Деловая слава России

Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Экономика » Какая нам нужна интеллигенция?

Экономика: Какая нам нужна интеллигенция? - 13-10-2011, 14:09

 

Боголепов Игорь Ильич  −  докт. техн. наук, почетный инженер Санкт-Петербурга, заслуженный инженер России, академик Международной инженерной академии, Actual Member of Academy «International Academy of Ecology, Man and Nature Protection Sciences». Автор более 160 научных статей, изобретений и книг, в том числе трех монографий. Эксперт САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ, РОССИЙСКОЙ и МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНЖЕНЕРНЫХ АКАДЕМИЙ (http://www.engineeracademy.info/expert/i.bogolepov/).

 

 

  КАКАЯ НАМ НУЖНА ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ ?

 

 

           У нас издавна бытуют три главных вида интеллигенции: духовная, художественная и научно-техническая. Эти виды достаточно удалены друг от друга. Но особо характерно то, что, испытывая сильное влияние, как Востока, так и Запада, они всегда пытались найти свой, оригинальный путь развития страны. В чем же суть этих попыток, каковы результаты и, как следствие, что же может ожидать нас впереди? Изложу свое мнение по этим вопросам.

 

Духовная интеллигенция

            Первая - более тысячу лет назад - появилась у нас духовная интеллигенция. Началась она с проповедников христианства  братьев Кирилла и Мефодия, которые составили славянскую азбуку (кириллицу) и перевели Священное Писание на славянский язык - наречие окрестностей Салоник в Греции. Вскоре в Киев и другие русские города прибыли миссионеры из просвещенной в 864 году братьями Болгарии. Великий князь Владимир желая, чтобы Русь приобщилась к западной  культуре и вошла в семью цивилизованных народов, крестился весной 988 года и крестил все население Киева.  Православное духовенство стало первым грамотным сословием на Руси, а Кирилл и Мефодий могут быть названы родоначальниками русской интеллигенции.

 

            Одним из самых выдающихся произведений древнерусской общественной мысли того времени является "Повесть временных лет", автор которой - монах Киево-Печерского монастыря, по-видимому, Нестор. Автор в начале Х11-го века ставит своей задачей выяснить, "откуда есть пошла Русская земля". Повесть неоднократно переиздавалась в России и была переведена на европейские языки. Многих она подвигнула и вдохновила. Например, сюжет "Песни о вещем Олеге" взят А.С.Пушкиным из этой повести. А утверждение автора повести, что "веселее на Руси есть питие" или "велика Русь и обильна, а порядка в ней нет" и многое другое звучит актуально и сейчас.


            Видным духовным деятелем на православной Руси в Х1У веке явился монах Сергий Радонежский.  Он происходил из боярского ростовского рода. В 1337 году Сергий в дремучем лесу основал около города Радонеж Троице-Сергиев монастырь. Это было время ордынского разгрома Русской земли. Чтобы сбросить варварское иго русскому обществу, должно было укрепить свои нравственные силы. Этому делу и посвятил свою долгую жизнь преподобный Сергий. "Разумеется, он мог применить к делу средства нравственной дисциплины, ему доступные и понятные тому веку, а в числе таких средств самым сильным был живой пример, наглядное осуществление нравственного правила" (В.О.Ключевский). Поразителен результат - народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался, наконец, с духом и встал на поработителей. Преподобный Сергий благословил на этот подвиг главного вождя русского ополчения перед битвой на Куликовом поле: "Иди на безбожников смело, без колебания, и победишь".


           Особое значение среди русской духовной интеллигенции принадлежит также дьякону одной из кремлевских церквей в Москве Ивану Федорову - основателю книгопечатания в России и на Украине. В 1564 году Иван Федоров вместе с Петром Мстиславцем выпустили первую русскую датированную печатную книгу "Апостол". Затем были напечатаны: "Евангелие учительное", "Псалтырь",  первая "Азбука" с грамматикой и другие нужные книги. Все издания снабжены "предисловиями" и "послесловиями", написанные Иваном Федоровым разговорным языком от лица печатника. Началась новая эпоха  в культурной жизни россиян.


