Деловая слава России


Новости




Экспертное мнение

Деловая слава России » Межотраслевой альманах » Перспективы системы образования россии

Межотраслевой альманах: Перспективы системы образования россии - 11-09-2010, 08:46

           Борис Филиппович Кваша, директор Международного института независимых педагогических исследований (МИНПИ) — ЮНЕСКО,   академик Украинской академии наук, член-корреспондент РАЕН, доктор педагогических наук, доктор юридических наук, доктор философских наук, профессор Санкт-Петербургской юридической академии, заслуженный деятель науки, кавалер Ордена «Почетный гражданин России».

Педагог-просветитель, специалист в области права, педагогики, валеологии, философии, психологии и акмеологии, Борис Филиппович Кваша около 40 лет занимается вопросами гуманного обучения молодежи в общеобразовательных и высших учебных заведениях.

 

Драматизм образования — это еще не трагедия

 

           Б. Ф. Кваша называет свою педагогическую и научную программу деятельности «авторской школой жизни». Вероятно потому, что она так или иначе впитала в себя  осмысление на личном и общественно­социальном уровне всех этапов трудового и научного пути ученого. Изучая проблемы отечественного и зарубежного образования, постоянно меняющийся характер этого живого организма, автор открывает нам, что уже много лет образование находится в состоянии «драматизма».  

           Если отойти от широкого литературного понимания драматизма, то в толковании его по проблемам образования оно означает «крайнюю напряженность, тяжесть положения, обстоятельств». Педагогическое же выражение, содержащее слово «драматизм», впервые встретилось мне в отечественной публикации по теории и практике образования в 90-х годах прошлого века в таком виде: «Биология как учебный предмет общеобразовательной школы имеет драматическую историю».

           Доказательность этого факта была тогда не очень убедительной. Тем не менее зерно удивления такой экстремальной характеристикой образования было посеяно.

           С тех пор прошло около 20 лет. Значительно изменилось российское образование. И теперь можно с уверенностью говорить о драматизме уже не отдельных видов образования (например, биологического, экологического, филологического и так далее), а всей системы. Тем более, что в журнале «Образование» была опубликована статья  Теодора Зэлдина. Он дал новый импульс для постижения сути образовательного драматизма.

           Зэлдин характеризует французское образование не просто как демократическое, но и как «все более демократическое» — то есть в процессе исторического развития. Вот некоторые, но достаточно выразительные французские проявления демократии в образовании:

• «...ни в одной стране школьная демократия не получила такого размаха, однако образование отнюдь не стало делом личного выбора каждого и по-прежнему навязывается извне»;

• «Миф о равенстве в школе ничего общего с действительностью не имеет...уже в школе начинает действовать сложившаяся система привилегий: 40% обучающихся в них — дети «высших кадров», 25% — средних и менее 5% — выходцы из рабочих семей»;

• «...около трети французов старше 46 лет не имеют школьных аттестатов, другая треть имеет лишь свидетельства об окончании начальной школы».

           Описанная драматическая ситуация в «демократизированном образовании» Франции выглядит достаточно удручающей и в абсолютном понимании образования, и в сравнении его с образованием других стран — США, Японии, Англии, России и прочих. Но что же сильнее, радикальнее и глубже по содержанию — драматизм или кризис, который имеет место в образовании? Трудно сказать, но надо!

           Кризис переживает не только система образования во Франции, но и образование как таковое. И еще один сильный вывод, который соответствует не только французскому, но и российскому образованию, находящемуся в кризисном состоянии с 1957 года, а с 2002 года вступившему в фазу модернизации. Становится все очевиднее, что ни одно из возможных решений существующих в  образовании проблем не может удовлетворить всех.

           Если это так, то и в России, тем более, ни одно из возможных решений не может удовлетворять всех. Значит, и российское образование, переживающее затяжной драматизм или кризис, должно иметь для его преодоления объемный арсенал кризисных решений и ему необходимо развиваться по пути адекватных решений конкретных проблем.

           Конечно, модернизация образования зависима от базальных понятий и прин-ципов его, которые, изменяясь, ведут к изменению образовательной теории и отдельных элементов образования. Именно это подчеркивается и в «Стратегии модернизации содержания общего образования», где речь идет о новой теории, методике, методах и технологиях обучения.

           Однако на каждом его этапе и уровне появляются факторы разной степени консерватизма или, наоборот, динамизма да еще нередко противоположные, ставящие под угрозу существования или скачкообразного изменения систему образования в целом. Согласуясь с определенной социально­политической ситуацией, научно-техническим прогрессом, искусством, культурой, традициями этноса, образовательными возможностями общества, образом жизни, эти обстоятельства создают эффект неопределенности.

