Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » В России создан вечный кондиционер

Межотраслевой альманах, , Промышленность: В России создан вечный кондиционер - 9-07-2011, 06:20

Деловая слава РоссииВиктор Александрович АНОХИН,

генеральный директор ООО «Яуза-Моторс» доктор технических наук, профессор. Лауреат  премии им. А. Н. Косыгина. Автор 12 книг.

 

В России создан «вечный» кондиционер

 

 

Коллектив компании «Яуза-Моторс» немногим больше чем за полтора десятка лет создал и внедрил целый ряд инновационного оборудования и электротехники. Мы проектируем и производим новейшие электротехнические изделия, аппаратуру для городского транспорта, металлургических, горно5обогатительных комбинатов, машиностроительных предприятий и многих других отраслей

 

Одна из приоритетных задач компании — создание промышленных ресурсосберегающих и экологически чистых систем охлаждения и очистки воздуха на станциях и в тоннелях метрополитена, а также системы поддержания температуры и очистки воздуха в вагонах нового типа как для подземного, так и для легкого метро. Наши агрегаты поддержания температуры и очистки воздуха созданы по принципу косвенно-испарительного охлаждения. Это эффективное решение для таких систем, как метрополитен, в которых с каждым годом нарастает проблема утилизации тепла.

Наши агрегаты, охлаждая воздух, тепло не выделяют, при этом потребляют электроэнергии меньше, чем фреоновые кондиционеры, в 5-7 раз. Проблема подземного транспорта во всем мире — это постоянное повышение температуры. Для нормальной работы метрополитена температура зимой не должна превышать 130С, летом — не более 280С. Например, на платформах Нью-Йоркского и Лондонского метро летом бывает свыше 400С, в Москве летом 2010 года превышена отметка за 300С. Каждый пассажир несет в себе 0,1 кВт энергии. Если в первые годы за день через московское метро проходили сто тысяч человек, то теперь пассажиров 8-9 миллионов. При движении и торможениисоставов также выделяется тепло. Работа мощных тяговых трансформаторных подстанций — еще одна «грелка» подземного транспорта. В таких условиях нельзя применять традиционные системы охлаждения на фреоне, которые на единицу «холода» дают полторы единицы «тепла». Между тем вагоностроители продолжают закупать традиционные кондиционеры. Новый поезд на фреоне из семи вагонов каждый час отдает в тоннели свыше 400 кВт тепла — эквивалент отопления 12 тысяч кв. метров площади жилого здания. Как все понимают, дополнительной жаре из тоннелей деваться некуда.

 

* * *

Чтобы создать инновации, зачастую вспоминаем удивительно надежно забытые старые истины. Мы переворачиваем не науку, а наше представление об охлаждении: нашим приборам нужна жара, сухой воздух и вода. Косвенно-испарительное охлаждение воздуха основано на использовании теплоты испарения воды. Теоретически испарение 1 кг воды эквивалентно охлаждению 100 м3 сухого воздуха приблизительно с 400С до 220С. На практике в зависимости от конкретных условий достигается снижение температуры воздуха на 6-150С. Такие устройства охлаждения воздуха характеризуются низкими энергозатратами (в 5-7 раз меньше, чем у фреоновых кондиционеров), экологической безопасностью, чистотой охлажденного воздуха, простотой технического обслуживания и ремонта. Несмотря на эти преимущества, косвенно-испарительный метод охлаждения воздуха очень мало применяется в нашей стране.

 

Для Московского метрополитена нами в партнерстве со специалистами ФГУП «ГНПП «Сплав» из города Тулы создан ряд агрегатов охлаждения воздуха мощностью от 100 до 10000 куб. метров в час. Процесс тепломассообмена в этих устройствах реализуется в многочисленных чередующихся каналах, через которые нагнетается наружный воздух. При этом часть воздуха (основной поток) проходит через «сухие» каналы и охлаждается за счет теплообмена со смежными «влажными» каналами. Второй (вспомогательный) поток воздуха двигается по «влажным» каналам вдоль испаряющей воду поверхности, на которой и происходит снижение температуры. Далее охлажденный воздух из «сухих» каналов направляется потребителю, а насыщенный влагой вспомогательный поток сбрасывается в атмосферу. Вода поступает на испаряющую поверхность по листам специального капиллярно-пористого материала, погруженным нижним краем в воду. Капиллярно-пористый материал играет ключевую роль в работе установки охлаждения, поэтому к его качеству предъявляется ряд жестких требований:

 

1. Высокие скорость капиллярного подъема влаги и водопоглощение (т. е. предельное количество воды, которое способен удерживать 1 г материала)— необходимы для поддержания увлажненного состояния листа материала по всей высоте.

2. Водостойкость (отсутствие набухания в воде и сохранение работоспособности в условиях воздействия микроорганизмов, грибков, а также при накоплении солей жесткости) — необходима для обеспечения долговременной автономной работы установки.