           На протяжении веков монастыри были на Руси единственными очагами грамоты и духовной культуры. В монастырях создавались многие летописи. Замечательный образ летописца обрисовал А.С.Пушкин в трагедии "Борис Годунов" - образ отца Пимена в кельи московского Чудова монастыря в Кремле. "Да ведают потомки православных земли родной минувшую судьбу, своих царей великих поминают за их труды, за славу, за добро - а за грехи, за темные деянья Спасителя смиренно умоляют" - глаголет  Пимен, выражая нравственные позиции А.С.Пушкина.

            После разгрома польских интервентов в так называемое "смутное время" в цари был избран в 1613 году сын митрополита Филарета в Костроме Михаил Федорович Романов, а его отец скоро стал патриархом всея Руси с титулом Великий Государь. Настал период сложного и рокового переплетения духовной интеллигенции и светской власти.

 

Художественная интеллигенция

            Вторая по времени появилась у нас художественная интеллигенция. Это  в первую очередь, конечно, писатели и поэты ("поэт в России больше чем поэт"). Тип русской художественной интеллигенции начал формироваться в конце ХУШ века. Первым таким интеллигентом может считаться писатель дворянин Александр Николаевич Радищев. Он  был воспитан на французской философии Вольтера, Дидро, Руссо. Восстание Пугачева явилось определяющей вехой в идейном развитии Радищева. В произведении "Путешествие из Петербурга в Москву" слова Радищева "душа моя страданиями человеческими уязвлена была" знаменовали формирование типа русской художественной интеллигенции. Вся книга пронизана ненавистью к помещикам-крепостникам, "алчным зверям и пиявицам ненасытным". Екатерина Вторая, прочитав произведение Радищева, как свидетельствует её секретарь, "сказать изволила, что он бунтовщик, хуже Пугачева". В 1790 году Радищев был посажен в Петропавловскую крепость, присужден к смертной казни с заменой каторжной тюрьмой.


           Но первое пробуждение самостоятельной мысли произошло в начале Х1Х века - и особенно ярко в дворянине Петре Яковлевиче Чаадаеве. Чаадаев был человек исключительно одаренный, его сильные мысли выразились в "Философических письмах", написанных им в 1829-1830 годах. "Он вышней волею небес рожден в оковах службы царской. Он в Риме был бы Брут, в Афинах - Периклес, а здесь он - офицер гусарский" - писал о нем молодой А.С.Пушкин. За опубликование в 1836 году в журнале "Телескоп" первого из этих писем, которое по выражению А.И.Герцена, потрясло всю Россию, Чаадаев был подвергнут домашнему аресту и объявлен сумасшедшим. (Вспомним здесь "Горе от ума" выдающегося дипломата, драматурга и поэта А.С.Грибоедова). Россию Чаадаев считал уроком и предостережением для других народов. Самостоятельная русская мысль задумалась над тем, в чем задача России и особенность ее пути, Восток она или Запад. Чаадаев выступал решительным западником. Он сторонник католицизма, западной ветви христианства, пережившей (в отличие от православия - восточной ветви) реформацию.          

                                                

           Творческая оригинальность обнаружилась и у славянофилов. Наиболее ярким представителем их стал писатель Алексей Степанович Хомяков, который, как и Чаадаев, был в молодости гвардейским офицером. Происходил он из старой дворянской семьи и был крупным помещиком, окончил физико-математическое отделение Московского университета. Хомяков провозгласил идею об особом пути развития России, противопоставляя её "гибнущему Западу". Оригинальность славянофилов связана была с тем, что они пытались осмыслить своеобразие восточного, православного типа христианства, легшего в основу русской истории.


            В эпоху славянофилов и западников появился новый тип интеллигента - из разночинцев. Это был Виссарион Григорьевич Белинский. Он был, прежде всего, замечательным литературным критиком - родоначальником того типа общественной критики, которой суждено было сыграть огромную роль в истории интеллигентского сознания. Народный поэт и литературный издатель Николай Алексеевич Некрасов вспоминал о нем так: "Белинский был особенно любим. Молясь твоей многострадальной тени, Учитель! перед именем твом дозволь смиренно преклонить колени". Именно со времен Белинского начинается период великой и самобытной русской литературы, театра, музыки, живописи и т.д., но не только это.


