Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » Центры судостроения

Межотраслевой альманах, Экономика: Центры судостроения - 31-05-2011, 22:18



Валентин Михайлович ПАШИН

инженер-кораблестроитель,
академик РАН, научный руководитель — директор ГНЦ РФ ФГУП
«ЦНИИ имени академика А. Н. Крылова».

 

СУДОСТРОЕНИЕ —  БАЗИС МОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Борьба за власть над ресурсами и территориями, в том числе за обладание морем, сопровождает историю человечества. Мировая экономика все в большей мере переориентируется на освоение ресурсов океана и развитие морской энергетики. Не случайно XXI век объявлен ООН веком Мирового океана.

 

 Все больше оснований приобретает тезис о том, что современная цивилизация прибрежная. На 200-километровой полосе побережья Мирового океана живет половина населения и сосредоточено более половины всего Мирового промышленного потенциала (рис.1). Морская торговля, промышленное рыболовство, исследование океана — важнейшие факторы современности. Военно-морской флот остается своеобразной «длинной рукой» государства, уникальным инструментом активной внешней политики страны. Морская деятельность и глобализация — одни из главных факторов стабильности всего мирохозяйственного организма. Все страны уделяют морской деятельности особое внимание. Только морской транспортный флот способен удовлетворить потребности мирового хозяйства в транспортных услугах. На его долю приходится около 90% мирового товарооборота. Суммарный дедвейт транспортного флота составляет более 1 млрд. тонн. Стоимость фрахта судов, обеспечивающих перевозки грузов морем, ежегодно составляет 230-250 млрд. долларов (до кризиса).

 

РИС. 1Стоимость ежегодно добываемых рыбы и морепродуктов колеблется от 35 до 40 млрд. долларов. Не менее прибыльна добыча на морском шельфе нефти и газа, оцениваемая в 80-100 млрд. долларов. В настоящее время более 35% общемировой добычи нефти и 32% газа приходится на континентальный шельф. Значительный объем углеводородного сырья сосредоточен в Арктике. В целом на мировом шельфе установлено более 6000 платформ, из них около 4000 — в Мексиканском заливе, 950 — в Юго- Восточной Азии, 700 — на Среднем Востоке и примерно по 400 — в Европе и Западной Африке. На российском северном и дальневосточном шельфах — пока 3 платформы. Понимание роли морской деятельности лежит в основе отношения к национальному судостроению ведущих морских стран мира. Продукция судостроения — инструмент осуществления морской деятельности, ее базис. На сегодня объем рынка судостроительной промышленности составляет 100-120 млрд. долларов. Все морские страны имеют систему экономического регулирования национального судостроения и судоходства, а по существу — систему серьезной экономической поддержки.

 

* * *

Ряд принципиально новых направлений морской деятельности существенно повлиял на облик гражданской морской техники и гражданского судостроения. В первую очередь следует назвать охватившую большинство морских стран лихорадку освоения ресурсов углеводородов на шельфах морей и океанов (Северное море, Мексиканский залив, шельфы Австралии, Анголы, Вьетнама, Африки, Персидский залив и другие). Эта деятельность дала стимул появлению так называемой океанотехники и специализированных судостроительных производств. Наиболее характерна в этом отношении Норвегия, создавшая практически с нуля эту отрасль. Новые типы морской техники были порождены самим процессом освоения шельфа. Это разведка, добыча, предварительная обработка для транспортировки, сжижение природного газа, собственно транспортировка, приемные терминалы, средства регазификации. Часть этих средств может быть береговыми или плавучими. Итак, на морских просторах появились: буровые суда, полупогружные или самоподъемные платформы для разведочного бурения, стационарные (технологические) платформы разных типов для добычи и подготовки углеводородов к транспортировке (рис. 2).