3. Умеренная цена, доступность сырья, отсутствие выделения вредных веществ, экологическая чистота производства.

 

Деловая слава РоссииВ качестве капиллярно-пористых иногда используются материалы, предназначенные для изготовления сепараторов аккумуляторов (фирмы Daramic, Hollingworth & Vose и другие). Производились такие сепараторы и в СССР: мипласт, поровинил, пористый полиэтилен (ПЭ). Общий подход к их получению таков: либо спекание заранее гидрофилизированного порошка полимера, либо формование полимерной композиции, содержащей растворимые компоненты, с последующим их вымыванием и образованием пористой структуры. Смачиваемость изделия достигается обработкой растворами ПАВ. При поиске новых капиллярно-пористых материалов наше внимание привлекли композиции на основе минеральных волокон. Известно, например, что стекло очень хорошо смачивается водой, а маты из хаотически расположенных стеклянных волокон со средним диаметром 0,35 мкм имеют удельную активную поверхность до 50 м2/г. Очевидно также, что между волокнами существует значительное свободное пространство.

 

Следовательно, хорошими капиллярно- пористыми свойствами может обладать композиция минеральных волокон с микронными и субмикронными диаметрами при условии достаточного контакта и сцепления волокон. Кроме того, композиция должна иметь листовую форму. Эта сложная задача была решена группой специалистов Санкт-Петербургской государственной лесотехнической академии под руководством д. т. н. В. К. Дубового, создавших на основе доступного отечественного сырья «Композиционный материал для специальной техники» (КМСТ). Была также создана экологически чистая, высокопроизводительная технология, близкая к технологии производства бумаги, выпущены промышленные партии этого материала.

 

* * *

В июне 2007 года на перегоне «Проспект Мира»—«Рижская» были установлены и запущены первые агрегаты охлаждения воздуха АОВ 5000 01 и АОВ 10000. Данные агрегаты расположены в специальных помещениях (вентиляционных сбойках, санузлах), находящихся между путями. Позднее на трансформаторных станциях метрополитена были смонтированы и запущены агрегаты охлаждения воздуха АОВ 5000. Также нами разработан и внедрен агрегат АОВ 300 ЯС для создания на рабочем месте машиниста электропоезда оптимальных параметров микроклимата. По отзывам руководства и самих машинистов, агрегаты охлаждения показали себя как простые и эффективные в эксплуатации. А это важно, так как эксплуатационные службы метрополитена перегружены, в последние годы началась широкая модификация вагонного парка, на обслуживание новой линейки оборудования нет ни кадров, ни времени. Поэтому мы создаем агрегаты без требований к текущему обслуживанию, с огромным ресурсом безотказной работы. На данное время почти полсотни поездов уже оснащены нашими агрегатами охлаждения воздуха. Летом 2010 года пассажиры нескольких линий метрополитена уже оценили нашу разработку.

 

*******

Мы видим большие перспективы агрегата косвенно-испарительного типа именно для бытового массового использования. Обычный кондиционер требует монтажа, расходует 2 кВт электроэнергии в час. Бытовой агрегат АОВ100 берет всего 60 ватт в час. То есть агрегат будет работать сутки и потратит столько же энергии, сколько обычный за час. Помимо его высокой эффективности при низком энергопотреблении, он абсолютно экологически безопасен, полностью автоматизирован и очень прост в обслуживании. Все расходные материалы — это бутылка с водой, полтора литра на сутки. При этом установка охлаждения воздуха мобильная, не требует монтажа, весит 10 килограмм, может быть легко перенесена из одного помещения в другое. Да, наш агрегат стоит несколько дороже привычного кондиционера. Тем не менее в процессе эксплуатации он окупит себя неоднократно. В качестве дополнительной функции можно добавить увлажнение воздуха. Наши агрегаты можно применять в гермозонах, в электронике, на предприятиях, там, где требуется очищенный воздух. А главное — это отечественная разработка, созданная усилиями ученых и инженеров разных предприятий и организаций, содержащая ряд инновационных решений и технологий. Массовое производство бытовых агрегатов охлаждения воздуха — это постоянные рабочие места, это возврат средств в исследовательские лаборатории России. Мы создали конкурентоспособное изделие, которому требуется теперь маркетинговая поддержка.

 

 

V. A. Anokhin.

We do not up-end science but we change our concept of cooling: our equipment needs heat, dry air and water. Indirect evaporating air-cooling is based on application of water evaporation heat. Theoretically, evaporation of 1 kg of water is equivalent to cooling of 100 m3 of dry air from 4000С to 2200С. In practice, air temperature is reduced down to 6-1500С depending on definite conditions. These cooling devices are characterized by low power consumption, ecological safety, easy maintenance and repair.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Июль 2018 (2)
Июнь 2018 (7)
Май 2018 (6)
Апрель 2018 (6)
Март 2018 (4)
Февраль 2018 (1)