Деловая слава России


Новости



МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты


АКТУАЛЬНАЯ ТЕМА



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Промышленность » Новости Саха (Якутия)

Промышленность, Экономика: Новости Саха (Якутия) - 28-04-2016, 10:03

 

Александр Ильич БОРИСОВ

 

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЙОНОВ КРАЙНЕГО СЕВЕРА И ПРИРАВНЕННЫХ К НИМ МЕСТНОСТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ СРОКАМИ ЗАВОЗА ГРУЗОВ


Правительством Российской Федерации внесен на обсуждение Проект Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Новый закон должен навести порядок там, где ФЗ-94 не удалось урегулировать отношения. В весеннюю сессию новый закон о федеральной контрактной системе (ФКС) обсуждается в Совете Федерации, в Госдуме и на межведомственных комиссиях. Публикуем доклад о предложениях Республики Саха (Якутия) к проекту Федерального закона «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг». Доклад был сделан на рабочей группе Совета Федерации 28 марта 2012 года, руководитель группы — Николай Иванович Рыжков, член Комитета СФ по федеративному устройству, региональной политике, местному самоуправлениюи делам Севера.

 


Республика Саха (Якутия) – самый крупный по площади (3103,2 тысячи км2) субъект Российской Федерации, занимает пятую часть страны. Около 40% территории республики занимает группа северных и арктических улусов (свыше 1,1 миллиона км2). Удаленное географическое положение Республики Саха (Якутия), ограниченные сроки навигации, отсутствие производственной базы и инфраструктуры определяют наличие определенных особенностей в сфере обеспечения государственных, муниципальных и иных ее нужд.

 

 

Вместе с тем, как и действующий Федеральный закон 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», законопроект «О федеральной контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг» не учитывает в полной мере особенностей территорий Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому я остановлюсь на наиболее актуальных вопросах не только для Республики Саха (Якутия), но и для всех северных и арктических регионов. Это вопросы, непосредственно касающиеся «северного завоза», участия сельских товаропроизводителей в обеспечении государственных и муниципальных нужд и вопросы размещения и исполнения заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов.



«Северный» завоз – это комплекс ежегодных мероприятий по обеспечению территорий Крайнего Севера РФ основными жизненно-важными товарами в преддверии зимнего периода. Его особенностью является обеспечение поставки в ограниченные сроки навигации двухлетнего, а то и болеедлительного периода потребности населения и учреждений социальной сферы в нефтепродуктах и социально значимых товаров. К примеру, более 80% территории Республики Саха (Якутия) имеют сезонную транспортную доступность. Удаленное географическое положение республики от основных промышленных центров России определяет пробег завозимых грузов от поставщиков до потребителей на ее территории по железной дороге в среднем до 4 тысяч километров, по морским путям – более 6 тысяч километров.

 


Значительны расстояния перевозок во внутриреспубликанских сообщениях. К примеру, от города Якутска до центров улусов расстояния колеблются от 70 до 4500 километров, в том числе по наземным путям – от 800 до3200 километров, по водным – от 2000 до 4500 километров, по воздушным линиям – 840–2000 километров. При этом в среднем по республике грузы внешнего завоза находятся в пути 270–280 суток. Следствием транспортной сезонности является ежегодное отвлечение значительных средств на завоз и хранение грузов. При этом на долю транспортных затрат приходится порой до 40% конечной стоимости товаров.

 

 

Сегодня выиграть заказ может практически любая «фирма-однодневка»,  а затем идет ликвидация фирм стоимость таких услуг значительно ниже, а для заказчика появляется угроза срыва поставок и чрезвычайной ситуации. Поиск нового поставщика в экстремально короткие сроки, а зачастую и в экстремальных сезонных условиях, приводит к значительному удорожанию поставки на 100 и более процентов. В этих условиях для нас наиболее важным является надежность участников завоза, в связи с этим появляется необходимость установления дополнительных требований.

 


В этой связи республикой предлагается в отдельной главе предоставить субъектам, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, право устанавливать дополнительные требования к участникам при поставке в северные регионы стратегических и жизнеобеспечивающих товаров иуслуг, прежде всего – надежность участника процедур закупок. При этом надежность, как установленный критерий, может быть оценена, например, по своевременности и качеству исполнения обязательств по предыдущим заказам участника с накоплением данной информации в единой информационной системе. Следующим принципиальным вопросом для северных субъектов является возможность осуществления централизованной закупки у единственного поставщика и недопущения при этом ценовых диспропорций и последующего снижения уровня жизни населения. При этом все процедуры – от определения перечня районов Крайнего Севера и приравненных к ним территорий, товаров и услуг до определения поставщиков – должны осуществляться под контролем Правительства Российской Федерации или посредством передачи соответствующих полномочий субъектам РФ.

