Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Перспективы развития Дальнего Востока

Промышленность, Экономика, Межотраслевой альманах: Перспективы развития Дальнего Востока - 25-05-2012, 11:14

Перспективы развития Дальнего Востока

 

Владимир Федорович ФИЛАРЕТОВ

вице-президент РИА, президент  Дальневосточного отделения Российской инженерной академии,  зам. председателя Координационного совета по промышленности, науке и инновационным технологиям ассоциации «Дальний Восток и Забайкалье», доктор технических наук, профессор.

 

ДАЛЬНИЙ ВОСТОК ДОЛЖЕН СТАТЬ БЛИЖЕ


Территория, превосходящая по площади всю Европу, скрывающая в своих недрах огромные богатства, обладающая «от рождения» хорошим потенциалом для развития, в течение нескольких поколений дошла до разряда «депрессивных». Это означает, что население не обеспечено соответствующим уровнем качества жизни и без сожаления покидает этот регион. Если мы хотим сохранить Забайкалье и Дальний Восток за Россией, сложившуюся ситуацию нужно менять немедленно и коренным образом.

 

На этой гигантской территории проживают менее 8 млн. человек, и их количество неуклонно уменьшается из года в год. А рядом, в  северных провинциях Китая, проживают более 200 млн. человек. Я не хочу сказать, что такое соотношение вызывает чувство раздражения — нет, но некоторое напряжение создается.

 


Что же конкретно нужно сделать для быстрого и эффективного развития региона? Можно выделить четыре главные составляющие  для решения этой важнейшей для России задачи: политические, экономические, социальные и технические (технологические). Политическую составляющую можно определить как твердую заинтересованность российского руководства в этой отдаленной территории. Это подтвердилось недавним посещением Президентом России Д. А. Медведевым одного из островов Курильской гряды и последующими за этим событиями. Был сделан важный политический шаг. Второй значимый момент связан с проведением саммита руководителей стран АТЭС в 2012 году во Владивостоке. В принципе здесь в политическом поле все нормально.

 


Сейчас экономическая ситуация такова, что большинство Дальневосточных территорий находятся в депрессивном состоянии. Вряд ли  хватит бюджетных финансовых средств и сил одновременно высокими темпами развивать все территории региона. В данной ситуации для интенсивного приоритетного развития, видимо, следует выбрать хотя бы один-два субъекта Федерации, привлекательных не только для инвесторов, но и для населения, где уже сейчас имеются повышенные темпы развития. Приморский край имеет более 7% годового прироста валового регионального продукта. Подъем есть и в Хабаровском крае.

 


Но это, пожалуй, единственные привлекательные Дальневосточные субъекты Федерации. Поэтому если будет решаться экономический вопрос, куда вкладывать средства, то, наверное, не стоит их «размазывать» тонким слоем на всех, а все-таки следует  вложить туда, где уже есть тенденция прироста и подъема.

 

 

Вот к наиболее важным социальным событиям я бы отнес создание Дальневосточного федерального университета. Он начнет  работать активно после саммита АТЭС 2012 года. Но есть проблема. Сейчас ЕГЭ позволяет выпускникам школ участвовать в конкурсах на поступление в любой университет, даже не выезжая в другой регион. При этом хороший студент всегда застрахован, поскольку он  подает документы сразу в несколько университетов, имеющих разный рейтинг.

 


Раньше такой возможности не было. Поэтому не все талантливые выпускники школ рисковали покинуть свой регион, заплатив  большие деньги за перелет в столицу без твердых гарантий поступления в вуз. Сейчас такая возможность появилась, и самая  одаренная молодежь, которая очень нужна на Дальнем Востоке России, ею активно пользуется. Но после обучения, как правило, обратно уже не возвращается. Строящийся Федеральный университет эту ситуацию может изменить, если действия его руководства  окажутся правильными и эффективными.



О социальных задачах говорить можно много. Сейчас хотелось бы выделить только одну наиважнейшую задачу, без которой  никакого возрождения Дальневосточного региона не произойдет в принципе. Это подготовка инженерных кадров у нас: как их надо  готовить, чтобы мы сумели развернуть на Дальнем Востоке автоматизированное высокоэффективное производство? К сожалению, в России сейчас сложилась весьма непривлекательная ситуация: заметно снижается уровень школьного образования. Подавляющее  большинство населения любыми средствами стремится получить не столько высокие профессиональные знания, сколько просто  диплом о высшем образовании. У нас среди молодежи — 70% с дипломами. А кто же работать-то будет? Техников практически нет,  рабочих практически нет. И особенно это ощущается у нас.

 


Я могу сказать, что в западных странах 30% молодежи имеет высшее образование, 40% — средне-техническое и 30% — это рабочие.  У нас все наоборот. Мы с такой статистикой никогда экономику не поднимем. По опросу, проведенному в студенческих группах технических специальностей различных университетов (это по всей России, не только по Дальнему Востоку), 70% обучающихся  заведомо знают, что по специальности работать не будут. Кого мы учим, зачем?