            С Белинского началось формирование художественной интеллигенции в роли революционного фактора. Как политическая категория она объявилась в русской исторической жизни в эпоху реформ 1861 года, в революции 1905 года, в революциях 1917 года. В облике русской интеллигенции, как идейно-политической силы, - писал позднее крупнейший философ России Николай Александрович Бердяев, - можно различить два элемента: 1. её отчуждение от государства и враждебность к нему, 2. её безрелигиозность во имя начала рационального и эмпирического. Белинский - предшественник коммунистической морали. Теперь на основании исторического опыта и сбывшихся пророчеств П.Я.Чаадаева и Ф.М.Достоевского стало ясно, что основная философема коммунизма о коренной зависимости добра и зла в человеке от внешних условий - может породить в людях внутреннюю творческую апатию и страшную безответственность. Религия же, как она приемлема для современного человека, учит, что добро в человеке всецело зависит от его свободного подчинения высшему началу. Основная философема всякой религии, утверждаемой не на страхе, а на любви и благоговении, - есть "Царство Божие внутри нас есть" -  постоянно рождает в человеке творческие импульсы и личную ответственность перед высшими ценностями. Это доказывают известные интеллектуалы - Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков, П.Б.Струве, С.Л.Франк и другие - в книге, вышедшей в 1909 году под названием "Вехи. Сборник статей о русской интеллигенции". Книга посвящена кризису безрелигиозности русской интеллигенции. Эти и другие университетские интеллектуалы были высланы большевиками из России в 1922 году.


            Весь современный мир  развернулся в настоящее время к духовным ценностям мировых религий, в первую очередь христианства, ислама и буддизма. Христианские духовные традиции исповедуют сейчас шесть из "семерки"  самых высокоразвитых стран мира (Германия, Италия, Англия, Франция, Америка и Канада). Исторически наша художественная интеллигенция, как оригинальное мировое явление, стремилась увести Россию в сторону от столбовой дороги христианской религии. Но она оставила после себя литературные шедевры Пушкина, Лермонтова, Гоголя, Тургенева, Достоевского, Толстого, Чехова, Блока, Горького, Бунина, Шолохова  и великий русский язык!  Это уже не язык кириллицы, ставшей в ХХ веке чуждым большинству современных россиян, а действительно всем понятное, любимое, прекрасное и могучее русское слово.


            Сейчас на пороге ХХ1 века в нашей стране после десятилетий официального атеизма вызревает потребность в современной религиозной культуре. Регулярно звучит "Слово Пастыря" по российскому телевидению -  явный признак такой потребности. В Святом Благовествовании от Иоанна сказано: "В начале было Слово ...".  Надо надеяться, что новое русское слово поможет нам достойно приобщиться к традиционной для нас тысячелетней духовной культуре и с ней - к новому вхождению в семью христианских народов, возглавивших ныне современную цивилизацию, - как тысячу лет назад на Руси при Великом князе Владимире. 

Научно-техническая интеллигенция

             Теперь мы переходим к научно-технической интеллигенции. Она с самого начала активно использовала опыт западных стран,  ее двигал живой интерес к полезному материальному делу и ей, по сути, была чужда политика. В этом она отличается как от духовной, так и от художественной интеллигенции России. Значение ее усиливается на переломных этапов русской истории.                                                                            

            Возникла она на первом из таких этапов в ХУШ веке и связана с реформами Петра Великого (Петра Алексеевича Романова). Первыми русскими техническими интеллигентами были: кораблестроитель П.А. Романов и выдающиеся промышленники "гнезда Петрова". Эти реформы проложили дорогу научному и техническому прогрессу в России и были успешно продолжены  Екатериной Второй. В 1724 году была создана Петербургская Академия наук, в 1765 году -  Императорское Вольное экономическое общество к поощрению в России земледелия и домостроения (ВЭО).  ВЭО активно работало до 1918 года. К 1913 году (трехсотлетие Дома Романовых) земледелие и домостроение в России начало догонять и перегонять западноевропейские достижения.


