Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » Российская инженерная академия работает на благо Москвы

Наука, Российская инженерная академия: Российская инженерная академия работает на благо Москвы - 12-03-2012, 21:11

 

Борис Владимирович ГУСЕВ

президент Российской инженерной академии, член-корреспондент РАН, лауреат Государственных премий.

 

РОССИЙСКАЯ ИНЖЕНЕРНАЯ АКАДЕМИЯ РАБОТАЕТ НА БЛАГО МОСКВЫ

 

Научно-производственный потенциал нашей страны, достижения отечественной науки всегда концентрировались в столице. Правительство Москвы во все времена уделяет огромное внимание дальнейшему развитию науки и новейших технологий. Повышается конкурентоспособность отечественных товаров и технологий, благодаря этому растет качество жизни не только в столице, но и по всей стране. МКНТ, равно как и Российская инженерная академия, транслирует свои достижения по всей России.

 

 

Приближается двадцатилетие Российской инженерной академии. И все эти годы мы трудились в русле общих научно-технических задач, стоящих перед нашей страной. Наша научно-техническая организация является межотраслевой структурой, обеспечивает развитие прикладных наук более чем по тридцати инженерным направлениям. Кадровый масштаб позволяет нашей академии выполнять работы в рамках генерального соглашения с правительством города Москвы, в том числе по межотраслевым проблемам техники, таким, как проблемы качества, диагностики, трибологии и триботехники, инженерного образования, и другим. Соглашение было подписано в 2000 году. По Постановлению мэра Москвы создано Московское отделение РИА. С тех пор мы накопили большой опыт совместной работы.


 

Хотелось бы остановиться на некоторых конкретных темах, выполненных в рамках московских программ по основным инженерно-техническим направлениям. Основное направление нашей совместной деятельности — это традиционно энергетика, потому что с каждым годом потребность производства в энергии все более возрастает. Нам довелось решать вопросы в области транспорта, вопросы, связанные с городским хозяйством и строительством, проблемы экологии. Особый интерес представляют экологически чистые материалы, экологически чистые дома, которые позволят решить проблему здоровья населения.

 


Большое значение мы придаем вопросу, который затронул в своем докладе Дмитрий Александрович Рототаев, — это тема интеллектуальной собственности. Могу сказать, что фонд, созданный в рамках Российской инженерной академии, ежегодно выполняет порядка 500 патентов по различным направлениям развития техники. Поддержку патентования мы не останавливали ни на минуту. Более того, неоднократно силами наших академиков поднимался вопрос о доле интеллектуальной собственности в капитализации предприятий и компаний. До сих пор этот показатель намного скромнее, чем по всему миру.



Российская инженерная академия

 

 

Глубоко убежден, что основной вызов нашего времени для инженерно-технической сферы находится в области создания новых материалов. Очередной научно-технический рывок выражается в «соединении несоединимого». Привычный нам мир преображается, материалы становятся композиционными, приобретают новые качества, бетон становится гибким и пластичным, пластики — сверхтвердыми или жидкими. Появляются невероятные с точки зрения наших предшественников технологии, которые позволяют решать современные проблемы.

 


Российская инженерная академия

 

Одна из ведущих секций Инженерной академии — это секция материаловедения, которая достаточно много работает над проблемами материалов. Силами секции проводится в апреле ежегодная конференция по материаловедению, традиционно — в Московском государственном университете. Но все же основными материалами в городском хозяйстве, для строительства, которыми так славится наша Москва, являются металл и бетон. Мы демонстрируем, как металлическим листом толщиной всего 5 мм можно перекрыть пролет 300 метров. На рис. 1 представлена одна из конструктивных форм, которая значительно позволит сократить расход металла. На рис. 2 показана железобетонная пластина толщиной от 3 до 5 см, длиной 20 метров. Такого рода плиты могут быть использованы в качестве отбойных плит, дорожных покрытий. Железобетон благодаря новому качеству и свойству — гибкости — получает как бы второе рождение, значительно расширяя наши представления о сфере применения бетонных плит.



