Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Российская инженерная академия » Качество проектной документации

Российская инженерная академия, Экономика: Качество проектной документации - 29-06-2011, 15:43


Эдуард Иоахимович ВИТЛИН

генеральный директор ЗАО «Проектно-строительная фирма «89», доктор инжиниринга, академик Санкт-Петербургской инженерной академии, почетный строитель России.


КРИТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ В ПРОЕКТНОМ ДЕЛЕ

 

В настоящей статье приведены отдельные положения из выступлений на первом и втором съездах Национального объединения саморегулируемой организации проектировщиков, решений и предложений Комитета по законодательству и техническим регламентам НП СРО проектировщиков, публикаций в российской прессе и прессе Санкт-Петербурга, а также из других материалов, в разное время опубликованных и направленных в различные ведомства, имеющие отношение к строительству и качеству проектной документации.

 

Государственная власть Градостроительным кодексом (№ 190-ФЗ от 29.12.2004 года) и Постановлением Правительства РФ № 864 от 19 ноября 2008 года решила для себя две проблемы:1. Переложила обязанности и всю ответственность за работу проектных организаций на плечи СРО. 2. Установила руководство и контроль за деятельностью СРО:  поручила утвердить «Перечень видов работ по подготовке проектной документации на строительство, которая оказывает влияние на безопасность объектов капитального строительства» Министерству регионального развития (в дальнейшем — Минрегион) РФ;  поручила государственный контроль (надзор) за деятельностью СРО, а также введение реестра этих организаций Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору.

 

Настойчивость, с которой это решение проводилось в жизнь, наводит на грустные мысли:

— нормативная база для перехода от лицензии к допускам отсутствовала;

— нормативно-техническая база старая разрушена, а новая еще не создана да и вряд ли будет создана в ближайшие годы.

Примером может служить первый «Перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства», утвержденный приказом Минрегиона РФ № 274 от 09.12.2008 года (приводить содержание приказа Минрегиона считаю нецелесообразным), так как из-за его очевидной технической неграмотности он был заменен приказом Минрегиона РФ № 624 от 30.12.2009 года.  Другой пример — Постановление Правительства РФ № 87 от 16.02.2008 года, поломавшее двухстадийное и одностадийное проектирование, заменив его суррогатным, размытым, содержащим ряд упущений и просто грубых ошибок документом о переходе к проектированию проектной и рабочей документации. Чего стоит определение состава и содержания проектной документации, данное Минрегионом, как примерно отвечающее утверждаемой части рабочего проекта. Возникает вопрос: какой смысл было отменять действовавший нормативный документ?

 

* * *

 

В годы перестройки началось и в настоящее время продолжается падение уровня проектирования  одновременно с падением профессионального престижа проектировщиков и как следствие падение качества проектной документации. Наиболее характерны две причины:

1. Невосполнимые потери проектировщиков: старшее поколение, прошедшее надежную школу в проектных институтах СССР, уходит из активного проектирования, сами ведущие институты в основном, за исключением отдельных, мельчают, и от многих из них остались только престижные названия.

2. В вузах обучение на проектировщиков не проводится, и если этот пробел раньше восполняли многоопытные высокопрофессиональные кадры специалистов проектных институтов, то теперь подавляющее большинство даже очень одаренных выпускников высших учебных заведений в силу ряда причин, в том числе финансовых, идет на стройку и редко приходит в проектирование.

Если раньше проектный институт имел свой почерк проектирования, которой было невозможно перепутать с почерком другого института, если молодые специалисты набирались профессиональных знаний в стенах одного проектного института и многие годы своей жизни связывали с одним местом работы, то в настоящее время текучесть кадров — обычное явление. Все это обостряется нехваткой специалистов по Генеральному плану, конструкторов и инженерных специалистов (водоснабжения и канализации, отопления и вентиляции, электроснабжения и других), и совсем уж катастрофическое положение с главными инженерами проекта.

В любом институте главный инженер проекта (ГИП) не только отвечал за проект, но участвовал и руководил самим проектированием. В настоящее время ГИП стал главным исполнителем по получению многочисленных технических условий и согласованию проектной документации, так как на согласование документации требуется значительно больше времени, чем на ее разработку, особенно при позиции согласовывающих организаций, выдвигающих, как правило, достаточно спорные требования, приводящие к затягиванию процесса проектирования и как следствие — строительства. Так, например, выдаются технические условия, срок действия которых значительно меньше нормативных сроков проектирования и строительства, что позволяет изменять в процессе проектирования ранее выданные требования, по инициативе заинтересованных организаций. Предъявить какие-либо претензии к инженерным монополиям, санитарно-эпидемиологическим и пожарным службам, Роспотребнадзору, организациям, выдающим разрешительную документацию на проектирование, и другим организациям и ведомствам не только сложно, но и чревато негативными последствиями, когда в роли «стрелочника» может оказаться проектировщик.

