Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » НПО Автоматики имени академика Н.А. Семихатова

Промышленность, Наука, Межотраслевой альманах: НПО Автоматики имени академика Н.А. Семихатова - 16-01-2012, 18:54

НПО Автоматики имени академика Н.А. Семихатова

Леонид Николаевич ШАЛИМОВ

генеральный директор ФГУП «Научно-производственное объединение автоматики имени академика Н.А. Семихатова»

 

Михаил Васильевич ЕРМОЛАЕВ
начальник управления маркетинга ФГУП «Научно- производственное объединение
автоматики имени академика Н.А. Семихатова»

 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ РАЗРАБОТОК

 

Принятый в РФ курс на инновационную экономику предполагает обязательное и необходимое участие государства в стимулировании  инновационных разработок. Аналогичное участие государства можно проследить в странах, совершивших экономический «скачок»: Японии, Малайзии, Южной Корее, Китае и других. Общей особенностью инновационного процесса во всех странах является  использование национальных факторов, являющихся «катализаторами», потенциалом национального инновационного процесса.

 

НПО Автоматики имени академика Н.А. СемихатоваДля обеспечения инновационного развития необходимы многие условия: законодательные, финансовые, юридические, экономические, являющиеся общими и обязательными для всех государств. Однако нельзя недооценивать влияние «активов», свойственных конкретному государству и особенностей состояния экономики в период инновационного развития. К таким «активам» национального свойства могут быть отнесены следующие факторы:


• состояние национальной экономики
• наличие «центров кристаллизации» инновационных процессов
• особенности национального характера

• особенности населения по возрастным, образовательным психологическим, культурным и другим факторам;
• климатические, географические, политические и другие условия

 

Задачей государства являлось использование национальных «активов» для «катализации» инновационных процессов. В тех странах, где кроме обязательных и необходимых условий перестройки экономики, государству удавалось использовать эти факторы, внедрение инновационных процессов произошло успешно.


В настоящий момент одной из таких национальных особенностей в экономике РФ является наличие предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК). На наш взгляд, только предприятия ОПК в настоящий период могут быть «центрами кристаллизации» инновационного процесса, но при выполнении определенных условий. Несмотря на негативное влияние кризиса 90-х годов, в России только предприятия ОПК сохранили вертикальную и горизонтальную интеграцию по организационно-техническим и технологическим факторам. ОПК по-прежнему включает в свой состав большинство отраслей промышленности, основу которого составляют предприятия машиностроительной, приборостроительной, химической и других отраслей. Значителен, несмотря на потери, и научный потенциал.

 

 

Главной и необсуждаемой задачей ОПК, конечно, является выполнение Гособоронзаказа (ГОЗ), но в данном случае мы рассматриваем составляющую гражданского направления. Развитие и повышение научно-технического уровня гражданского направления предприятия ОПК только укрепит, позволит развиваться, что, конечно же, положительно скажется на выполнении ГОЗ. Таким образом, для современного состояния экономики РФ является характерным наличие промышленной структуры предприятий ОПК, которая могла бы быть использована для инновационного развития всей экономики. Другой такой организованной структуры в экономике РФ на сегодняшний момент просто нет.

 

 

Фактически попытки реализации программы инновационного развития экономики РФ на базе предприятий ОПК были предприняты в период 90-х годов. Это программы «конверсии» ОПК различного уровня. Несмотря на выделенные финансовые ресурсы, цели программ конверсии в полном объеме достигнуты не были. На наш взгляд, главной причиной провала было отсутствие в этих программах планов по обеспечению востребованности продуктов инновационного развития. Спрос на инновации отсутствовал, и формированию его в этих программах должного внимания не уделялось, разделы по маркетингу практически отсутствовали. Результаты инновационных разработок были получены, но в экономике не востребованы.

 

 

В течение последних лет созданная структура в виде инновационных фондов и госкорпораций значительных успехов в инновационном развитии экономики РФ также не имеет, несмотря на выделенные финансовые ресурсы, по той же причине. Для воспроизводства инновационного процесса в экономике спрос на инновационный продукт должен превышать предложение. В настоящий момент спрос находится на крайне низком уровне.

 


С учетом сырьевой и добывающей направленности экономики РФ в настоящий момент грубо и условно поделим промышленность и научные организации на два сегмента по следующему принципу. Первый сегмент – предприятия нефтегазодобывающей, нефтегазоперерабатывающей, химической, горнодобывающей отраслей. Это предприятия «добывающих» отраслей, фактически обеспечивающие основную доходную часть бюджета РФ – потенциальные потребители инновационного продукта.

