Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Пятигорские электрические сети

Промышленность, Экономика, Межотраслевой альманах: Пятигорские электрические сети - 5-02-2012, 13:41


пятигорские электрические сети
Валерий Альбертович ХНЫЧЁВ

генеральный директор ОАО «Пятигорские электрические сети»

Заслуженный энергетик РФ, почетный работник жилищно-коммунального хозяйства РФ.

 

МОМЕНТ ИСТИНЫ» НА РОЗНИЧНЫХ РЫНКАХ ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ

 

 

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 530 «Правила функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики» (ПРРЭ), Минпромэнерго РФ разработало проект Правил проведения конкурсов на право осуществление деятельности в качестве гарантирующего поставщика  (ГП). Имеется большая вероятность, что документ будет в целом принят, так как уже прошел ряд необходимых согласований. Это один из ключевых документов, который призван определить наиболее достойных поставщиков электрической энергии на розничных рынках.

 

 

Как и все другие нормативные документы, касающиеся реформирования электроэнергетической отрасли, он представляет интересы исключительно дочерних   предприятий РАО «ЕЭС России» и ставит других игроков на энергетическом поле в  неравное с ними положение. Достаточно сказать, что в разделе проекта Правил «Особенности организации и проведения очередного конкурса с условием об изменении границ зон деятельности гарантирующего поставщика» одним из требований является наличие во вновь создаваемой зоне не менее 25% потребителей региона. Ни одна  энергосбытовая (энергоснабжающая) организация, кроме энергосбыта ОАО Энерго, данному критерию не соответствует. И еще не менее значимый факт, прописанный в проекте Правил: в случае, если такой энергосбыт решит подать заявку на расширение зоны своей деятельности (а он обязательно это сделает, ведь в целевой модели реформы все энергосбытовые компании, выделившиеся из АО Энерго, будут проданы, и чем  крупнее они будут, тем выше их стоимость), и организатор конкурса после первичной проверки определит его соответствие ряду установленных проектом Правил требований, заявки на получение статуса гарантирующего поставщика других претендентов даже не будут рассматриваться!


 

Единственное право, которое любезно предоставляют  разработчики Правил – забрать свои конкурсные документы. Это означает, что гарантирующим поставщиком в регионе будет только энергосбыт АО Энерго, а все другие энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, в том числе и муниципальные, остаются сторонними наблюдателями, и зоны их деятельности будут поглощены энергосбытом АО Энерго. О каких конкурентных отношениях в электроэнергетике в таком случае можно говорить?

 

 

На первом этапе, вопреки желаниям РАО «ЕЭС» (до проведения первого конкурса), статус гарантирующего поставщика был присвоен большинству энергосбытовых (энергоснабжающих) организаций и они были включены в Федеральный  информационный реестр гарантирующих поставщиков. Это удалось сделать в основном благодаря усилиям Федеральной антимонопольной службы. Теперь желания руководства РАО осуществятся, с помощью новых Правил можно избавиться от всех конкурентов. Считаю это большой ошибкой, которую ни в коем случае нельзя допускать.


 

Нельзя уничтожать предприятия, осуществляющие энергоснабжение более 80% населения страны, большинства социально значимых объектов и имеющих бесценный опыт работы с потребителями электрической энергии. Необходимо устранить все надуманные препятствия на пути получения ими статуса гарантирующего поставщика. Дать им право на равных участвовать в конкурсе и бороться за своих потребителей.

 

* * * * *

Теперь о другой проблеме. В 2008 году в соответствии с «Правилами  ее дискриминационного доступа к услугам по пере даче электрической энергии и оказания этих услуг», утвержденных постановлением правительства РФ от 27 декабря 2004 года № 861, оплата услуг по передаче электроэнергии между сетевыми организациями будет осуществляться по так называемому «котловому методу». Его идея в следующем: все сбытовые компании субъекта РФ оплачивают по единому тарифууслуги по передаче головной сетевой компании (Региональная сетевая компания или РСК**   бывшее АО  Энерго).

 

 

Она заключает договор взаимного оказания услуг с остальными сетевыми компаниями региона и оплачивает их по утвержденным индивидуальным тарифам. В Ставропольском крае уже в 2007 году по решению региональной энергетической комиссии этот метод применен. В результате возник ряд нерешаемых проблем как технического, так и юридического характера, которые препятствуют заключению договоров на услуги по передаче электроэнергии между сетевыми компаниями.

