Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Российская инженерная академия » Инженерное образование

Российская инженерная академия, Межотраслевой альманах, Наука: Инженерное образование - 4-05-2011, 18:47


Эдуард Николаевич КУЗИН

Председатель Совета директоров ОАО «ВНИИстройдормаш». Заслуженный деятель науки и техники РФ. Заслуженный инженер России. Академик Международной и Российской инженерных академий, д.т.н., профессор.

 

РОССИЙСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ: ОТ СОЗДАНИЯ ДО НАШИХ ДНЕЙ

 

Размышления ветерана в канун 20-летнего юбилея РИА

 

Создание отечественной Инженерной академии совпало с бурными событиями в нашей стране во второй половине 80-х и начале 90-х годов. В начале перестройки наиболее значительным для меня стало Всесоюзное совещание в Кремле 11 и 12 июня 1986 года по проблемам инженерно-технического образования и  использования новых достижений в науке и технике для дальнейшего ускорения развития народного хозяйства. Выступали очень авторитетные ученые и производственники, высказывая интересные идеи и предложения. Вообще совещание прошло на подъеме и я возвратился в институт в радостном настроении, а такое бывало нечасто.

 

Наконец-то наука фундаментальная и прикладная станет тем «локомотивом», который потянет наши отрасли по пути прогресса. Вскоре были подписаны принципиально важные Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР №№ 773, 776 и 718, посвященные дальнейшему развитию отечественного машиностроения и широкому применению микроэлектроники и микропроцессорной техники. Появилось принципиально новое направление — робототехника, которое стало быстро развиваться в различных отраслях народного хозяйства. Продолжала реализовываться наша программа по унификации и блочно-модульному проектированию строительных машин. В отрасли на основе унификации планомерно развивалась специализация производства, в первую очередь общемашиностроительных компонентов: гидроагрегатов, средствавтоматизации, кабин, коробок передач, мостов, редукторов и так далее. В нашем объединении по производству строительной и дорожной техники были спроектированы и изготовлены уникальные строительные машины ХХI века, успешно представленные на ВДНХ руководству страны.

 

Наука и производство получили новый мощный положительный импульс. Однако так продолжалось недолго. В 1990 году стало ясно, что существующая система организации научно- технического прогресса отживает свои последние дни. 7 декабря 1990 года в Большом Кремлевском дворце начал свою работу Всесоюзный съезд директоров государственных предприятий. На съезде присутствовали около трех тысяч руководителей организаций и предприятий. Предполагалось обсудить стабилизацию экономики и работу предприятий в 1991 году в условиях перехода к рынку. Но… было уже поздно. Вскоре был ликвидирован отраслевой принцип управления, упразднили отраслевые министерства, сократили, а вскоре и прекратили государственное финансирование отраслевых НИИ и КБ, начался процесс быстрого разрушения научно-технического потенциала страны.В этих сложных переходных условиях появилась острая необходимость в создании отечественной инженерной академии, чтобы сохранить в целостности инженерный потенциал страны. Вначале спонтанно были образованы две Инженерные академии СССР, условно ориентированные на строительный и машиностроительный комплексы. Понятно, что две академии одного названия существовать не могли, и вскоре на объединительном съезде была организована одна Инженерная академия (ИА) СССР, президентом которой был избран Борис Владимирович Гусев. Это был молодой, но уже известный ученый, на тот момент лауреат Государственной премии СССР.

 

Следует подчеркнуть, что учредителями Инженерной академии были Академия наук СССР, Государственный комитет по науке и технике при Совете Министров СССР, Союз научных и инженерных обществ СССР, а также более двадцати министерств и ведомств. После распада СССР было признано целесообразным организовать на базе ИА СССР две академии: Международную инженерную академию (МИА) и Российскую инженерную академию (РИА). Так что последнюю следует считать правопреемницей ИА СССР.

 

 

С самого начала Инженерная академия в первую очередь взяла курс на тесный контакт с Академией наук страны, беря на себя непростые задачи адаптации и внедрения фундаментальных научных достижений в практику хозяйственной деятельности. На протяжении двадцати лет Инженерная академия помогает академическим институтам освободиться от несвойственных им проблем внедрения новых идей в производство и сосредоточить свое внимание и ресурсы на фундаментальных исследованиях. Связь между Инженерной академией и Академией наук осуществляется Советом старейшин, в который в разное время входили такие выдающиеся ученые, как С. В. Вонсовский, И. А. Глебов, И. В. Горынин, Б. П. Жуков, А. Ю. Ишлинский, Н. Н. Ковалев, К. С. Колесников, Я. М. Колотыркин, В. А. Котельников, Б. Н. Ласкорин. Е. Е. Патон, А. В. Фокин, К. В. Фролов.

 

 

Сегодня Российская инженерная академия, объединяя инженерный корпус страны во всех ее регионах, практически ликвидировала разрыв в цепи: идея — результаты фундаментальных исследований — адаптация их на практике — внедрение ее результатов в хозяйственную деятельность. Хочу особо подчеркнуть, что Российская инженерная академия успешно развивает науку и технику в тех регионах страны, где нет научных центров или отделений Российской академии наук.

 

Это чрезвычайно важная задача. Российская инженерная академия ведет и самостоятельные исследования, имеющие важное отраслевое значение. В ноябре 2004 года была замкнута цепь: РАН — РИА — верховная власть в стране, создан Высший инженерный совет. Его задача — упростить выход революционизирующих научно-технических и конструкторских разработок на крупных частных инвесторов, обеспечив тем самым их быстрое внедрение в современное производство. При этом значительно расширится область привлечения инженерных и научных кадров России к экспертизе технических предложений, включаемых в Президентские программы, к непосредственному участию их в некоторых программах, к аттестации высших научно-инженерных кадров и многое другое. Несмотря на ряд объективных и субъективных сложностей, обстановка в стране в целом нормализуется и улучшается. В этих условиях необходимо еще более крепить связь РИА с РАН и Высшим инженерным советом путем организации совместных научно-практических конференций, публикаций, выступлений в СМИ, отчетов о проделанной работе. Необходимо также постоянно совершенствовать структуру этой связи, делая ее гибкой и быстро реагирующей на требования рынка. Должна существовать и обратная связь от РИА к РАН, то есть от практики к фундаментальной науке. Разработки российских инженеров всегда отличались простотой, оригинальностью, низкой капиталоемкостью и высокой эффективностью. В подтверждение этого можно привести массу примеров на разных этапах исторического развития нашего Отечества.

 

 

E. N. Kuzin.

During the last twenty years Russian engineering academy has been assisting academic institutions to free them from problems connected with implementation of new ideas in production not inherent to themand to concentrate their attention and resources on fundamental research. REA provides possibility for engineers not only communicate on a regular basis but also, what is extremely important by itself, create temporary creative brigades on engineers of various professions on solution of the most important problems. It is a unique «flexible» structure of SRI

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Январь 2021    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Декабрь 2020 (2)
Ноябрь 2020 (1)
Сентябрь 2020 (1)
Август 2020 (2)
Июль 2020 (1)
Май 2020 (1)