств.

 

            В этих условиях необходимо шире использовать научный и инженерный потенциал государства не только в части модернизации оборонного комплекса, но и развития двойных технологий, технологическое обновление самолето- и автомобилестроения, транспортного машиностроения и станкостроения. Эти отрасли имеют решающее значение для повышения среднего технологического уровня промышленности и импортозамещения.

            Сейчас, когда Россия выходит из последствий глобального финансового кризиса, когда сам характер российской экономики принципиально изменился, когда финансовый сектор, промышленность, социальная сфера стали гораздо более эффективными и устойчивыми, настало время принять дополнительные решения по созданию научно-технологического задела в сфере обороны и безопасности в средне-долгосрочной перспективе, прежде всего, в части фундаментальной науки. Фактически сложившаяся система взаимодействия РАН с государственными заказчиками в области национальной обороны разрушена. Поэтому самое главное - принять решение о необходимости использования потенциала фундаментальной науки в сфере национальной обороны и безопасности, и с этой целью разработать и утвердить комплексную программу фундаментальных научных исследований в области обороны и безопасности. Такая программа, объединяющая возможности не только государственных академий наук, но и высшей школы и других научных организаций в соответствии с поручением Президента Российской Федерации формируется.

            Повышение темпов экономического развития приводит к возрастанию роли человеческого фактора. Особенно важно при этом создать условия для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи. Очевидно, что стратегические преимущества будут у тех государств, которые смогут эффективно развивать и продуктивно использовать инновационный потенциал развития, основным носителем которого является, несомненно, молодежь.

 

В этом плане мы считаем, что вовлечение молодежи в социальную практику, обеспечение поддержки научной и творческой активности, формирование целостной системы поддержки молодого поколения, обладающего лидерскими навыками, а также гражданского образования и патриотического воспитания, является одной из приоритетных задач инженерной общественности страны.

 

 

            Одной из важных задач при обеспечении развития экономики России на данном этапе остается патентная незащищенность основных технологий практически всех экономикообразующих отраслей. В нашей стране  отсутствуют широко используемый во всех развитых зарубежных странах инструмент и сектор экономики интеллектуальной собственности. ПатентноНЕзащищенными остаются все российские технологии, в том числе тяжелого энергетического машиностроения и атомной энергетики, что имеет особую актуальность и остроту в связи с объявленным планом строительства в России и поставки за рубеж новых ядерных энергетических объектов, а также серии плавучих атомных электростанций.

            Отсутствие экономически значимой патентнозащищенной интеллектуальной собственности субъектов российской промышленности  автоматически порождает соответствующее отсутствие нематериальных активов и, как следствие, занижение общих активов, а для частных и частно-государственных объединений – снижение стоимости акций, в том числе продаваемых зарубежным инвесторам. Это существенно ослабляет экономику России. Фактически общий размер упущенной выгоды в масштабах страны достигает сотен миллиардов рублей.

            Инженерная общественность считает необходимым разработку целевых программ по защите технологий и нематериальных активов, особенно для экономикообразующих отраслей промышленности.  

 

            Участники Съезда полагают, что рассмотрение актуальных вопросов модернизации и инновационного развития экономики страны, повышения производительности труда и создания роботизированных комплексов, ресурсосбережения и экономии энергетических ресурсов, широкого использования интеллектуального потенциала и создания интеллектуальной собственности  позволит предложить реальному сектору экономики России передовые инженерные решения и технологии. Очевидно, что в реализации нового технологического обеспечения промышленного и аграрного производств особенно важна роль почти 15 млн. российского инженерного корпуса.

Инженеры России уверены, что в период, когда возрастает значимость инженерного труда по выполнению намеченной программы модернизации экономики Российской Федерации на современном научно-техническом уровне, принятые на Съезде решения  позволят поднять статус и престиж инженерных профессий.

II Съезду инженеров России целесообразно принять Обращение к Президенту Российской Федерации Д.А.Медведеву и Председателю Правительства Российской Федерации В.В.Путину.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)