Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Катырин Сергей Николаевич

Экономика: Катырин Сергей Николаевич - 5-03-2011, 10:52

Сергей Николаевич КАТЫРИН,

президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации.

 

МОДЕРНИЗАЦИЯ И ТОРГОВО-ПРОМЫШЛЕННЫЕ ПАЛАТЫ

 

Модернизация — понятие, ставшее чрезвычайно популярным с подачи Президента  Российской Федерации. Но будет обидно, если от его частого употребления забудется  смысл, внутреннее содержание того движения, которое должно увлечь все общество, чтобы Россия стала действительно мощной мировой державой, уважаемой и друзьями-союзниками, и конкурентами. Торгово-промышленная палата России — органическая часть этого движения

 

 

Система палат, на наш взгляд, идеально подходит в качестве опорной сети для реализации инновационной стратегии, национальных программ модернизации. Пожалуй, нет в стране другой структуры, которая могла бы в равной мере отражать государев интерес властей, здоровую корысть предпринимателей, потребительские (в хорошем смысле) запросы гражданского общества и была бы столь разветвленной, покрывала всю территорию России.Напомню, в ТПП РФ входит более 170 территориальных палат во всех уголках страны, в том числе они достаточно энергично работают во многих наукоградах: в Дубне, Королеве,Черноголовке, Обнинске, Фрязино. В систему палат входят более 200 федеральных и 250 региональных объединений предпринимателей (ассоциаций, союзов, гильдий), более 45 тысяч предприятий и организаций различных форм собственности, полтора десятка представительств палаты за рубежом, которые могут решать задачи изучения зарубежного опыта, поиска зарубежных инвесторов или высокотехнологичных активов для приобретения отечественными компаниями, продвижения российских инновационных проектов. На это нацелен и образованный в структуре палаты Комитет по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России.

Основными приоритетами в работе Комитета являются:

 

• новые технологии в сфере энергетики (в том числе водородная энергетика, термоядерный синтез);

• пилотируемая космонавтика, космические технологии, космические исследования;

• повышение энергоэффективности и ресурсосбережение

• информационные технологии, суперкомпьютерные системы;

• стратегическое планирование и прогнозирование, методология разработки долгосрочного научно-технологического прогноза.

 

Свое согласие принять участие в работе Комитета дали крупные ученые, руководители крупнейших предприятий ракетно-космического, энергетического комплексов, на практике решающие сегодня сложнейшие задачи разработки и внедрения самых современных технологий.

Мы будем опираться на территориальные торгово-промышленные палаты, особенно регионов с высоким научно-исследовательским и инновационным потенциалом: Новосибирской, Томской, Московской областей, Москвы и Санкт-Петербурга, наукоградов России. Будем приветствовать создание аналогичных комитетов по содействию модернизации и технологическому развитию в территориальных палатах. Какие основные направления модернизации мы выделяем, на что ориентируем деловое сообщество?

 

Первое. Техническое обновление устаревшей материальной базы производства. Следует, в том числе, использовать международную практику создания Центров коллективного пользования производственным оборудованием, Центров прототипирования, оснащенных аппаратными и программными средствами проектирования и трехмерного моделирования. Для малых и средних предприятий, хронически испытывающих нехватку оборотных средств и не избалованных дешевыми кредитами, такого рода центры могли бы стать незаменимым подспорьем.

 

Второе. Перестройка структуры экономики, увеличение доли машиностроения, станкостроения, соответствующее изменение структуры экспорта с ориентацией на экспорт готовой продукции с высокой добавленной стоимостью.

 

Третье. Увеличение удельного веса в экономике тех отраслей, которые являются катализатором экономического развития. Это наукоемкие, высокотехнологичные отрасли, которые в дальнейшем должны составить основу инновационной модели развития России.

 

Сегодня же в российской промышленности большинство составляют предприятия и технологии, созданные еще в советский период. Их уровень и в начале рыночных реформ (1991 год) был ниже уровня предприятий в развитых странах. А за последние 15 лет произошло значительное ухудшение технологической структуры, увеличился отрыв в научно-техническом развитии от ведущих стран мира. Из 50 базовых технологий, на которых живет и развивается мир, СССР лидировал по 32  в то время как Россия сегодня реально обладает лишь восемью. Сегодня доля «новой экономики» в ВВП России составляет, по разным оценкам, 3-7%. В развитых странах эта доля доходит до 50%. На НИОКР в России тратится 1% ВВП (половина — за счет государства). В развитых странах Европы этот показатель достигает 4%. Отставание России наглядно отражается в торговле технологиями: доля России в объеме мирового инновационного рынка составляет примерно 0,3%.