Важнейшим типом транспортного средства стали суда для перевозки сжиженного или сжатого газа (газовозы), основная технологическая новинка которых — грузовые отсеки — танки для хранения СПГ. Помимо перечисленных средств прямого назначения для их нормальной работы, созданы и создаются многочисленные нетрадиционные суда обеспечения и снабжения: баржи — площадки для доставки технических средств в море, трубоукладчики, снабженцы, нефтесборщики, пересадочные платформы и многие другие. Эта категория судов, как и предыдущая, изобилует уникальными техническими решениями, применением новых технологий, ноу-хау, большинство из которых для российского судостроения придется осваивать впервые. А что же с гражданским флотом и судостроением в России? С участием морского транспорта осуществляется до 60% внешнеторгового оборота России. Увеличены производственные мощности отечественных портов. Возросло число судов под российским флагом, продолжилось обновление торгового флота, контролируемого Россией, за счет строительства крупнотоннажного танкерного флота за рубежом. На начало сентября 2009 года в Российском международном реестре судов зарегистрировано 346 судов общей грузоподъемностью 1,4 млн. тонн DW. Однако степень участия российского транспортного флота в общем объеме перевозок собственных внешнеторговых и транзитных грузов остается крайне низкой (в пределах 4-5%). Упущенная выгода составляет ежегодно до 6 млрд. долларов на фрахт. Велик урон от «старения флота». Для возрождения отечественного торгового флота необходимо, по данным Минтранса, в 2010-2013 годы построить 152 судна суммарным дедвейтом 6,2 млн. тонн и стоимостью около 6,5 млрд. долларов. Частичное восполнение ледокольного и других видов обслуживающего флота в тот же период оценивается примерно в 1 млрд. долларов. По данным Минтранса, в ближайшие годы должно быть построено также 326 судов речного флота, главным образом судов смешанного плавания, суммарной грузоподъемностью более 1 млн. тонн и стоимостью около 1,4 млрд. долларов. Потребность России в промысловых судах оценивается Госкомрыболовством в более чем 550 крупных и средних промысловых судов различного назначения и в более чем 500 малых промысловых судов общей стоимостью около 2,5 млрд. долларов.

 

Освоение морских минеральных и энергетических ресурсов характеризуется тем, что на континентальном шельфе продолжалось поисковое бурение, в результате чего было открыто 43 нефтяных и газовых месторождений. Общий прирост прогнозных разведанных запасов по нефти оценивается примерно в 2 млрд. тонн условного топлива. Между тем ситуация с постройкой новых судов и морской техники для освоения шельфа непроста. Прежде всего это новизна для нашего судостроения большей части океанотехники. Немалую роль сыграл и факт ухода из нашего судостроения южных верфей для постройки крупнотоннажной техники. Безусловно, это объективные причины. Но нельзя утешать себя этим.

Россия существенно отстает по общему уровню технологии и организации работ от мировых лидеров судостроения. В результате удельная трудоемкость производства в отрасли в 3-5 раз выше, а продолжительность постройки судов в 2-2,5 раза больше, чем у ведущих судостроителей. Такая ситуация сложилась практически еще в советское время и усугубилась из-за морально-физического износа основных фондов промышленности и длительного «режима выживания» без реальных действий по радикальной модернизации.

В целях повышения конкурентоспособности отечественного судостроения разработана, одобрена Правительством РФ и утверждена Стратегия развития судостроительной промышленности на период до 2020 года. Основная цель Стратегии — создание нового конкурентоспособного облика отрасли на основе развития научно-технического потенциала, оптимизации производственных мощностей, модернизации и технического перевооружения, совершенствования нормативно-правовой базы. Создание научно-технического задела в обеспечение создания конкурентоспособной морской техники новых поколений на период 2009-2016 годы предусмотрено ФЦП «Развитие гражданской морской техники на 2009-2016 годы». Главный вектор ФЦП — обеспечение создания морской техники для освоения шельфа. Работы по этой определяющей ФЦП уже начаты (рис. 3). Таким образом, наметился заметный сдвиг в сторону укрепления судостроения и развития флота. Мы преодолели ситуацию превращения России в аутсайдера. Подобная ситуация была бы угрозой не собственно морской деятельности, но будущему страны, ее месту и весу в мире. Оптимизм вселяет понимание роли морской деятельности и судостроения высшим руководством страны и ту реальную помощь, которую мы уже ощущаем. Именно благодаря этому сегодняшнее развитие судостроения идет в полном соответствии с принятой несколько лет назад «Стратегией отечественного судостроения», обозначившей цели

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)