Деловая слава России


Новости


МЕЖОТРАСЛЕВОЙ АЛЬМАНАХ

Свежий номер альманаха, Архив номеров, Подписка на альманах, Реклама в альманахе, Контакты



РАЗВИТИЕ НАУКИ В РОССИИ



Опрос

Нужно ли стремиться вернуть в Россию учёных, уехавших жить и работать за границу?
Да, не стоит упускать умных и талантливых людей
Скорее да, но вряд ли наше государство сможет обеспечить им заграничный уровень жизни
Скорее нет, лучше обеспечить хорошие условия тем, что ещё не уехали
Нет, лучше вложить средства в воспитание и развитие молодых учёных
Другое








Деловая слава России » Наука » ОАО Фазотрон НИИР

Наука: ОАО Фазотрон НИИР - 23-07-2012, 00:26

Анатолий Иванович КАНАЩЕНКОВ,

директор и главный конструктор Научного центра специальной радиоэлектроники и менеджмента МАИ, советник генерального директора ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», доктор технических наук, профессор, кандидат экономических наук, академик РИА, действительный член Академии электротехнических наук РФ и Международной академии информатизации

 

Многие годы, с момента своего появления в середине 30-х годов, радиолокационные станции в нашей стране использовались только в военных целях. Днем и ночью они с помощью радиосигналов обнаруживали на значительном расстоянии самолеты (а затем ракеты), корабли и наземные объекты противника и наводили на них самолеты, ракеты, пушки и зенитки.

 


ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР» (в прошлом – НПО «Фазотрон»), которую я возглавлял 21 год до 2006 года, создавала с 1960-х годов и создает сейчас для ВВС страны бортовые радиолокационные станции (БРЛС) и системы управления вооружением (СУВ) реактивных истребителей-перехватчиков и многофункциональных истребителей. Почти все отечественные самолеты этого класса имели и имеют фазотроновские БРЛС. В состав бортового радиоэлектронного комплекса самолета (РЭК) входят также тепловые, лазерные, оптические и телевизионные системы наведения. Однако именно БРЛС стала основой бортового РЭК, так как имеет самую большую дальность действия, обеспечивает всепогодность и круглосуточность выполнения истребителем боевых задач, а также обладает элементами интеллекта, способного объединить работу всех систем бортового РЭК.

 

 

Мы «научили» БРЛС облучать землю, работая в режиме картографирования, что позволило выделять на ней движущиеся и неподвижные цели, а также прокладывать трассу полета. Затем мы разработали несколько радаров для боевых вертолетов, важным отличием которых является выполнение значительной части полета на малой высоте, что требует особых мер по обеспечению его безопасности.

 

 

То, что излучение БРЛС демаскирует летательный аппарат (ЛА), на котором она установлена, а также стремление сэкономить ресурс БРЛС привели к тому, что ее стали включать лишь на время атаки. В результате самолет, имеющий на борту радар, при дальних перелетах его не использовал, что неоднократно приводило к катастрофам (как, напри-мер, в известном случае в Камрани, когда погибли 3 российских истребителя и 4 летчика). С целью избежания подобного в вертолетные радары были введены функции облета препятствий и предупреждения столкновений, а также режим «метео», обеспечивающий обнаружение метеообразований.

 

 

В настоящее время главной задачей в нашей стране, как и во всем мире, становится безопасность и сохранение жизни своих граждан. И если ранее БРЛС в летательных аппаратах предназначались для выполнения только боевых задач, то сегодня радиолокационная станция должна находиться на каждом ЛА и работать в течение всего полетного времени. Поэтому современная перспективная БРЛС должна быть универсальной, малогабаритной (МБРЛС) и предназначаться для:


 

• обеспечения национальной безопасности России в самом широком смысле: военной (в том числе антитеррористической) и гражданской – экологической, экономической, предупреждения и ликвидации последствий природных и техногенных катастроф ичрезвычайных происшествий, проведения поисково-спасательных операций и тому подобного

 

• осуществления мониторинга состояния поверхности участка земной поверхности и находящихся на нем неподвижных и движущихся объектов в народнохозяйственных целях в интересах промышленности, транспорта, сельского хозяйства, добывающей промышленности (прежде всего нефти и газа) и строительства;

 

• обеспечения безопасности полета различных ЛА за счет непрерывного наблюдения за участком пространства, в котором наиболее вероятно появление опасностей (угроз) для ЛА; их обнаружение и распознавание, определение уровней и установление приоритетов опасностей; выработка предупреждающих сигналов о них, а также рекомендаций или команд по их преодо-лению – ликвидации, либо снижению уровня опасности.

 

 

Еще одним принципиальным отличием подобной МБРЛС должно быть наличие у нее искусственного интеллекта, что позволит ей не только выполнять множество заданных функций, но и решать новые задачи, возникающие при ее работе на протяжении жизненного цикла, при этом ею будет запоминаться примененный метод решения. То есть она должна обладать способностью к элементам «обучения».

 

Создание МБРЛС является национальным проектом, поскольку он обеспечит авиацию России современным малогабаритным интеллектуальным радиолокатором. Такое понимание потребностей народного хозяйства и ВВС страны в такой современной БРЛС, в создании которой используются огромный опыт, накопленный ОАО «Корпорация «Фазотрон-НИИР», в сочетании с научной базой МАИ, позволили нам организовать совместную разработку малогабаритной БРЛС двойного назначения (МБРЛС). Для этого в МАИ в 2010 году был создан Научный центр специальной радиоэлектроники и менеджмента (НЦ СРМ МАИ), задачей которого является не только разработка и изготовление опытных образцов МБРЛС, но и создание комплексного проекта организации их высокотехнологичного серийноговыпуска. Ведь в нашей стране отличные разработки часто не получают организованного на современном уровне менеджмента и проигрывают на остальных этапах жизненного цикла изделия — серийном производстве, определении цены, представлении на мировом рынке, обеспечении послепродажного сервиса и так далее. Причины этого, в первую очередь, в многолетней работе нашей промышленности в советских условиях планового хозяйства, исключавшего конкуренцию при диктате затратного механизма, где для увеличения материальной заинтересованности участников разработки было необходимо «раздувать» ее стоимость, что неизбежно поднимало и цену изделия. Теперь же, чтобы достойно выглядеть на мировом рынке, надо жить с учетом его законов.