 

 

Во-первых, расчет за услуги должен осуществляться по полезному отпуску электрической энергии. При этом исключается всякая возможность контроля объемов передачи со стороны РСК. Физически просто невозможно снять показания приборов учета у всех потребителей. Из-за этого у РСК возникает риск бесконтрольной манипуляции объемами и структурой полезного отпуска недобросовестными контрагентами.

 

 

Во-вторых, ряд региональных сетевых предприятий присоединены не только к Региональным сетевым компаниям, но и к Федеральной Сетевой Компании (ФСК). Это приводит к двойной оплате услуг — один раз по полезному отпуску РСК, второй при оплате услуг ФСК.

 

 

В-третьих, РСК, рассчитываясь с нижестоящими сетевыми организациями, фактически оплачивает услуги, которые ей не оказываются, что является нарушением Гражданского Кодекса.


 

В-четвертых, при такой модели в возникающие риски неплатежей между двумя субъектами регионального рынка услуг по передаче будут втянуты все сетевые компании. Недостаток собранных средств РСК ляжет бременем на все нижестоящие компании. Кроме того, аккумулирование в одних руках всех средств приведет к субъективному распределению финансовых потоков. Кому-то деньги заплатят, а кому-то нет.

 

 

В-пятых, при расчете по полезному отпуску остро стоит вопрос оплаты сверхнормативных потерь. Это тоже является камнем преткновения при заключении договоров.


 

В-шестых, у потребителей возникает множество проблем в случае нарушения энергоснабжения. Договор на поставку электроэнергии у него со сбытовой компанией. Претензии могут быть предъявлены лишь ей. Сбытовая компания, имея договор только с РСК, соответственно передает претензию ей. В свою очередь РСК передает нижестоящей сетевой компании и так по цепочке до сетевой компании, к сетям которой присоединен потребитель.Можно только догадываться, сколько времени потребуется для возобновления энергоснабжения потребителя при таком «котловом методе».

 

 

Весь ряд этих и многих других проблем привел к тому, что в Ставропольском крае до сих пор не заключено ни одного договора между сетевыми компаниями. Отношения между ними во многих случаях переходят на уровень арбитражных судов. Такое ненормальное положение складывается практически во всех регионах, где применен «котловой метод».

 

 

Спрашивается, зачем было ломать отлаженный механизм? Например, в прошлом году проблем с заключением договоров не возникало. Все сетевые компании расплачивались за услуги по передаче электрической энергии по объему отпуска в сеть на границах балансовой принадлежности. Многие организации затратили огромные средства и создали системы коммерческого учета (АИИСУ). Теперь получается, что ни никому не нужны. В прошлом году работал и метод расчета между сетевыми организациями «По выделенному участку сети», когда расчет за услуги по передаче осуществлялся только по тем сетям, которые непосредственно использовались для передачи электрической энергии конкретному потребителю. Было все прозрачно и не вызывало никаких вопросов. Было понятно, кто за что и сколько платит. На 2007 год волевым решением, без всяких обоснований, этот метод отменили.

 

 

Подводя итог, можно сказать: складывается положение, которое все больше и больше запутывает ситуацию на электроэнергетическом поле и создает угрозу надежному энергоснабжению потребителей.

 

 

 

Valery A. Khnychev. «Electric networks of Pyatigorsk». The dynamics of electric power demand is a basic example of how electric power engineering of the country is developing. All sectorial structures of Russian power engineering were combined in the unified cycle, which excluded system collapses like on May 2006 in Moscow. If one station broke down, secondary power supplies were switched on in the other stations of the system. On the national level, the correlation of atomic and thermal stations was elaborated and hydraulic power systems were  created. Today, nobody is involved in the questions of integrated strategic studies in Russia. It is strongly recommended to set up the Ministry of power engineering and electrification, to fill it up with professionals of the highest level, to restore the whole power engineering construction industry. We understand that strategic industries need planning. Machine building, aircraft industry, metallurgy, petroleum industry, power engineering and some others are among them. The state must not lose a grip on them; otherwise, the state itself will die.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Май 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31