            Второй переломный этап связан с реформами Александра Второго в 1861 году, проложившими широкую дорогу для бурного развития промышленности в России. Именно в этот период были созданы Императорское Русское техническое общество (РТО), сеть высших технических учебных заведений, а позднее - научные институты и лаборатории. РТО проводило съезды предпринимателей и всероссийские промышленные выставки. Появлялись и новые научные общества. Россия становилась промышленно развитым государством.


           Следующий переломный этап связан с коммунистическими реформами В.И.Ленина-И.В.Сталина, начатыми Великой Октябрьской социалистической революцией в 1917 году и завершившихся созданием в СССР плановой тоталитарной системы развитого социализма в 80-е годы. В этот период вместо вольных обществ ученых и инженеров появились отраслевые научно-технические общества, по сути общественные части соответствующих министерств.

С удивительной прозорливостью предсказал судьбу нашей тоталитарной коммунистической системы в 1937 году (в годы её расцвета)  в Англии Н.А. Бердяев в своей знаменитой книге "Истоки и смысл русского коммунизма". Марксизм к нам пришел с Запада и Карл Маркс работал над "Капиталом" тоже, в основном, в Лондоне. В полном соответствии с этим предсказанием, судьба системы проявилась и в семье Гайдаров: от известного писателя-ленинца Аркадия Гайдара в её начале и до известного демократа-западника Егора Гайдара в её конце, ярких интеллигентов этого периода.


            Нынешний период связан с реформами, направленными на создание у нас современной демократической рыночной системы западного типа. К этому времени назрела необходимость возврата от "массовых" научно-технических обществ развитого социализма к обществам высококвалифицированных профессионалов. Эта необходимость была реализована в Санкт-Петербурге на учредительной конференции в 1991 году, когда все 32 научные общества города объединились в вольный союз под названием "Союз учёных, инженеров и специалистов производства Санкт-Петербурга и Ленинградской области" (СоюзУИСП).


           Первый съезд СоюзаУИСП был посвящен 125-летию Императорского Русского технического общества и прошёл на тему "Новая техника и новейшие технологии в Санкт-Петербурге". Второй съезд СоюзаУИСП проходил по проблеме "Выход из экономического кризиса в Санкт-Петербурге: проблемы и решения". Третий съезд был посвящен 230-летию Императорского Вольного экономического общества и проходил на тему "Концепции развития Санкт-Петербурга, основанные на общественном согласии". Четвертый съезд состоялся на тему "Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге ХХ1 века (состояние и развитие)". Съезды проходили под председательством крупного учёного и видного общественного деятеля России - академика АН СССР и РАН директора Всероссийского института электромашиностроения - Игоря Алексеевича Глебова. Пятый съезд СУИСП проходил уже после трагической гибели академика Глебова под председательством академика РАН Игоря Васильевича Горынина. Он состоялся на тему "Экспортное и импортозамещающее производства к 300-летию Санкт-Петербурга" и был посвящен памяти академика Глебова.

 

Что может ожидать нас впереди

             Культура ХХI века - это прежде всего наука и образование. Науку, как и образование, можно разделить на фундаментальную, прикладную и человеческий опыт.

           Фундаментальная наука - это чистые теоретические знания о природе, человеке и обществе. Авторство их фиксируется в открытых публикациях. Результаты являются достоянием всего человечества и базисом современной, бурно развивающейся, цивилизации. Секретность в фундаментальной науке - нонсенс. Нонсенс в прошлом связан с великим грехом науки - с созданием ядерных средств массового уничтожения. Чрезмерные надежды возлагались на роль науки в построении коммунистического общества. Фундаментальная наука России во всем главном была, есть и будет частью мировой фундаментальной науки. Интеграция мировой науки во все больших масштабах проходит объективно путем перекачки "мозгов" в страны, где наука может развиваться лучше. В ХХ1 веке мировая фундаментальная наука будет единым организмом всех высокоразвитых демократических богатых стран, в том числе и России. К настоящему времени фундаментальная наука накопила достаточно знаний и для процветания и для уничтожения всего человечества.