 

С 2010 года «Научный центр специальной радиоэлектроники и менеджмента Московского авиационного института» (НЦ СРМ МАИ) ведет разработку малогабаритной интеллектуальной радиолокационной системы МФ-2. МФ означает «МАИ и «Фазотрон», а цифра 2 позволяет легко запомнить значительную часть информации об этой МБРЛС: она – двойного назначения, двухдиапазонная, состоит из двух модулей, разрабатывается двумя организациями, в два раза легче самого малого фазотроновского радара и сможет на два десятка лет обеспечить большую часть потребностей ЛА нашей страны в БРЛС. Ее малые габариты и большие возможности обеспечат ее использование в большом числе различных летательных аппаратов, что неизбежно со временем снизит ее цену.

 

Нашему проекту всего лишь полтора года. Впервые за последние 20 лет финансирование разработки БРЛС осуществляет государство по линии Министерства образования и науки РФ (с ноября 2010 года). Конструктивно МБРЛС МФ-2 состоит из двух модулей – модуля переднего обзора (мм Ка-диапазона) массой 35 кг и модуля бокового обзора (см Х-диапазона) – 23 кг. Фактически это два независимых радиолокатора, которые по желанию заказчика могут поставляться и отдельно.

 

 

Двухдиапазонная МБРЛС в полной комплектации обеспечивает дальность действия (в зависимости от задачи) от 0,2до 28 км в Ка-диапазоне и до 160 км в Х-диапазоне, имея массу не более 55-60 кг. При этом она обеспечивает обнаружение наземных и надводных неподвижных и движущихся объектов, определяет метеообстановку, обеспечивает безопасность полета (предупреждая о возможности столкновений) и даже осуществляет обход препятствий при маловысотном полете (в том числе ЛЭП), производит картографирование участка земной поверхности, обнаруживает и сопровождает воздушные цели.


 

МБРЛС МФ-2 полностью цифровая, ее программно-аппаратный комплекс на основе высокопроизводительной вычислительной системы обеспечивает не только многочисленные функции, но даже имеет избыточность функциональных возможностей, что позволяет решать возникающие в процессе ее эксплуатации новые задачи. Подобное построение дает возможность впервые для БРЛС подобного класса решить такие сложные задачи, как распознавания объектов за счет получения их детальных радиолокационных изображений с линейным разрешением от 0,25 до 0,5 м (например, ЛЭП) и обнаружение движущихся малоразмерных и малоскоростных объектов с радиальной скоростью от 0,5 до 1,0 м/с (например, идущего человека).

 

 

С помощью МБРЛС МФ-2, установленной на борту вертолета, самолета или беспилотника можно получать информацию о состоянии:

• поверхности земли, засеянных полей, атмосферы, акватории, лесных массивов;

• транспортных коммуникаций (железных дорог, шоссе и автострад, судоходных рек);

• сырьевых и энергетических коммуникаций (нефте- и газопроводов, ЛЭП, лесосплава);

• процессов, связанных со стихийными бедствиями и промышленными авариями, катастрофами, нарушениями природоохранных законов и их экологических последствиях;

• процессов строительства заводов, аэродромов и других объектов. Накопленная при полете информация может сниматься по его окончании, а при необходимости – сбрасываться в режиме реального времени, что позволит принимать оперативные решения.

 

 

Представленный на проходившей 17-19 апреля 2012 апреля международной выставке «Высокие технологии XXI века» («ВТ ХХI-2012») опытный образец модуля переднего обзора МБРЛС МФ-2 вызвал большой интерес посетителей, специалистов авиастроения, военных, а также руководителей государственных и частныхпредприятий. Как один из лучших экспонатов выставки «Высокие технологии XXI века» отмечен почетным знаком «Золотая статуэтка «Святой Георгий».Публикации в прессе и интернете называют эту нашу работу «прорывной». Наверное, это справедливо, ибо особые качества нашей МБРЛС просто не умещаются в ее названии. Так вот на всякий случай сообщаю полное имя создаваемой нами системы МБРЛС МФ-2 – малогабаритная двухдиапазонная цифровая многофункциональная интеллектуальная масштабируемая высоконадежная помехозащищенная с детальным разрешением объектов бортовая радиолокационная система. Просим любить и жаловать МБРЛС МФ-2. Она еще скажет свое слово во благо нашей любимой России!

 

 

A.I. KANASHCHENKOV. Modern perspective on-board radar installation (OBRI) should be universal and small (SOBRI). OBRI is intended for guaranteeing Russia`s national security, including military and antiterrorist, civil – environmental and economical, avoiding and eliminating outcomes of natural and anthropogenic catastrophes.

(Межотраслевой альманах ДСР №36/2012г.)

  

 

Другие новости по теме:


Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.


АКТУАЛЬНО

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ НАУКИ


Календарь событий:

«    Октябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
 

Архив новостей:

Сентябрь 2017 (2)
Август 2017 (3)
Июль 2017 (5)
Февраль 2017 (1)
Декабрь 2016 (1)
Ноябрь 2016 (7)