Какие основные проблемы, по нашему мнению, мешают энергично двигаться по пути технологической модернизации и инновационного развития?

 

1. На сегодняшний день в России так и не сложился рынок инноваций. Имеются предложения, много интереснейших разработок. Но отсутствует спрос на инновации. Если мы посмотрим цифры, то увидим, что Россия вложила в инновационное развитие государственных средств не меньше, чем Соединенные Штаты Америки. Но именно государственных. Если же взять совокупную сумму «государство плюс бизнес», то окажется, что в США доля частных инвестиций на несколько порядков больше. Наш бизнес пока не стимулирован на такие вложения. Конкуренция, которая должна подталкивать к инновациям для получения конкурентных преимуществ, во многих направлениях у нас или очень слабая, или вообще отсутствует, поэтому не может служить стимулирующим фактором для предпринимателей. А государственные механизмы экономического стимулирования через налоги, таможенно-тарифное регулирование, технические регламенты сегодня в целом недостаточно отражены в законодательстве.Исключение составляет закон по «Сколково». Кстати, принятие этого закона явилось негласным признанием того факта, что без прописанных там мер государственной поддержки серьезных продвижений в инновационном развитии добиться невозможно.

 

2. Существующие сегодня финансовые институты поддержки модернизации, инновационного развития нацелены либо на инвестирование в крупные проекты, причем уже на стадии роста, когда есть уверенность в успешности проекта, либо на субсидии в НИОКРы. При этом слабо развито финансирование на стадии startup, на самом сложном, рискованном этапе проекта, когда, собственно, и решается вопрос, выживет проект, или нет.

 

3. Неразвитость инфраструктуры инновационного сектора, недостаток высокотехнологичного оборудования. Крайне мала доля высокотехнологичной промышленности, которая является ключевым объектом внедрения инноваций, не развиты механизмы распространения передовых технологий между секторами экономики (диффузия технологий).

 

4. Наблюдается нехватка высококвалифицированных специалистов в инновационном секторе. Основные причины: отток кадров за границу и в другие секторы экономики, демотивация творческой работы.

 

5. Система образования не вполне отвечает задачам модернизации и инновационного развития экономики. Бизнесу приходится создавать собственные образовательные центры(корпоративные университеты).

 

6. Неразвитость системы защиты и использования интеллектуальной собственности.

 

Можно продолжать, но пока, наверное, достаточно. Исходя из перечисленных проблем,важнейшей сферой деятельности Торгово-промышленной палаты, Комитета по содействию модернизации и технологическому развитию экономики России, других комитетов является участие в законотворческом процессе. В первую очередь необходимо добиться, наконец, принятия двух базовых федеральных законов: об инновационной деятельности и о промышленной политике в Российской Федерации, которые должны стать законодательной основой модернизации, технологического перевооружения, инновационного развития экономики России. Вопрос уже набивший оскомину, давно перезревший, но до сих пор не доведенный до практического решения.

Вместе с этим предстоит большая работа по совершенствованию смежных областей законодательства: в сферах налогового, таможенного регулирования, интеллектуальной собственности. А также в таких пока слабо проработанных с правовой точки зрения областях, как развитие лизинга высокотехнологичного оборудования,  венчурное инвестирование, страхование инновационных рисков. Отдельный аспект проблемы — региональное законодательство. Примерно в 40 субъектах Российской Федерации приняты свои законы в сфере поддержки инновационного развития, технологической модернизации. Со своей стороны Торгово-промышленная палата разработала:

 

• проект модельного закона субъекта Федерации «О развитии инновационной деятельности»;

• модельное Положение «О патронаже территориальной торгово-промышленной палатой перспективных отечественных инновационных проектов и технологий»;

• концепцию создания и функционирования территориальных инновационно- технологических центров в субъектах Российской Федерации.

 

Эти разработки нашли практическое применение в ряде субъектов Российской Федерации. Сложно даже просто перечислить весь объем вопросов и проблем, которыми нам предстоит заниматься для того, чтобы сделать Россию передовой, процветающей, сильной державой, в которой комфортно жить гражданам, на которую равняются ближние и дальние соседи, чей голос значим в мировом сообществе. Уверен, нам по плечу решение этих проблем.

 

 

S. N. Katyrin.

The system of chambers includes more than 200 federal and 250 regional associations of businessmen, over 45 thousand enterprises and organizations of different ownership forms. All of them can solve the problem of studying foreign experience, the promotion of Russian innovation projects. This is the aim in the structure formed by the House Committee on the promotion of modernization and technological development of Russian economy.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Июль 2017 (4)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)
Октябрь 2016 (11)
Сентябрь 2016 (6)