Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Предприятия судостроения

Промышленность, Межотраслевой альманах: Предприятия судостроения - 18-05-2012, 11:17

 

 

Владимир Леонидович АЛЕКСАНДРОВ

генеральный директор ОАО «Адмиралтейские верфи», д.т.н. профессор, вице-президент РИА.

 

РАЗВИТИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ИННОВАЦИОННОГО ТИПА УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ СУДОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ

 

Судостроительная отрасль является одной из ведущих отраслей ОПК страны и важным сегментом экономики. Общая численность работающих на 172 предприятиях отрасли — около 160 тыс. человек. За последние три года объемы реализации продукции возросли со 130 млрд. рублей до 152 млрд. рублей в 2008 году и до 188 млрд. рублей в 2009 году. В структуре продукции продолжают доминировать военные заказы кораблестроения, которые составляют 70%. (Межотраслевой альманах ДСР №29/2011г.)

 

В регионах Северо-Западного федерального округа расположено 67 предприятий отрасли с численностью 92 тыс. человек (58% кадрового состава отрасли), которые обеспечивают выполнение 72% общих годовых объемов производства отечественного судостроения. Утвержденной Стратегией развития гражданского судостроения России предусмотрено создание и организация строительства в России в период с 2009 по 2020 год 1400 единиц судов и II Съезд инженеров России морской техники (рис. 1), в том числе:

 


• 650 единиц высокотехнологичных гражданских судов и специальной морской техники для освоения шельфа (на общую сумму 1000 млрд. рублей);
• 750 единиц речных судов и судов вспомогательного флота — для внутренних водных путей и обслуживания портов (на общую сумму 100 млрд. рублей).

 


Адмиралтейские Верфи

 

Итого расчетный объем производства гражданского судостроения за период до 2020 года должен составить 1100 млрд. рублей. Номенклатура и количество судов определены по данным ведомств-заказчиков, представленных ими в 2007-2008 годах в докладах на парламентских слушаниях в Федеральном собрании и в Морской коллегии.

 

 

Реальные процессы экономической глобализации и разделения труда в мировом судостроении последнего времени не отвечает национальным интересам ряда стран, включая Россию. Продолжается концентрации производства технически несложных судов различных классов на базе современных достижений технологии по демпинговым ценам на верфях Юго-Восточной Азии (свыше 70% тоннажа мирового коммерческого судостроения заказано на верфях Южной Кореи, Японии и Китая).

 


Адмиралтейские ВерфиСегодня мы располагаем мощностями предприятий ОСК для обработки 265 тыс. тонн металла в год. Дефицит мощностей по обработке металла составляет по расчету еще столько же. Наибольший объем переработки металла (до 60%) потребует строительство крупнотоннажных морских судов (дедвейтом более 70 тыс. тонн), ледостойких платформ и морских сооружений для освоения континентального шельфа и объектов инфраструктуры (морских и прибрежных) для обустройства Северного морского пути, освоения ресурсов углеводородов на шельфах морей и океанов.

 

 

В настоящее время все ведущие судостроительные предприятия России проигрывают в конкурентоспособности зарубежным компаниям по важнейшим показателям трудоемкости и срокам постройки судов, производительности труда, организации современного высокотехнологичного производства, в темпах внедрения инноваций. В отрасли эксплуатируется около 65-75% морально устаревшей и физически изношенной активной части производственных фондов.

 


Адмиралтейские ВерфиПостроечные места — стапели и другие капитальные сооружения устарели и требуют модернизации. Наиболее крупные верфи построены более 65 лет назад, не отвечают современным требованиям. Мало используется новое высокопроизводительное оборудование, в том числе линии для обработки крупногабаритного листа размерами 4,2(4,5)х16 метров. Полностью отсутствуют стапельные краны большой грузоподъемности (600, 900, 1200 и более тонн), что не позволяет применять методы крупноблочного и модульного строительства судов.

 


Современных построечных мест для строительства крупнотоннажных судов дедвейтом более 70 тыс. тонн, оснащенных кранами большой грузоподъемности (900-1200 тонн), в России нет вообще. По предварительным оценкам, в ближайшей перспективе общая тенденция сокращения емкости мирового рынка технически сложной продукции — вооружений и военно-морской техники (В и ВТ) сохранится, что неизбежно приведет к дальнейшему обострению конкуренции между основными экспортерами, а также судостроительными предприятиями внутри России, что фактически уже наблюдается для российских предприятий. Поэтому вопросы инновационного развития промышленного потенциала судостроительных предприятий региона крайне актуальны.


 

Адмиралтейские Верфи1. ОАО «Адмиралтейские верфи» за последние пять лет успешно выполнило контракты как в области коммерческого судостроения, так и производства специальной продукции для ВМФ России и поставок В и ВТ Инозаказчику. Коллектив предприятия удерживает лидерство по производству дизельных подводных лодок, коммерческих судов ледового класса, изделий машиностроительного производства в России.


2. Предприятие имеет опыт сертификации по системе качества ISO 9000:2000, лауреат Премии Правительства РФ (2000 г.) и дважды — лауреат премии по качеству правительства Санкт — Петербурга(1999-2005 гг.).

 

3. Реализованы мероприятия по повышению технического уровня производства, улучшения условий труда и социальной инфраструктуры предприятия. Затраты на реализацию программ 2005-2009 годов составили 2,9 млрд. рублей, в том числе за 2008 году — 891,0 млн. рублей, что обеспечило экономический эффект на сумму 657 млн. рублей.