Эту ситуацию усугубляет и тот факт, что университеты в огромных количествах вынуждены принимать на бюджетные места  обладателей троечных школьных аттестатов, которые в принципе не способны освоить курс высшей школы. Эта огромная армия слабо подготовленных абитуриентов нейтрализует по-настоящему сильных, не давая возможности преподавателям активно и  продуктивно работать именно с теми, кто может стать хорошим специалистом.

 


У нас четко сложилось в России представление: если ты не имеешь диплома о высшем образовании, ты ущербный. Но давайте дадим  начальное высшее образование — два года, а потом отправим его в ПТУ, чтобы он освоил какую-либо профессию. А учить будем тех,  кто может. Только собрав в одну группу наиболее способных, можно обеспечить их действительно качественную подготовк.

 

Хотелось бы отметить, что по предложению В. В. Путина было принято очень важное и правильное стратегическое решение — о включении в состав ДВФУ мощного блока технических специальностей. Руководством этого университета принято и другое правильное решение о выделении ограниченного числа приоритетных направлений предстоящего развития, которые должны быть  утверждены правительством: ресурсы мирового океана; энергоресурсы и энергосберегающие технологии; индустрия наносистем и  наноматериалов, экономическое, технологическое и культурное взаимодействие со странами АТР; транспортно-логистический комплекс и биолого-медицинские технологии. Перспективность этих направлений очевидна. Все они совпадают с приоритетными  направлениями развития РФ.

 


Мне как специалисту в области создания подводной робототехники и систем управления этими объектами приятно, что мои научные и  практические интересы признаны одними из важнейших. Но смогут ли все перечисленные выше направления быстро дать реальную  отдачу для региона? Куда пойдут подготовленные специалисты и созданные научные наработки в области всех этих  направлений? А их предполагается готовить в массовых количествах. В ДВФУ ожидается обучение одновременно 30000 студентов и аспирантов. Но пока заводов по некоторым из перечисленных выше направлений нет. Значит, их нужно проектировать и строить. Но  удет ли это быстро реализовано?


 

Сейчас только формируется стратегия развития ДВФУ. Однако к началу его открытия встанут и важные практические задачи. В университете планируется обучать не менее 30% иностранцев. Но при этом общаться с ними и вести занятия нужно будет на английском языке. Как человек, постоянно ведущий занятия с иностранными студентами на трех иностранных языках, могу с  уверенность сказать, что это совсем не просто. Нужно еще подбирать и преподавателей: не каждый сейчас является реально  действующим ученым или разработчиком новой техники, способным увлечь студента личным примером. За рубежом существуют  лаборатории для реальной экспериментальной научной работы. Студенты там учатся круглосуточно. Они спят на рабочих местах, они работают по-настоящему, с ними преподаватели работают по-настоящему, но это те, кто хочет учиться.

 

 

В заключение хотелось бы отметить проблемы и особенности дальневосточных промышленных предприятий. К сожалению, традиционно вся продукция, выпускаемая этими предприятиями, проектировалась и разрабатывалась в западных регионах страны. Самостоятельных отраслевых КБ и НИИ на востоке нашей страны нет. Но их нужно создавать, используя и появившиеся возможности ДВФУ. Этот процесс будет длительным и тяжелым, поскольку без уже имеющихся традиций трудно подготовить специальные группы разработчиков, способных создавать новую конкурентоспособную продукцию мирового уровня.

 


При этом необходимо изменить и подход, сложившийся у многих ученых региона. До сих пор считается, что ученому важно получить  прикладной результат в области его научных интересов. Далее полагается, что кто-то и почему-то должен «броситься» доводить  этот результат до массового выпуска готовой продукции…

 


Вот что происходит! Я, скажем, прихожу на производство, предлагаю целые сборники научных работ, заготовок, идей — у нас они  есть. Предприятия смотрят на них: «А зачем нам это вообще надо? У нас свои цели, свои задачи, свои производственные интересы.  Вы приходите к нам, посмотрите, что мы делаем, что нам нужно. Потом, когда вы поймете наши нужды, поймете, что мы можем,  разрабатывайте продукцию». Ученые и разработчики должны сами идти на существующее производство, детально знакомиться с  ним, не навязывая свою непрофильную для них разработку или продукцию. Постепенно, по обоюдному согласию, можно начать  создавать новые изделия и технологии, действительно необходимые заводу, подстраивая свои научные интересы под интересы  предприятия.


 

А руководители предприятий должны понимать, что для доведения до серийного выпуска новых разработок требуется проведение  серьезных исследований и систематическое финансирование. Часто считается, что ученые почему-то должны выполнять свою работу почти бесплатно за счет своих уже давно несуществующих резервов. Очень хочется надеяться, что эта ситуация является  временной, так как в условиях реального рынка руководство промышленности быстро и существенно меняет свои прежние взгляды. 

 

(Межотраслевой альманах ДСР №29/2011г.)



 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31