           Прикладная наука - это знания, необходимые, главным образом, для практического преобразования природы, человека и общества с целью улучшения жизни большинства людей. Современная цивилизация держится по выражению академика А.Ю. Ишлинского на плечах трех атлантов: инженере, враче и учителе. Прикладные науки служат ударной развивающейся силой для удовлетворения возрастающих потребностей людей в улучшении материальной жизни, здоровья, образования. Велика роль прикладной науки в военном деле. В условиях острой конкурентной борьбы новые знания прикладной науки сначала обычно являются секретом вырвавшейся вперед фирмы. Но поскольку суть продукции фирмы на рынке демократических стран не может быть долго секретной, то скоро все тайное становится явным. Цель прикладной науки в современном мире - создать конкурентную способность продукции конкретной фирмы. Связь фундаментальной науки с прикладной, как правило, сложна и неоднозначна. Не сразу новые теоретические знания находят новое практическое применение. Стратегически главное здесь - поиск талантов и эффективное высшее образование.


            Следующая наука - наука жизни - впитывает в себя огромные традиционные знания, которое накопило человечество со времен появления на земле "homo sapiens" (человека разумного). Это - фундамент жизни, без этих знаний человеческая жизнь невозможна. Таким образом, если фундаментальные и прикладные науки дают новые знания и двигают цивилизацию вперед, то наука жизни дает необходимые и достаточные знания для существования самой человеческой жизни. Источник этих знаний для каждого вновь появившегося "homo sapiens" - мать, отец, школа, окружающая среда, религия. Бурное накопление знаний науки жизни происходит в младенческом, детском и юношеском возрасте. В дошкольном, начальном и среднем образовании и воспитании формируется будущее народа, нации, страны. По моему мнению, важнейшее здесь - научно-техническое  образование и духовное воспитание.


            Впереди у нас в России - время устойчивой стабилизации экономики, а далее - подъем промышленного и сельскохозяйственного производства. Нам предстоит резко повысить производительность труда и качество продукции на базе быстро развивающихся новейших достижений науки и техники. Без научно-технической интеллигенции такую проблему не решить. Однако некоторые привилегированные люди во власти больше внимания пока уделяют художественной интеллигенции - нынешней опоре либеральных реформ. Пример тому –художественно поставленные на ТВ общественные спектакли-шоу Политической партии «Единая Россия». Но опора эта преходящая. Вспоминается художественная интеллигенция "серебреного века", напрочь оторванная от научно-технической интеллигенции. Все рухнуло тогда в пропасть житейских бед. После Великой Октябрьской социалистической революции интеллигенция "мира искусств"  со всеми своими спектаклями сгинула, наивно полагая, что просто так, автоматически, "красота спасет мир". Духовное здоровье народа оказалось пущенной по ветру жутких перемен.

 

Национальная идея России ХХI века

           Проблема духовности - вечный вопрос - в чем смысл жизни? Тысячелетняя духовная традиция России утверждает, что смысл жизни человека состоит в движении к Богу, как путь к высшим нравственным человеческим ценностям ("дорога к Храму"). Сейчас у нас в переходный период самая страшная угроза -  массовое разрушение нравственности (по образному выражению С.С. Говорухина - великая криминальная революция). Новой духовной, художественной и научно-технической интеллигенцией России, и Питера, конечно, предстоит решительно, вместе с новыми властями, отвести эту угрозу.


           "Что касается национальной идеи, то она в России существует уже давно, более тысячи лет - это Христос и Его Церковь. Без этого Россия не будет иметь ни достойного настоящего, ни будущего" (митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский владыка Владимир). Другое мнение у депутата Законодательного собрания первого и второго созывов Санкт-Петербурга Леонида Петровича Романкова о национальной идеи России: "На мой взгляд, она достаточно проста - обеспечить жителям страны высокое качество жизни, свободу выбора пути и самореализации, перестать быть пугалом, от которого шарахаются цивилизованные страны. И никакого мессинианства!".