 


Проблема бесконтрольности в принятии решений хорошо видна на примере Санкт- Петербурга. В течение многих десятков лет я знаком практически со всеми руководителями ГлавАПУ, затем КГА. Даже в годы централизованного управления вопросы решались коллегиально, с участием градостроительных советов и мнения населения. Сегодня решение зависит от конкретных должностных лиц, которые в угоду сиюминутным интересам будоражат всех, кому дорог Санкт- Петербург, бредовыми идеями. То они готовы снести оранжерею на Шпалерной (широко известной не только жителям города, но и всем, кто видел телесериал о Шерлоке Холмсе) и на ее месте построить нечто, то появляется решение о строительстве газпромовского «Охта-Центра». Только указание из Москвы спасло Санкт- Петербург от исключения из списка городов-памятников ЮНЕСКО. Облик города уже изуродован такими «шедеврами архитектуры», как небоскреб Монблан. Перечень безвозвратно утраченных (снесенных) исторических, архитектурных и культурных памятников города настолько велик, что он один занял бы несколько страниц журнала. Не умаляя значимости самой профессии архитектора, появление понятия «архитектурно-строительное проектирование», вытеснившего существовавшее общее понятие «проектирование», достаточно спорно. Безусловно, архитектор — первое лицо при проектировании объектов непроизводственного назначения, но при проектировании производственных объектов первую позицию занимает «Технолог». Но при любом проектировании есть еще и другие специальности — конструкторы, инженеры других специальностей, без которых ни один объект не может быть запроектирован и тем более построен. Все указанное еще более обостряется кадровой политикой во властных структурах, которую проводит государство. Стало достаточно частым явлением, когда на должности самого высокого административного ранга в области строительства назначаются лица, не имеющие ни специального профессионального образования, ни опыта практической работы. Пример — руководители строительного комплекса Санкт- Петербурга.

 

В то же время Градостроительный кодекс выдвигает жесткие требования относительно профессиональных кадров проектировщиков и их численности. В пояснение указанного обратимся к тексту п.п. 6,8,10 ст. 55.5 гл. 6.1 Градкодекса: «8. Минимально необходимыми требованиями к выдаче свидетельств о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, являются: 1) требование о наличии работников индивидуального предпринимателя, работников юридического лица, имеющих высшее или среднее профессиональное образование соответствующего профиля для выполнения определенных видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. При этом не менее чем три работника должны иметь высшее профессиональное образование или не менее чем пять работников — среднее профессиональное образование, стаж работы по специальности должен составлять не менее чем три года для работников, имеющих высшее профессиональное образование, и не менее чем пять лет для работников, имеющих среднее профессиональное образование».

 

Как показал опыт создания некоммерческих партнерств проектировщиков, значительное количество проектных организаций имеет численность, включая руководство и подсобновспомогательный персонал, от 10 до 20 человек. Значительное число организаций в составе некоммерческих партнерств проектировщиков — это структурные подразделения, занимающиеся проектированием в строительных организациях, и они должны получить допуск на проектные работы на общих основаниях. В составе этих подразделений проектировщиков трудится немало работников, не имеющих даже среднетехнического образования, отсутствие которого вполне компенсируется наличием практического опыта, поэтому предоставить им право проектировать является меньшим злом, чем назначение высокопоставленных чиновников, не имеющих также, как они, специального образования.

 

В практике нашей работы законодательно установленные требования к численности и стажу работников вызывают значительные трудности при выдаче допусков для компаний малого и среднего бизнеса, до настоящего времени успешно выполнявших данные работы по лицензии с более мягкими требованиями. Необходимо разрешить юридическим и физическим лицам, относящимся к среднему и малому бизнесу, устанавливать самостоятельно, исходя из стоимости и видов проектных работ, численность работников, их образовательный уровень. 2. Появление на строительном рынке проектных работ случайных, профессионально не подготовленных, но привлекательных по стоимости работ, от проектировщиков, как юридических, так и физических лиц, объединенных в небольшие, носящие зачастую временный характер, коллективы. Из ряда институтов «отпочковались» отдельные группы специалистов, создавшие различные «ООО» и «творческие мастерские». Большинство этих организаций, не имея достаточного опыта проектирования, а порой и необходимых знаний, наносят непоправимый вред проектному делу. Появились так называемые организации из одного специалиста, вооруженного компьютером на кухне. Как они получают допуски — секрет «полишинеля». Работа подобных организаций снижает качество проектной документации, дискредитирует всех проектировщиков в глазах заказчиков, строителей и других заинтересованных организаций и ведомств.