Более 30 лет ведется работа в области создания композиционных материалов, в основе которых лежат те или иные волокна. Пока что производство углеродных и альгидных волокон в России ограничено. Между тем композиты позволяют создавать очень легкие материалы, стойкие ко всем видам воздействия. При этом новейшие материалы обладают свойством достаточно полной утилизации. Вопросы утилизации очень важны и в отношении бетона, так как строительство и реконструкция будут продолжаться всегда, пока люди живут в городах.

 


Например, создана интересная технология утилизации бетона. Начиная от его измельчения, от создания машин, чтобы выбрать из него арматуру, получаем щебень, дробим щебень, обжигаем этот щебень в печах при температуре в два раза ниже, чем получается цемент. В результате получаем цементы на основе вторичного использования бетона, марок не самых высоких, порядка 150-200, которые необходимы при производстве строительных смесей. Но тем не менее это эффективный способ утилизации, который может быть и должен достаточно широко использоваться в Москве.

 


Не могу не сказать о том, что композиционными материалами мы уже насытили потребности Москвы, которые существуют и в транспортной инфраструктуре, и в вопросах строительства. Но пора переходить на наноматериалы, на нанотрубки углеродные. А мы еще не освоили тот пласт, задел по которому был создан 30 лет назад. Эти композиционные материалы особенно большое значение имеют для усиления конструкций. Можно усиливать металлические, деревянные, железобетонные конструкции. Причем процесс усиления достаточно простой, без нарушения конструктивных элементов сооружения. Усиление состоит в том, что к конструкции приклеивается композиционный материал толщиной всего в 5 мм! Надо понимать, насколько важным и революционным является подобная технология усиления конструкций для постоянно развивающейся инфраструктуры Москвы, для восстановления мостов и подземных сооружений.

 


В русле совместных с Москвой работ силами инженерной академии создана система коэффициентов экологической эффективности стеновых материалов. Понятно, что коэффициент, равный единице, присвоен дереву. Если говорить о бетоне, то бетон в 20 раз хуже, кирпич хуже в 1,5 раза. А также исследована целая гамма материалов, где мы показываем, какие коэффициенты экологической эффективности им присущи. Я думаю, что в будущем строительство наружных стен пойдет по направлению использования экологически чистых материалов.

 

 

Российская инженерная академия
Надо еще сказать о создании системы транспорта. Мы живем в условиях кольцевой системы Москвы. Это самая сложная система в плане ее реализации, ведь в любом направлении существует горлышко — любой транспорт все равно упирается в горлышко. И вот по заданию мэрии Москвы мы сейчас создаем систему развязки транспортных потоков. Представляем вам одно из тех решений, которое выстрадано, — задуман гибридный метрополитен. Это метрополитен, который «выходит» за пассажирами на поверхность и в результате не требует создания крупных подземных станций (ведь затраты на строительство подземной станции составляют не менее 30% стоимости самого метрополитена), метрополитен, который может быть заложен на глубине порядка 10-20 метров и обеспечивать скорость передвижения пассажиров примерно в 2,5 раза выше, чем существующий метрополитен. Я думаю, этот вопрос надо рассмотреть в специальном сообщении. Тем не менее предложения такого рода есть. Мы их обсуждаем с Комитетом по науке и технологии. Юрий Михайлович, и мы надеемся, что вы тоже найдете время рассмотреть ряд интересных вопросов. Спасибо за внимание!

 

 

 

B. V. Gusev. Soon we will mark the 20th anniversary of Russian Academy of Engineering. All these years we have worked towards the common scientific and technological challenges facing our country. Our scientific and technical organization is an interdisciplinary structure for the development of applied sciences in more than thirty engineering professions.

 




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО


Календарь событий:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)