           Сейчас русское общество, как при Сергии Радонежском, должно укрепить свои нравственные силы. В результате в ХХ1 веке новая научно-техническая и новая духовная интеллигенции, воспрянув и объединившись, могут спасти Россию. Художественная уходит часто в шоу-бизнес, но лучшая её часть вольется в научно-техническую и духовную интеллигенцию. На этой основе согласно концепции общественной стратегии, выработанной в последнем десятилетии XX века пятью съездами СоюзаУИСП, следует увеличить реальную среднюю зарплату трудящихся россиян не менее чем в 10-15 раз и приблизиться по этому показателю к "семерке" самых высокоразвитых стран мира [1-9]. Превращение "семерки" в "восьмерку" (не только политически, но, главным образом, экономически) - долгосрочная, понятная большинству трудящегося народа, великая стратегическая цель развития страны, цель, которая может стать, по моему мнению, национальной идеей России ХХ1 века.


             Последние годы убеждают, что начало этого процесса уже имеет место быть (возрождение Всероссийской общественной организации «Русское географическое общество», II съезд инженеров России, издание Российской инженерной академией великолепного межотраслевого альманаха для организаторов производства «Деловая слава России», предстоящий Всероссийский Конгресс научно-технической общественности в РАН). Важный факт! Иначе опять замаячит мрачная перспектива, о которой писал известный интеллигент "серебреного века", поэт-символист Андрей Белый  - "Рассейся в пространстве, рассейся Россия, Россия моя". Мне же, представителю технической интеллигенции, близки другие слова, мудрые слова, сказанные в начале ХХ века нашим замечательным историком Василием Осиповичем Ключевским: "Одним из отличительных признаков великого народа служит его способность подниматься на ноги после падения". Эти слова звучат сейчас, в начале ХХ1 века, как набатный призыв к действию для возрождающейся художественной, научно-технической и духовной интеллигенции России.


           Цель действий великого народа – материальные блага и нравственность. Задача интеллигенции, которая нам нужна, –  консолидация общества для выполнения великой стратегической цели. Дай Бог нам всем умственных и духовных сил для выполнения этой задачи.

 

Литература

1.Выход из экономического кризиса в Санкт-Петербурге: проблемы и решения. Том 1. Доклады на пленарных заседаниях. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 15,6 п.л. Санкт-Петербург, 1993.

2.Выход из экономического кризиса в Санкт-Петербурге: проблемы и решения. Том 2. Доклады на заседаниях «круглых столов». Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И.  Объем 15,5 п.л.  Санкт-Петербург, 1993.

3.Выход из экономического кризиса в Санкт-Петербурге: проблемы и решения. Том 3. Предложения и их реализация. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 17,5 п.л.  Санкт-Петербург, 1993.

4.Концепция развития Санкт-Петербурга на ближайший и отдаленный периоды с расстановкой приоритетов, основанных на общественном согласии.Том 1. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 29,2 п.л.  Санкт-Петербург, 1996.

5.Концепция развития Санкт-Петербурга на ближайший и отдаленный периоды с расстановкой приоритетов, основанных на общественном согласии. Том 2. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 30,2 п.л.  Санкт-Петербург, 1997.

6.Концепция развития Санкт-Петербурга на ближайший и отдаленный периоды с расстановкой приоритетов, основанных на общественном согласии. Том 3. Председатель редакционного совета академик Глебов И..А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 29,0 п.л. Санкт-Петербург, 1997.

7.Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге ХХ1 века (состояние и развитие). Том 1. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 25,2 п.л. Санкт-Петербург, 2000.

8.Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге ХХ1 века (состояние и развитие). Том 2. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 26,5 п.л. Санкт-Петербург, 2000.

9.Наука, промышленность, сельское хозяйство и культура в Санкт-Петербурге и Ленинградской области на пороге ХХ1 века (состояние и развитие). Том 3. Председатель редакционного совета академик Глебов И.А. Руководитель издания и научный редактор профессор Боголепов И.И. Объем 28,0 п.л. Санкт-Петербург, 2000.

 

Санкт-Петербург

Боголепов Игорь Ильич.

Тел.(812) 379-02-82

E-mail: i.bogolepov@mail.ru 

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Март 2020    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Февраль 2020 (1)
Январь 2020 (4)
Ноябрь 2019 (4)
Сентябрь 2019 (4)
Август 2019 (1)
Июль 2019 (1)