 

В условиях кризиса усиливается зависимость проектировщиков от заказчиков и строителей. Спад в строительстве вплоть до консервации отдельных объектов негативно отразился на финансовом положении проектировщиков, особенно если учесть, что проектирование в отличие от строительства финансируется не по процентовкам, а по законченным этапам. При этом объем проектных работ, обеспечивающий выпуск документации в сроки, определенные этапом, как правило, зависит и определяется частью работ последующих этапов. Например, при финансировании этапов проектных работ по Генеральному плану, внутриплощадочным инженерным сетям и нулевому циклу (фундаменты, стены подвала и перекрытия над ним) необходимо разработать архитектурно-планировочные решения, конструктивные решения, включая расчеты, принципиальные решения по инженерным коммуникациям надземной части, то есть работы последующих этапов, которые финансируются только по их завершении. В этом случае получить какую-либо финансовую компенсацию от заказчиков практически невозможно, а если и возможно, то самую минимальную, так как по незаконченному этапу сложно и спорно доказывать процент выполненных работ. Следовательно, при остановке проектирования проектная организация заведомо понесет финансовые убытки. В условиях кризиса конкуренция между проектными организациями за работу усилилась, и получают заказ не самые сильные в профессиональном смысле слова организации, а те, которые предложат наиболее низкую цену проектных работ. Так как заказчики также работают в условиях кризиса, то определяющим при выборе проектировщика является цена проектных работ. Следовательно, встает дилемма: или отказываться от низких цен на проектные работы и обречь организацию на сокращение штатов, на уменьшение должностных окладов, а в каких-то случаях и на прекращение ее деятельности, или выполнять проектирование по явно заниженным ценам, что неминуемо приведет к снижению заработной платы и, как следствие, к уходу из организации, а не исключено — из проектирования, высококвалифицированных кадров.

 

Такая ситуация уже была в проектировании в 90-х годах прошлого века, когда, например, из ЗАО «ПСФ-89» ушло безвозвратно 90% проектировщиков, нашедших свое применение на производстве, в торговле, общепите и так далее. Практически из них в проектирование вернулись единицы, и причин тут много, начиная от потери квалификации и кончая материальным положением. 

 

*******

 

 В условиях кризиса усилились коррупция и протекционизм, о которых, не стесняясь, каждый день говорят руководители государства. Пока требования Президента и Председателя Правительства РФ претворятся в жизнь, повышаются ставки незаконной системы откатов и продолжается распределение наиболее выгодных заказов по принципу кумовства. Наглядным примером является организация залоговых закупок на получение заказов, условия проведения которых практически исключают участие в них проектных организаций, относящихся к малому и среднему бизнесу. Например: при стоимости проектных работ 10 миллионов рублей необходимо внести залог не менее 500 тысяч рублей, а если посчастливится и повезет получить заказ, то залоговые ставки повышаются еще больше. Следовательно, заказ получит тот, у кого больше свободных финансовых средств.

 

Так где же место малому и среднему бизнесу? В этой ситуации никакого значения не имеет профессиональный уровень проектной организации. Борясь с монополизмом и коррупцией, руководители государства умалчивают или просто забыли о протекционизме, когда нет составляющей личного обогащения высокопоставленных чиновников, а заказы распределяются между афиллированными организациями. Проектировщики поставлены в зависимое положение решением правительства о передаче разногласий по заключению экспертного органа в случае несогласия с ним автора проекта в Арбитражный суд. Такое решение ставит проектировщиков в зависимое положение от экспертизы, так как ни один заказчик не пойдет на затягивание сроков при рассмотрении разногласий в Арбитражном суде, тем более что выводы этого органа скорее будут в пользу экспертизы, нежели наоборот. И это при том, что автор проекта должен представить полное обоснование своего технического решения, в том числе и архивные материалы, в то время как экспертмногие из своих требований вообще не считает нужным обосновывать. В этой статье не затронут очень важный фактор, от которого зависит качество проектных работ, — воссоздание базы нормативной документации, что будет темой следующих публикаций.

 

 

E. I. Vitlin.

This article quotes several statements from speeches made at the first and second conferences of the National  Association of the Self-Regulatory Designers Organization. It is time to understand that designing is also a science as well as strength of materials, structural mechanics and other special subjects included in the curriculum of architectural and constructional universities.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Февраль 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Февраль 2019 (2)
Январь 2019 (4)
Декабрь 2018 (6)
Ноябрь 2018 (4)
Октябрь 2018 (4)
Сентябрь 2018 (3)