 

 
Еще один немаловажный вопрос – участие в процедуре закупок сельских товаропроизводителей.По данным статистики Республики Саха (Якутия) отмечается снижение объемов реализации сельхозпредприятиями основных видов продукции для государственных и муниципальных нужд. Из-за отсутствия оборотных средств сельскохозяйственные предприятия не имеют возможности участвовать в государственных и муниципальных закупках и вынуждены порой продавать свою продукцию перекупщикам по минимальным ценам, отчего несут убытки. В связи с этим предлагаем законодательно закрепить норму, обязывающую заказчиков размещать заказ у сельскохозяйственных товаропроизводителей, так же, как это определено по отношению к субъектам малого предпринимательства. Например, в размере не менее десяти процентов от общего годового объема закупок товаров путем проведения конкурсов без предъявления требований к обеспечению.



*****

 

 

Законопроект «О федеральной контрактной системе» сохраняет ориентированность на закупку стандартной продукции, то есть товаров массового и серийного производства, стандартизированных работ и услуг и не учитывает особенностей закупок сложных работ. Строительные, геологоразведочные, интеллектуальные, научно-производственные работы также имеют сезонность, поэтому требуется защита заказчиков от недобросовестных исполнителей.

 

 

В частности, мы предлагаем уточнить отдельные положения, касающиеся размещения и исполнения заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов. Предлагается дать возможность заказчикам устанавливать обеспечение заявки на участие в торгах до 10%. Эти меры позволят уже на начальном этапе отсеивать участников размещения заказа, не обладающих необходимыми финансовыми ресурсами. Необходимо установить возможность проведения конкурса, а не аукциона при размещении таких заказов. Кроме этого, наименьшая цена на строительство объекта, по которой определяется победитель аукциона, приводит к ухудшению качества строительства объектов за счет привлечения неквалифицированных фирм и кадров, применения дешевых, некачественных материалов и технологий.

 


Большой проблемой для заказчиков является необходимость размещения в полном объеме на официальном сайте проектно-сметной документации (ПСД). Объем такой информации очень значительный, в связи с чем предлагается дать заказчику право самостоятельного определения порядка ознакомления и предоставления ПСД с обязательным информированием участников через общероссийский официальный сайт. При размещении заказов на строительство стоимость долгосрочных контрактов закладывается исходя из прогноза инфляции и колеблется в среднем от 6 до 8%. Однако в связи с финансовым кризисом или иными негативными факторами уровень инфляции порой оказывается выше прогнозных показателей. Незапланированный рост издержек подрядных организаций отражается не только нафинансовом состоянии предприятий, но и приводит к срыву запланированных сроков и росту числа объектов незавершенного строительства. В связи с этим предлагается разрешить заказчикам корректировать контрактную стоимость по заключенным долгосрочным контрактам в размере разницы между фактическим и прогнозным уровнем инфляции. Кроме этого, надо восстановить норму, допускающую при выявлении дополнительных работ входе исполнения обязательств по контракту возможность изменения обозначенной стоимости не более чем на 10%.

 

*****

 

До настоящего времени отсутствует порядок взаимодействия между уполномоченными федеральными и региональными органами при осуществлении контроля в сфере закупок, нет четкой регламентации процедур. При этом для субъектов Российской Федерации затруднен мониторинг нарушений и определение мер, направленных на повышение экономической эффективности закупок. В свою очередь участник размещения заказа имеет возможность одновременного обращения с жалобой как в уполномоченный орган субъекта РФ, так и в федеральный орган, что приводит к дублированию функций, необоснованным потерям времени и финансовых ресурсов двух ведомств.

 

 

В связи с вышеперечисленным, предлагаем контроль за соблюдением законодательства в федеральной контрактной системе, включая обжалования действий (бездействий) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии (за исключением обжалования действий оператора электронной площадки) передать органам государственной власти субъектов Российской Федерации. Также считаем целесообразным сохранить использование имеющихся автоматизированных систем субъектов Российской Федерации, внеся соответствующие изменения и дополнения в законопроект.Выражаю надежду, что новая федеральная контрактная система выработает дифференцированный подход с учетом специфики северных территорий и позволит решить задачу эффективного обеспечения государственных и муниципальных нужд.

 

(Межотраслевой альманах ДСР №36/2012г.)

 




Ключевые теги: Экономика
 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО:

Анонсы

Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31