 


Эти предприятия на сегодняшний момент объединены в корпорации, холдинги, объединения и имеют централизованное материально-техническое снабжение: «Лукойл», «Сибур», «УГМК», «СУАЛ», «СУЭК», «Норникель» и другие. Подразделения материально-технического снабжения корпораций строго сориентированы на поставки продукции импортного изготовления в объеме 80-95% от общего объема поставок. Например, «УГМК» по продукции энергетики и приборостроения приобретает оборудование фирмы «Сименс», «Сибур» – «Сименс», «АВВ», «Хитачи».

 


Поставляемый импортный продукт высокого качества и удовлетворяет потребностям указанных предприятий РФ, это продукция серийного изготовления, но не инновационного уровня. Следовательно, основная часть предприятий первого сегмента косвенно финансирует развитие иностранных поставщиков оборудования. В тактическом плане все замечательно, а в стратегическом – отсутствие перспективы для отечественного производителя.

 

 

Второй сегмент – предприятия машиностроительной, приборостроительной, химической отраслей, проектные и научные организации, в том числе академической, отраслевой, заводской науки. Именно второй сегмент является потенциальным создателем и поставщиком инновационной продукции. Именно в этот сегмент входит рассмотренная выше структура предприятий ОПК РФ


 

В течение последних лет созданная структура в виде инновационных фондов и госкорпораций значительных успехов в инновационном развитии экономики РФ также не имеет, несмотря на выделенные финансовые ресурсы, по той же причине. Для воспроизводства инновационного процесса в экономике спрос на инновационный продукт должен превышать предложение. В настоящий момент спрос находится на крайне низком уровне.

 


В настоящий период основной задачей государства в инновационной политике является обеспечение внутреннего спроса на инновационный продукт. Рыночные механизмы в данной ситуации в РФ малоэффективны. Реализовать эту задачу возможно административным путем на федеральном уровне.

 


Возможным способом реализации обеспечения спроса на инновационный продукт со стороны государства может быть следующий. С одной стороны, необходимо определить ряд корпораций из состава первого сегмента и обязать производить закупки оборудования отечественного производителя в определенном объеме от общего уровня, начав с 20%, с последующим увеличением, а инновационную составляющую – с 40%.


 

С другой стороны, необходимо определить перечень предприятий из состава ОПК РФ на уровне агентств или конкретных предприятий соответствующих отраслей, способных развивать гражданскую тематику. Отношения сторон из двух сегментов необходимо оформить трехсторонними соглашениями, договорами на уровне агентств и корпораций. Государство в этих соглашениях и договорах должно быть представлено в лице соответствующего министерства РФ с выполнением контролирующих и координирующих функций. Обеспечение выполнения договорных обязательств также должно быть возложено на государственные органы с использованием всех существующих ресурсов: законодательных, административных, финансовых, налоговых и так далее.

 


Например, «Роскосмос», в состав которого входят в основном предприятия машиностроительной и приборостроительной отраслей, проектные и научные организации, а также корпорации «Лукойл», «Сибур», «Норникель», «УГМК», «Сибур», «СУЭК», «СУАЛ» могли бы заключить соответствующие генеральные соглашения по разработке и поставке продукции. Для создания инновационного продукта в таком случае целесообразно финансировать предприятия ОПК через инновационные фонды, госкорпорации, федеральные целевые программы в рамках заключенных трехсторонних соглашений.



Для обеспечения внутреннего спроса на инновационный продукт необходимо объединить самую эффективную часть современной экономики РФ с  ОПК РФ и финансировать не новые идеи, а ОПК РФ под задачи «добывающих» отраслей под непосредственным контролем государства. Предлагаемая схема организации работ по реализации задачи инновационного развития экономики РФ позволяет создать внутренний спрос на инновационную продукцию, что обеспечивает эффективное использование финансовых средств из федерального бюджета и реализацию курса на инновационную экономику.

 


Федеральные целевые программы (ФЦП) – источник бюджетного финансирования инновационных разработок. В ФЦП предполагается  софинансирование из внебюджетных источников (внебюджетные средства). При наличии у корпораций (предприятий) «сырьевой» отрасли интереса по обеспечению продукцией российских производителей (предприятий «Роскосмоса», в частности) в рамках собственных программ поддержания основных фондов, можно рассмотреть и обсудить возможность совместного участия в тендерах по ФЦП с обеспечением необходимых внебюджетных средств из инвестиционных программ развития корпораций (предприятий) «сырьевой» отрасли.

 

 

L.N. SHALIMOV, M.V. ERMOLAEV.

Adopted in the RUSSIAN federation exchange rate on the innovation economy requires mandatory and required the participation of the state in stimulating innovative developments and their application. In this period the main task of the state in innovation policy is the provision of domestic demand for innovation products. Market mechanisms in the situation in RUSSIA is ineffective. To create an innovative product in such a case, it is expedient to finance the enterprises of military-industrial complex through innovation funds, the state corporation, the federal targeted programmes in the framework of the concluded tripartite agreements.

 



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Сентябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30