 

 

Адмиралтейские ВерфиНаиболее значимые из них:
— линия первичной обработки металла, позволяющая обрабатывать лист шириной до 3,2 м (рис. 2);
— современная плазморежущая машина для вырезки деталей из листа размером до 3,2х12,0 м (рис. 3);
— комплексно-механизированные линии изготовления корпусных конструкций: линии микропанелей, линии плоских секций, линии тавров (рис. 4);
— полностью автономную окрасочную камеру для предварительной окраски секций и блоков размером до 20х24х15 м (рис. 5);
— учитывая важность перевода производства на цифровые технологии создали Инженерный центр, который полностью самостоятельно осуществляет проектирование судов коммерческого флота в специализированной САПР TRIBON с созданием электронной 3-D модели судна. Практически вся конструкторская документация для строящихся заказов переведена в электронный архив (это 7800 чертежей проектной документации, 27000 сборочных чертежей и эксплуатационной документации);
— обеспечивая общую концепцию создания информационной поддержки послепродажного обслуживания для кораблей ВМФ России создали для Российской ДЭПЛ 4-го поколения «Санкт-Петербург» и передали в промышленную эксплуатацию Программный комплекс интерактивной электронной документации. Данный программный комплекс является одним из вариантов реализации базовых принципов построения системы интегрированной логистической поддержки, создание которой является в последнее время, одной из наиболее актуальных технических проблем;

 

 

Адмиралтейские Верфи

— невозможно в современных условиях международного рынка обеспечить конкурентоспособность отечественного судостроения без качественной технической подготовки производства — в первую очередь конструкторской — это «надежный» технический проект, адаптированный к условиям производства РКД, а также «своевременной» технологической и организационной. Без автоматизации этих процессов ни одно предприятие не может считать себя устойчивым. На предприятии функционирует интегрированная информационная система «Адмирал», которая позволяет управлять процессами подготовки производства и строительства судов и кораблей в цифровом формате. То есть с некоторой долей допущения можно говорить о создании виртуального верфи (рис. 6). В настоящее время производственные возможности предприятия позволяют ежегодно строить или ремонтировать до двух НАПЛ типа класса «Кило».


Сдерживающим фактором увеличения производственной мощности является значительная удаленность друг от друга цехов предприятия, участвующих в постройке подводных лодок. Поэтому стратегически разработана программа развития подводного кораблестроения ОАО «Адмиралтейские верфи». Последние годы тема государственной поддержки модернизации и развития устаревших производственных мощностей отечественного судостроения находит отражение в соответствующих Указах и Поручениях Президента России, в Посланиях Президента Федеральному собранию Российской Федерации, в решениях Морской коллегии Правительства. В федеральном бюджете страны на 2009 год и два последующих года нашли отражение целевые статьи расходов (ЦСР), прямо или косвенно направленные на развитие отечественного судостроения, в том числе:


• взносы в уставные капиталы ОАО «Объединенная судостроительная корпорация»;
• расходы на выполнение НИОКР по ФЦП «Развитие гражданской морской техники на период 2009-2016 год»;
• субсидии на возмещение части затрат на уплату лизинговых платежей и процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на закупку гражданских судов отечественного производства с последующей передачей их российским транспортным компаниям и организациям рыбохозяйственного комплекса по договорам лизинга.


Для решения проблем модернизации производственных мощностей и скорейшего обновления устаревшей технологии решением Совета Безопасности Российской Федерации от 21.06.2010 г. (Пр-1791) предусмотрено в 2010 году разработать, согласовать с заинтересованными ведомствами и представить на утверждение Правительству России «Перечень приоритетных инвестиционных проектов на период 2010-2020 годов по развитию отечественного судостроения». В том числе выделить первоочередные инвестиционные проекты для реализации с 2010 года. Перечень приоритетных инвестиционных проектов должен содержать два раздела:


Раздел 1 — проекты освоения производства в России в 2010-2020 годах около 650 ед. высокотехнологичных гражданских судов и морской техники,
Раздел 2 — проекты строительства современных судостроительных комплексов, модернизации и развития основных производственных мощностей.

 

 

Расчетная сумма затрат на строительство современных судостроительных комплексов и модернизацию производственных мощностей судостроения составит по предварительному расчету за 10 лет около 160 млрд. рублей, в том числе из бюджета (на возвратной основе) — не менее 80 млрд. рублей. Этим приоритетным инвестиционным проектам специальным Постановлением Правительства Российской Федерации целесообразно присвоить статус государственных заказов.

 


Присвоение проектам статуса государственных заказов позволит создать механизм реализации утвержденной Стратегии развития судостроительной промышленности, определить условия и источники финансирования для реализации проектов в рамках государственно-частного партнерства, ужесточить процедуру контроля за ходом выполнения работ.



Предварительные расчеты показывают, что предоставляемые бюджетом для реализации проектов государственные гарантии инвесторам, а также средства бюджета, выделяемые на возвратной основе будут планомерно возвращены за счет роста налогооблагаемой базы при строительстве и эксплуатации новых судов под российским флагом.

 


Реализация перечисленных выше приоритетных проектов и присвоение им статуса государственного заказа позволит ускорить и упростить решение ряда нормативно-правовых вопросов — для реализации государственной промышленной политики в области судостроения. Это будет иметь решающее значение для реализации Стратегии развития судостроительной промышленности и ряда смежных отраслей-поставщиков материалов и комплектующих изделий (металлургия, атомное и энергетическое машиностроение, приборостроение, нефтегазохимическое машиностроение).

 

V. L. Alexandrov. The shipbuilding industry is one of leading branches of the country s defense industry and an important segment of the economy. Total number of employees on 172 enterprises of the sector is about 160 thousand people. A program of submarine construction of «Admiral Shipyards» is maintained.




 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Календарь событий:

«    Июль 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31