Каждый из названных комплексных факторов существует в единстве и борьбе противоположностей с другими факторами. А это умножает вариативность образования и формирует подрастающего человека, способствуя, а возможно, и затрудняя решение задач и проблем обучения, воспитания и целенаправленного развития и придавая образованию свойства динамической системы со специфическими качествами управления и самоуправления. (Тем самым предполагается высокая квалификация педагогов, а у обучаемых — широкий диапазон возможностей для реализации физических, духовных и социальных качеств). Эти свойства создают системное единство противоположных образовательных факторов, которые либо благоприятствуют развитию личности, либо затрудняют этот процесс — вплоть до драматизации развития образования и даже его разрушения.

           Причин для многообразия форм такого драматизма немало. Среди основных — перегрузка учебного процесса (на 25-30%), низкий кпд (не превосходит 20%), неадекватное организационное и технологическое обеспечение образовательных процессов. А также неудовлетворительные материальные и социальные условия, в которых образование реализуется для большинства россиян.

           Как показывает практика, исключить эти причины весьма сложно. Во­первых, обучение, воспитание, целенаправленное развитие подрастающего поколения, находясь на острие социальной политики и практики, активно принимаются или отрицаются политиками самых разных убеждений. Во­вторых, конкретные факты (знания, умения, навыки), которые получают обучаемые в процессе образования, быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности — во всяком случае, за пятилетие он удваивается. В-третьих, меняется научно-технический прогресс, а значит, происходит непрерывное изменение содержания, методик и технологий образования, которые только и могут лежать в основе устранения перегрузки учащихся. И, наконец, появляется противоречие между недогрузкой отдельных учеников, перегрузкой учебных предметов и образования в целом. В результате ученик усваивает только 20% учебного материала, при этом учитель использует всего около 7% своего творческого потенциала, а оба они испытывают постоянный прессинг негативного процесса выгорания личности.

           Чтобы исключить эти явления, частично используются увеличение продолжительности обучения, ранняя предметная специализация, модернизация системы переучивания и обучения в межпредметных областях знаний. Однако все это мало что меняет по существу.

Педагоги — теоретики и практики — вынужденно блуждают в лабиринтах теорий, не имея критериев для выбора или перебора их. Причем, эти теории нередко столько же противоречивы, сколь и разнообразны. Педагог имеет право принять или не принять любую из них.

Он может даже создать свою соб­ственную теорию. Только вот будет ли она лучше уже известных? Во всяком случае, двигают им, как правило, высокие цели и планы. И в этом можно увидеть хоть какое­то оправдание, потому что для образования трудно, если вообще возможно, создать единую теоретическую модель — за исключением разве метатеории образования.

           Выход из положения представляется таким: из всех известных теорий создается своеобразный арсенал (банк), из которого выбирается та теория, которая в большей степени соответствует решаемой задаче. Такой арсенал поможет также оценивать возможности входящих в него теорий, свободно оперировать ими, моделировать их под решение определенных целей и задач, создавать новые теории по принципу дополнения.

Но, к сожалению, для решения накопившихся проблем и задач сплошь и рядом используются неадекватные методы, которые не дают эквивалентных результатов. На эту тему не однажды выступали в печати представители ВАК. А вот выдержки из статьи И. Целищевой: «Уровень научных работ в последнее время настолько снизился, что педагогика становится виртуальной наукой...». И далее: «...придется нам отказаться от веры в то, что современная педагогическая наука служит школе. В основном она обслуживает саму себя. И даже это делает плохо..., чем тотально вредит... всему обществу». Г. А. Месяц назвал педагогическую продукцию большим «научным мусором».

Трудно найти более сильное выражение для характеристики драматизма современного отечественного образования. И все­таки именно педагоги решают в конце концов, какие методы обучения наиболее эффективны в каждом конкретном случае. В результате такого отбора появляются даже «натуральные методы обучения» с полным отказом от учебников.

           В завршение хочу подчеркнуть следующее: чтобы составить верное представление об уровне образования, надо учесть, что из полученного в школе человек отверг, а что узнал сам. На практике это «что» рассматривается как «сумма знаний». Базой для ее формирования должны стать те знания, которые не забываются на протяжении всей жизни, то есть образование остается на всю дальнейшую жизнь обучаемого. Подобная задача ставится на современном этапе модернизации отечественного образования. Но она порождает новые для учителя вопросы, задачи, проблемы.

Между тем разработанная в мире и малоприменимая в России образовательная методология куррикулы может стать вполне подходящим механизмом для теоретического и практического решения проблем отечественного образования. Зарубежные педагоги-исследователи на протяжении полувека успешно решают задачу качества образования, используя куррикулярный подход, при котором обучение рассматривается как открытие для себя. Открывайте и познавайте себя, создавая свою школу жизни.

 

           B. F. Kvasha. Investigating the problems of domestic and foreign education, like ever-changing nature of the living organism, the author shares his ideas of the «dramatic» moments of its development.



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.

АДИ СЛАВИЦА

Агентство деловой информации





МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


Стройинвестиндустрия

КАЛЕНДАРЬ СОБЫТИЙ:

«    Январь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

АРХИВ НОВОСТЕЙ:

Декабрь 2017 (4)
Ноябрь 2017 (6)
Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)